Революция в культуре чтения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Читательская лихорадка. ЗАПОЕМ!

Уникальность Пр -в быстром распространении. А не элитарности. Это из-за перемен в к-ре повседневности. Среди них- новая практика чтения. Колич + кач. Общий рост грамотности населения. Во Франции: доля грамотных людей за столетие увеличилась с 29 до 47 % среди мужчин и с 14 до 27% среди женщин. Еще быстрее – рост кол-ва печатной продукции. Если в 1710 в Англии – 21000 книг. То в 1790 – 65000

Кач: ВСЕ: женщины, слуги, английские пастушки (на гравюрах). Не только религ, но и светская и политич трактаты, философия, периодика. Сами книги- легкие. Компактные. Можно было читать везде.

Новое публичное пространство.

Новые формы социабельности.

Интеллектуальные кружки, общества мысли(societes de pensee), чит клубы.

, АКАДЕМИИ: просвещенная элита, масонские ложи, литератутные салоны, КАФЕ.

 

РОКОКО.

 

Ассиметричные, сложные, изысканные формы. Не обладал монументальностью барокко, проявился в основном в интерьерах (один из классических образцов – интерьеры отеля Субиз в Париже, 1705-1791).

Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли « отелями ») и загородные дворцы. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал — так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал. Ярким образцом этого рода архитектуры является отель Субиз , возведенный архитектором Пьером Алексисом Деламером.

 Фарфор, твердый. Показательно, что Фальконе много лет руководил фарфоровой мануфактурой в Париже, маленькие композиции на античные сюжеты. Воплотил полностью лишь в России (Петр).

Рококо – связано с придворной жизнью. ГЕДОНИЗМ .Живопись: изящество, легкие и светлые краски, светские. Любовные сюжеты. Ф,БУШЕ. (1703-1770). Придворный художник. Плафоны и картины на мифологические сюжеты, жеманность

 

 

Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль Рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид. В ранний этап развития французского Рококо (примерно до 1725, так называемый стиль регентства) формы барокко утрачивают свою монументальность, в отделку помещений вводится дробный орнамент, предметам обстановки придаются прихотливо изогнутые поверхности. Развитое Рококо (примерно 1725—50, так называемый стиль Людовика XV) культивирует сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играют рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (в том числе десюдепорты), а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкого движения, как бы пронизывающего поверхности стен. Преимущественно орнаментальная направленность стиля Рококо не позволила ему оказать значительного влияния на тектонику и наружный облик сооружений; например, в архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочетается с относительной строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы [Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии], стиль Рококо нередко являлся не столько отражением французских влияний, сколько своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Г. Ж. Бофран. Овальный зал отеля Субиз в Париже. Ок. 1735.

Для живописи, скульптуры и графики Рококо характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, камерные по духу, асимметрично построенные композиции. В скульптуре Рококо преобладают рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера , небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Переливчатая и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись также имеет преимущественно декоративную направленность (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше). Нерасчленённость несущих и несомых частей, крайняя изысканность отделки, нередко сочетающаяся с заимствованием нарочито экзотических мотивов китайского искусства, свойственны произведениям декоративно-прикладного искусства Рококо , мастера которого умели особенно тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль Рококо повсеместно вытесняется классицизмом.

«Арлекин и Коломбина». Фарфоровая группа, изготовленная на Мейсенском заводе по эскизу И. И. Кендлера. 1744. Рейксмюсеум. Амстердам.

Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр. Париж.

В России веяния Рококо , особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров , созданных В. В. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Литература Рококо — утончённое, изящное, но лишённое глубины и гражданских идеалов искусство; в нём нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей «мудростью» Рококо Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Из жизни изгнаны все «низкие» и тревожные истины; мир дышит негой и беззаботностью, но есть в нём что-то эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Рококо тяготеет к камерности, миниатюрности.

Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия (Ф. О. Монкриф), забавные причуды комедии масок (П. Мариво). Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы (Ж. Б. Грекур, Ж. Б. Грессе). В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии (Луве де Кувре, К. П. Ж. Кребийон). В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей» (К. Ж. Дора, Э. Д. Парни). Приверженцы Рококо были в Италии (П. Ролли, К. Фругони, П. Метастазио), Германии (Ф. Хагедорн, И. Уц и др.); в России искусству Рококо родственна «лёгкая поэзия» школы А. П. Сумарокова и Ю. А. Нелединского-Мелецкого. К мотивам и сюжетам Рококо обращались Вольтер, Д. Дидро, К. М. Виланд, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин.

 

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 4, М., 1963; Всеобщая история архитектуры, т; 7, М.. 1969; Кожина Е. И., Искусство Франции 18 века, Л., 1971; Anger A., Literarisches Rokoko, Stuttg., 1962; Manierismo. Barocco. Rococo. Concetti e termini, Roma, 1962; Rokoko, Warsz., 1970; Keller М., Die Kunst des 18. Jahrhunderts, B., 1971.

 

 

Живопись 18 века.

Франция.

Ф.Буше (1770). Эротизм, первый живописец короля. Купающаяся Диана, пастушеская сцена.

Ватто, учитель Буше (1721). Мир человеческих чувств, ни классицизм. Ни рококо, предвосхищение романтизма. Самый французский из всех живописцев 18 века. Венецианские праздники, беседа в парке. Затруднительное предложение - Екатерина.

