Тема 4 . Основы управления финансами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие управления финансами.

2.Организация управления публичными и частнохозяйственными финансами.

    1. Понятие управления финансами.

 

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами; осуществляет его специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами выделяется объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений.

В соответствии с классификацией финансов по их сферам, выделяют следующие группы объектов управления:

– финансы субъектов хозяйствования (организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей и др.);

– государственные и муниципальные финансы.

Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Им соответствуют следующие субъекты управления:

– финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений);

– органы государственной власти и управления (финансовые органы, налоговые органы и др.).

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используются в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: финансовое планирование, оперативное управление, контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе финансового  планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление финансами представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и предполагает выполнение параметров финансовых планов, получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения намеченных задач.

Контроль, как элемент управления, осуществляется и в процессе финансового планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Различают стратегическое или общее управление финансами и оперативное.

Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установление объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ. Оно осуществляется высшими органами государственной власти и высшими органами экономического управления субъектов хозяйствования: Федеральным Собранием, Президентом РФ, Правительством РФ, собранием акционеров и др.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, органов управления внебюджетными фондами, финансовых служб организаций и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне прямого управления со стороны государства, поскольку часть финансовых ресурсов формируется и используется здесь их собственниками в соответствии с их же интересами. Государство осуществляет влияние на эту сферу общественных отношений лишь через налоговую политику, регулирование финансового рынка, амортизационную политику, систему поддержки частного бизнеса и т.п. В действительности осуществляется не управление со стороны государства, а влияние через финансы на реализацию финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного (муниципального) управления входят только государственные (муниципальные) финансы.

Необходим научный подход к управлению финансами в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений. При выборе управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. учитываются: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого финансового периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами.

        

    2.Организация управления публичными и частнохозяйственными финансами.

 

Общее руководство и управление публичными финансами осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ. Все функции этих государственных органов обеспечивают стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.

Организация оперативного управления публичными финансами осуществляется через специализированные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый аппарат).

Органы исполнительной власти в зависимости от меры их участия в финансовой деятельности можно разделить на две группы:

1. Органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с исполнением своих финансовых функций и задач. Это министерства (кроме Министерства финансов), ведомства и другие органы исполнительной власти, которые утверждают сметы подведомственных казённых учреждений, распределяют в пределах отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие финансовое функции. Их полномочия в области финансов определяют нормативно-правовые акты Правительства РФ.

2. Органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами и в совокупности составляют систему финансовых органов.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Кроме него в эту систему территориальные финансовые органы, Федеральное казначейства, Федеральная налоговая служба и др.

Министерство финансов несет ответственность за финансовое состояние государства, разработку и реализацию финансовой политики.

Министерство финансов выполняет следующие полномочия:

– осуществляет составление проекта федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

– составляет и представляет в Правительство Российской Федерации отчётность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– осуществляет управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

– осуществляет методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

– обеспечивает  управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации и другие.

Возглавляет Министерство финансов РФ министр. Он несет персональную ответственность за выполнением возложенных на министерство задач и функций. Министерство финансов в пределах своих полномочий издает приказы и инструкции обязательные для исполнения финансовыми органами.

Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральное казначейство создано с целью обеспечения кассового исполнения бюджета. Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

К органам оперативного управления государственными и муниципальными финансами относится и Федеральная налоговая служба. Основная ее задача состоит в реализации налоговой политики государства. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

- бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней и др.

Управление финансами организаций, учреждений и других субъектов хозяйствования осуществляется финансовой службой (отделом) этих субъектов хозяйствования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

 

1. Назовите объекты и субъекты управления финансами.

2. Какие органы осуществляют стратегическое, общее управление финансами?

3. Кто осуществляет оперативное  управление финансами?

4. Назовите функциональные элементы управления финансами.

5. Перечислите основные полномочия Министерства финансов РФ.

6. Каковы полномочия Федерального казначейства?

7. Назовите основные полномочия Федеральной налоговой службы.

 

Тестирование по теме «Основы управления финансами»:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 280.