Информатизация. Информационные технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие информационное «общество» и «информатизация». Основные виды информации. Информационные процессы Информационные технологии. Основные понятия. Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий. Основные компоненты информационных технологий. Направления развития информационных технологий.

Литература: [2, с.23-30], [3, с.5-50], [4, с.9-40]

Вопросы для самопроверки:

1.Назовите признаки информационного общества.

2.Что такое информатизация?

3.Что такое информационный процесс?

4.Что такое информационная технология?

5.Назовите этапы развития информационных технологий.

6.Назовите компоненты информационных технологий.

Технологии обработки информации

Технологии обработки социологической информации. Технология обработки текстовой информации. Технология обработки числовой и текстовой информации, представленной в табличном виде. Технология подготовки презентаций результатов социологических исследований. Виды презентаций. Терминология презентаций. Этапы и средства создания презентаций. Виды и способы доставки презентаций Применение пакета статистического анализа SPSS в социологических исследованиях.

Литература: [1, с.6-532], [5, с.28-181]

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое социологическая информация?

2. Назовите базовые приемы обработки текста.

3. Каковы возможности Excel в области статистического анализа данных?

4. Для чего предназначен «Пакет анализа»?

5. Каковы функции надстройки «Поиск решения»?

6. Какова цель создания электронных презентаций?

7. Назовите виды презентаций.

8. Какие виды статистического анализа позволяет выполнить программный пакет SPSS?

9. Какие существуют способы ввода данных в SPSS?

Технологии хранения информации

Технологии хранения данных. Информационные хранилища. Централизованное хранилище данных. Распределенное хранилище данных.

Литература: [1, с.536-633], [5, с.15-57]

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое база данных?

2. Что такое СУБД и каковы ее стандарты?

3. Назовите этапы проектирования баз данных.

4. Классификация баз данных.

5. Какие модели данных используются для описания предметной области?

Сетевые технологии

Internet и сетевые технологии в социальных науках. Компьютерные сети. Профессиональный поиск информации в Интернете.

Литература: [1, с.641-666], [3, с.281-312], [5, с.182-194]

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое компьютерная сеть?

2. Назовите виды компьютерных сетей.

3. Назовите базовые протоколы Internet

4. Что такое WWW?

5. Что такое браузер и какие функции он выполняет?

6. Какими способами можно искать информацию в WWW?

7. Назовите виды поисковых систем

Интеллектуальные технологии

Общие понятия интеллектуальных систем. Экспертные системы. Этапы разработки экспертных систем.

Литература: [3, с.319-348]

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции реализует интеллектуальная система?

2. Какова структура интеллектуальной системы?

3. Что такое экспертная система?

4. Каковы основные свойства экспертных систем?

5. На какие типы предметных областей ориентированы экспертные системы?

Технологии защиты информации. Информационная безопасность.

Методы защиты информации. Компьютерные вирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов. Защита от несанкционированного доступа к информации. Использование криптографии. Реализация алгоритмов шифрования. Понятие государственной и коммерческой тайны

Литература: [1, с.208-220]

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое компьютерный вирус?

2. Назовите виды компьютерных вирусов?

3. Какие существуют мероприятия по защите информации от компьютерных вирусов?

4. Понятие государственной и коммерческой тайны.

3. Контрольные работы

Контрольная работа №1

При выполнении контрольной работы студенты осваивают приемы, средства и методы проведения статистических расчетов в электронных таблицах.

Методические указания

MS Excel содержит 228 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню справки (?).Для удобства функции в E xcel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические и т.д.).

Обращение к каждой функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов в круглых скобках. Аргументы функции могут быть следующих типов:

1)числовые константы, например, функция ПРОИЗВЕД(2;3) вычисляет произведение чисел 2 и 3, т.е. 2·3.