НЕОКЛАССИЦИЗМ. Жак Луи Давид. Считается, что положил начало реализму 19 века. Клятва Горациев, консул Брут, Смерть Марата.

Демократическое направление- Жан батист Шарден, певец 3-го сословия, жанр. Быт. Женщина, вернувшаяся с рынка. «Натюрморт с атрибутами искусств» - заказан Екатериной

 

АНГЛИЯ.

Реализм. Уильям Хогард 1764). Карьера проститутки, мота, Модный брак, выборы. Девушка с креветками.

Рейнолдс, Гейнсборо. Школа английского портрета. Р – женские портреты – условны. Мужские – более реалистичны. В стиле классицизма «Дэвид Гарик», «Нелли О брайен».

Томас Гейнсборо – великий . Близок к сентиментализму. Пейзаж с ощущением дали. Виртуоз. «Мистер Эндрюс с женой», «Утренняя прогулка»

 

ГЕРМАНИЯ.

Реализм. Антон Граф, Иоганн Тишбецн

Италия.

Ведута – городской архитектурный пейзаж 18 века. Джованни Каналетто (пейзажи Венеции), «Двор каменотеса», Прием фр посольства в Венеции

Тьеполо. – гиг фрески. Последгий представитель барокко в Европе.

Тема. №

Культура первой половины XIX века.

     1.Первая половина XIX Век. Черты и стили

2 Романтизм как творческий метод.

3 Живопись.

 

1.

Историческая обстановка по странам.

· Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 гг. была окончательно сформирована новая эпоха и в европейской художественной культуре

· Открытая связь творчества многих больших художников с общественно-политической борьбой, их стремление к созданию соответствующих тем и образов

· Классицизм — последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике. Очень скоро по всей Европе начинается распад этого единства. В архитектуре с середины века воцаряется эклектика. В живописи и скульптуре наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX в. рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов усилиями барбизонцев и таких мастеров, как Курбе и Домье, развивается реализм, поддержанный настроениями, связанными с общим подъемом пролетарского движения.

· Общая обстановка в Европе после Венского конгресса с мистицизмом и консерватизмом – реализация человека только в сфере чувства и мысли

· Экономический спад с 1817. усиление консервативных настроений---- уход вглубь. В нереализованный личностный эмоциональный порыв. Шопенгауэр (1786-1861) с его пессимистической трансформацией субъективизма его буддизм с идеей гашения личностного начала

· Кризис Просвещения – ВФБР. Антропоцентризм выступил в предельно завершенном, очищенном виде. Личность + свобода. «Я» в немецком классическом идеализме: Фихте, Шеллинг, Гегель. Объект отдельно (пассивный материал, среда), субъект отдельно (познающее и прагматично действующее начало, основанное на идее свободы).

Разные эмоциональные заряды в начале и конце века: А) оптимизм (реформы, демократия, рационализм, научная революция); Б) пессимизм (философия Б.Паскаля, предвосхищает разочарование¸ сомнение в правильности выбранного пути).

Окончательное оформление принципа личности – утверждение интеллектуальной и духовной сторон личности – классический немецкий идеализм начала века (Фихте, Шеллинг, Гегель) – очеловечивание разума. Человек – «Я» - идеальная смысловая конструкция, предельно жизненная и эмоциональная. Огромная вселенская сила мирового Абсолютного духа – предельно жизненный Мировой разум. Личность приобретает космический масштаб, ощущает возможность выхода за свои ограниченные пределы, расширяет себя до пределов мира, отождествляет себя с ним. Полное слияние субъекта и объекта (диалектика). У Гегеля это – в образе гос-ва – высшее воплощение Абсолюта в человеческом обществе. Это реакция на кризис индивидуализма ВФБР. Гегель критиковал Руссо (его социологию) по этому поводу. Традиции Канта. Гегель: «В личности заключено… полностью определенное во всех аспектах (во внутреннем произволе, влечении,вожделении, наличном бытии) и конечное соотношение с собой. И темсамым знание себя в конечности бесконечным, всеобщим и свободным». Личность для Гегеля – определенная форма, тесно связанная со свободой. Это общая форма новоевропейского стиля, преодоление просвещенческого кризиса, становление нем классич субъективного идеализма, и романтизма 1-й половины 19 века.

Романтизм.

Р-ция на пессимистич настроения об-ва из-за рев бурь. Все сферы – наука, философия, религия. Искусство. Обращение к самым сложным и возвышенным формам человеческого бытия.

Р открыл эру психологизма в к-ре – не случайно после него – бум в развитии психологии как науки. Это основа романтического революционаризма (марксизм, социализм). Его влияние на весь индивидуалистический эстетизм будущего. Это корни Вагнера. Ницше, Модерна, Ибсена, Горького, Скрябина

Хрон рамки – до 1830 г, когда закончилась пром рев в Англии – наступает зрелость новоевроп к-ры.

Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей:

· культ творчества,

· примат воображения над рассудком,

· критику логических, эстетических и моральных абстракций,

· призыв к раскрепощению личностных сил человека,

· следование природе,

· миф, символ,

· стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

· игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного);

· интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров;

· опору на фольклор,

· предпочтение образа понятию,

· стремления — обладанию,

· динамики — статике;

· эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии,

· идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест;

· эстетизацию быта, морали, политики.

 

 

Парадоксальным образом романтизм соединял

 

· культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному;

· повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного;

· игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь;

· индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном.

 

Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью.

 

Романтизм и религия

В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления.

 

· Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия.

· Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.