Особенности саморегуляции у детей с ЗПР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научно обоснованные подходы к диагностике и формированию саморегуляции у детей с ЗПР как личностного качества, как важнейшей общей способности к учению можно найти в исследованиях У.В.Ульенковой. В русле ее концепции выполнен ряд научных работ ее учениками Е.Б.Аксеновой (1992), Н.Л. Росиной (1998), В.В. Кисовой (2000), Л.А. Метиевой(2003) и др.

У.В. Ульенкова отмечает, что саморегуляция является важнейшим общим фактором успешности протекания интеллектуальной деятельности шестилетних детей. Уровень сформированности саморегуляции у детей с ЗПР находиться в прямой зависимости от сформированности у них действий самоконтроля на всех основных этапах этой деятельности.

Она же выделяет пять возможных уровней саморегуляции:

I уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает, в основном, точно, если и совершает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости делает поправки, совершает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

 

II уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает их и самостоятельно не устраняет; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром сделанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее желание получить хороший результат у него есть.

 

III уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить в полном объеме до конца занятия, поэтому пишет беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

 

IV уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы абсолютно равнодушен.

 

V уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, часто вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия речи даже не идет.

Значительное отставание детей с ЗПР в становлении саморегуляции в интеллектуальной деятельности совпадает со значительным общим их психическим недоразвитием.

Проведенные исследования учеными показали конкретные сведения о специфике саморегуляции в интеллектуальной деятельности 6-7летних детей с ЗПР по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Большинство этих детей (92,3%) показали низкие (III, IV, V) уровни развития саморегуляции. В том, что эти результаты не являются типичными для 6-7летних детей, убеждают материалы исследования многочисленной группы воспитанников детских учреждений обычного типа: на I и II уровнях саморегуляции оказалось 69% детй, на III — 22,8, на IV — 7,2, на V — 1%.

Это призывает направлять педагогическую работу с детьми с ЗПР на закрепление полноценных способов самоконтроля процесса и результата интеллектуальной деятельности в соответствии с заданием. Иначе негативные особенности сферы саморегуляции в деятельности обязательно будут препятствовать их успешному умственному развитию и овладению школьной программы.

У.В. Ульенкова в своих исследованиях отмечает, что в результате экспериментов выявлены следующие конкретные особенности саморегуляции у детей с ЗПР.

II уровень развития саморегуляции у детей с ЗПР отражает самые нижние границы уровня, критерии которого отработаны на полноценно развивающихся детях.

  • Им труднее соотносить свои действия с теми правилами задания, которые требуют по ходу работы аналитической деятельности.
  • Им сложнее осуществлять самоконтроль на последнем этапе занятия из-за неумения и отсутствия привычки поэлементного сравнения полученного результата с заданным образцом. Поэтому дети не замечают и самостоятельно не исправляют сделанные ими ошибки, прежде всего на логические правила задания.
  • Им труднее преодолевать барьер негативного влияния сложившийся у них привычки полагаться на внешний контроль, помощь педагога или другого взрослого: проще сидеть и ждать помощи от кого-либо, чем думать, предполагать и проверять себя.
  • Они избегают интеллектуальных усилий, не получают от этого процесса непосредственного удовольствия. Обучение способам самоконтроля на групповых учебных занятиях, несомненно, необходимо для них.

Третью часть воспитанников диагностико-коррекционных групп составляют дети с III уровнем развития саморегуляции.

  • Они сравнительно уверенно принимают сенсорные правила; правила, требующие осмысления, понимания, усваивают сложнее;
  • в процессе деятельности осуществляют самоконтроль, в основном, в соответствии с правилами, усвоенными на сенсорном уровне;
  • принятую в начале занятия логическую часть задания по ходу работы они, обычно, теряют; на заключительном этапе деятельности показывают полную несформированность действий сравнения результата с заданным образцом.

Самым массовым уровнем саморегуляции для детей с ЗПР является IV уровень .

  • Им сложна не только логическая, но и сенсорная часть задания. Без проблем они принимают лишь общую установку (что писать), которой и подчиняют свою активность в отведенное для задания время.
  • Самоконтроль, как в процессе занятия, так и на заключительном этапе, у этих детей отсутствует полностью.

На V уровне:

  • дети затрудняются взять из инструкции взрослого даже общую целевую установку, правила задания им абсолютно недоступны.
  • Для возраста подготовительной к школе группы эти дети показывают крайнюю незрелость регулятивной функции психики.

У.В. Ульенкова отмечает также, что по отношению ко всем испытуемым с низким уровнем сформированности саморегуляции (III, IV, V) можно точно сказать, что групповые учебные занятия из-за несформированности действий самоконтроля в интеллектуальной деятельности теряют для них свой развивающий эффект.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.