2)ссылки на ячейки и блоки ячеек (функция ПРОИЗВЕД (А1;С1:СЗ) вычисляет произведение содержимого ячеек А1,С1,С2 и С3, т.е. А1·С1·С2·СЗ.

 3) текстовые константы (заключенные в кавычки).                         

 4) логические значения.

 5) массивы.

 6) имена ссылок, например, если ячейке А10 присвоить имя СУММА (последовательность команд Вставка, Имя, Определить...), а блоку ячеек В10:Е10 - имя ИТОГИ , то допустима следующая запись: =СУММ(СУММА; ИТОГИ).

7) смешанные аргументы, например, =СРЗНАЧ (Группа;АЗ;5*3)

Формулы, содержащие функции, можно вводить непосредственно в ячейку, в строку формул или создавать с помощью Мастера функций. Для вызова Мастера функций необходимо выбрать команду Функция в меню Вставка или нажать кнопку Мастер функций (значок fx). B открывшемся диалоговом окне выберите категорию и имя функции, затем в поля с соответствующими подсказками введите аргументы. После нажатия кнопки Закончить готовая функция появится в строке формул

Пример 1. Вычислить значение функции  для -1=< х <=1 c с шагом Δх=0,2. Определить количество отрицательных у.

   Заполним столбец А значениями аргумента функции. Чтобы не вводить их вручную , применим следующий прием. Введите в ячейку А1 начальное значения аргумента -1. На вкладке Главная выберите команду Заполнить, затем Прогрессия и в открывшемся диалоговом окне укажите предельное значение (1), шаг(0,2) и направление (По столбцам). После нажатия кнопки ОК в столбце А будут введены все значения аргумента.

В ячейку В1 введите формулу: =exp(А1)* sin(A1). Размножьте эту формулу на остальные ячейки столбца В,  ухватив левой мышью черный квадратик в правом нижнем углу рамки выделенной ячейки В1 и протащив рамку до конца изменения аргумента . В итоге будут вычислены соответствующие значения функции во всех ячейках столбца В.

Для определения количества отрицательных у в ячейку С1 введите формулу =СЧЕТЕСЛИ (В 1: В 11; <0). В результате в ячейке С1 будет вычислено количество отрицательных значений в ячейках В1:В11(т.е. у).

Принцип действия большинства логических функций Excel заключается в проверке некоторого условия и выполнения в зависимости от него тех или иных действий. Так, функция ЕСЛИ выполняет проверку условия, задаваемого первым аргументом логического выражения: ЕСЛИ (логическое 1; значение_да; значение нет) и возвращает значение да, если условие выполнено (ИСТИНА), и значение  нет - в противном случае (ЛОЖЬ).

Например:

1)=ЕСЛИ(В6<10;5; 10). Если значение в ячейке В6<10, то функция вернет результат 5, иначе -10.

2)=ЕСЛИ(В4>80;"Сданы";"Не сданы"). Если значение В4>80, то в ячейке с приведенной формулой будет записано "Сданы", иначе - "Не сданы".

3)=ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0; СУММ(В1:В10);0). Если сумма значений в столбце А1:А10 >0, то в ячейке, содержащей эту формулу вычислится сумма значений в столбце В1:В10, иначе – запишется 0.

 Дополнительные логические функции:

=И(логическое выражение 1; логическое выражение 2;...) – возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы истинны, и ЛОЖЬ, если хотя бы один аргумент – ЛОЖЬ.

Например, для =ЕСЛИ(СУММ(А1:А10)>0; И; СУММ(В1:В10)>0; СУММ(А1:В10);0). Если суммы и в столбце А1:А10 и в столбце В1:В10 положительны , то вычислить сумму значений в ячейках А1:В10, иначе - 0.

Аналогично используются:

=ИЛИ(логическое 1;логическое 2;...) – возвращает значение ИСТИНА, если хотя бы один аргумент является – ИСТИНА.

=НЕ(флаг) – меняет значение ИСТИНА на ЛОЖЬ и наоборот.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 156.