Тема 15. Психические состояния
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психические состояния. Определение психического состояния по Н.Д. Левитову. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация психических состояний. Типичные функциональные состояния. Стресс и его стадии. Критерии оценки и методы диагностики психических состояний. Тест самооценки психических состояний (Г. Айзенк), методика определения стрессоустойчивости Хомса, Раге. Управление состояниями.

Эмоциональные состояния и их специфика. Параметры оценки эмоциональных состояний (интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность), условия возникновения и исчезновения, действия на организм, динамика развития, способ выражения. Нейрофизиологическая основа эмоциональных состояний. Теоретические подходы к проблеме. Депрессия, фрустрация, тревожность и их краткая характеристика. Способы регуляции эмоциональных состояний. Методики диагностики эмоциональных состояний: опросники Тейлора, Спилберга, Басса-Дарки, методика С. Розенцвейга, Бойко В.В. и др.

 

Тема 16. Воля

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Особенности произвольных движений и действий. Функции воли. Регулирование и стимулирование как основные функции воли. Роль воли в развитии личности. Признаки волевых явлений. Психологические механизмы, структура и специфика волевого поведения. Гипотеза В.А. Иванникова о механизме смыслообразования. Признаки волевого поведения. Осознание целей и борьба мотивов, волевое усилие и осмысливание действий как признаки волевого поведения. Произвольное и волевое поведения. Воля как высший уровень регуляции. Значение воли в жизни человека. Психологические исследования воли. Концепции К. Левина, Д.Н. Узнадзе, Л. И. Божович на проблему воли [15].

Волевые качества личности и их формирование. Решительность, сила воли, целеустремленность, смелость, инициативность как основные качества воли. Развитие и воспитание воли. Роль семьи в воспитании воли. Преодоление трудностей как основа воспитания воли. Методики изучения волевой сферы: «способность к волевому усилию», «уровень субъективного контроля» (Д.Роттер), «способность к самоуправлению» и др.

 

 

Раздел 3. Психология личности

Тема 17. Личность

Понятие о личности и системе человекознания. Понятие личности как центральной и базовой категории психологии. Личность в философии, богословии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, социальной и дифференциальной психологии. Содержание понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Критерии сформированности личности. Осознание мотивов как показатель сформированности личности. Понятие социализации. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Биологические и социальные факторы формирования и развития личности. Некоторые классические типологии личности (К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон). Оценка типологического подхода.

Проблема личности и ее структуры в трудах отечественных исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К.К. Платонов, Асмолов А.Г., Братусь Б.С.). Структура личности по К.К. Платонову [20]. Социально-обусловленные особенности, особенности, обусловленные опытом как подструктуры личности. Исследования структуры личности за рубежом (Р.Кеттел, Г. Олпорт). Условия развития личности. Этапы развития личности. Методы изучения личности в психологии. Методики измерения: ранжирование, личностные опросники (MMPI, ПДО), проективные методики [11].

Тема 18. Темперамент

Сущность темперамента. Темперамент как свойство личности. Современные представления о сущности и психологической природе темперамента. Характеристика типов темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темперамента и их смешанность у большинства людей. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Конституциональные типы: лептосаматик, пикник, атлетик, диспластик. Физиологические основы темперамента, его связь со свойствами нервной системы. Темперамент и типы высшей нервной деятельности (учение И.П. Павлова). Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Характеристика меланхолика как слабого типа. Характеристика холерика как сильного неуравновешенного типа. Характеристика флегматика как сильного, уравновешенного, инертного типа.

Основные свойства темперамента. Исследование Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова. Сензитивность, реактивность, активность, пластичность как основные характеристики темперамента. Темперамент как психобиологическая категория. Зарубежные исследования темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Методики диагностики темперамента (личностные опросники EPI, EPQ, Г. и М. Айзенк, Я. Стреляу, опросник ОСТ В.М. Русалова, и др.).

Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности.

 

Тема 19. Характер

Характер и его специфика. Связь характера с другими свойствами личности: темперамент и характер, воля и характер, направленность и характер. Характер как прижизненное образование. Характер как система устойчивых черт личности, проявляющаяся в отношении человека к себе и окружающему. Социальность характера. Характер как внутренняя основа личности. Среда и генотип как детерминанты характера.

Структура характера как единство и система черт. Интеллектуальные, моральные, волевые и эмоциональные черты характера. Содержание направленности личности: отношение к людям, деятельности, себе и окружающему миру. Возможности воспитания и самовоспитания характера. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Проявление характера в поведении, общении и деятельности личности. Влияние условий жизни, групп и общения на формирование характера.

Проблема типологии характера. Типологии У.Шелдона, К. Юнга, Э.Кречмера, К. Леонгарда, Е.А. Личко и др. Акцентуации характера и их психологическая характеристика. Акцентуация как чрезмерная выраженность черт характера. Явная и скрытая акцентуация. Типы акцентуаций (К. Леонгард, Личко Е.А.). Методы исследования характера (тест Шмишека, тест Айзенка, опросник ПДО и др.) [17].

 

Тема 20. Способности

Теоретические подходы к проблеме способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Шадриков В.Д. и др.). Роль социальных условий в развитии способностей. Признаки способностей по Б.М. Теплову. Мотивация как важное условие развития способностей. Неоднозначность связи способностей и задатков. Роль задатков в развитии способностей. Способность как функциональный орган. Способности и деятельность. Способности как личностное образование, формирующееся в деятельности. Соотношение между способностями, знаниями, умениями и навыками. Качественная и количественная характеристики способностей. Общие и специальные способности. Особенности математических, конструктивно-технических, литературных, художественно-изобразительных, музыкальных и других способностей. Одаренность как высший уровень способностей Талант и гениальность. Устойчивость внимания, хорошая память, логическое мышление, творчество как показатели общей умственной одаренности. Потенциальные и актуальные способности.

Формирование способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей. Диагностика способностей (АСТУР, КОТ, тест Торренса и др.). Подход Л.С. Выготского к диагностике способностей. Двухуровневая диагностика способностей: ЗАР и ЗБР [25].

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.