Задача компенсации – снизить уровень тревожности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К. Хорни разработала стратегию компенсации базальной тревоги. Она утверждала, что человек должен знать и уметь отвечать на два главных вопроса для самого себя: что я хочу? зачем мне это нужно?

Ниже перечислим невротические потребности человека, которые должны как-то компенсироваться:

· В любви и одобрении. Имеет значение степень потребности. Крайность - сколько бы ты не давал любви и одобрения, ему все недостаточно; ожидание любви как ненасытное явление.

· В руководящем партнере. Имеет значение степень. Кройность - нет своей самостоятельной позиции.

· В четких ограничениях порядка дисциплины. Зона комфорта не перейдена.

· Потребность во власти. Уровень тревоги снижается за счет того, что человек старается все держать в своих руках, доминирование, на самом деле, это все иллюзия. Есть зона неопределенности.   

· Потребность в эксплуатации других. «Манипулирую другими, чтобы не допустить манипуляции собой».

· В общественном признании. Чтобы о человеке знала широкая общественность, узнавали, восхищались. «Я – значимый». Но на самом деле такой человек мелок.

· Потребность в восхищении собой. Человек падок на лесть, напрашивается на лесть. Самодостаточные люди с адекватной самооценкой являются противоположностью и не нуждаются в вышеперечисленном.

· В честолюбии. Доминирующая черта в таком случае - перфекционизм, быть самым лучшим. По Хорни, сравнение с другими людьми – это ущербно. Нужно сравнивать себя с собой, но с предыдущей, т.е. сравнивать свой личностный рост. Должно быть самосовершенствование, опираясь на свои сильные стороны.

· В самодостаточности и независимости. В данной ситуации человек избегает всех, устраняется.

· В безупречности и неопровержимости. Здесь задача психолога – помочь человеку обрести целостность.

К. Хорни отмечает три стратегических направления в психологии личности.

Это Стратегия к людям, Стратегия от людей, Стратегия против людей.

«К людям» означает взаимодействие с людьми, девиз «Я иду к миру, хочу соответствовать ожиданиям людей».

От людей - это девиз «Мир меня не понимает, закроюсь от всех».

Против людей - это стратегия враждебности. Девиз «Мир не соответствует моим ожиданиям, и я буду за это наказывать».

Во всех трех случаях отсутствует сама личность.

Рассмотрим четыре уровня существования человека:

1. Уровень реального Я, т.е. я реальный;

2. Уровень идеального Я;

3.  Я презираемое или внутренний критик;

4. Я актуальный. Означает «Я реальный в данный момент».

Чем больше разрыв между реальным Я и идеальным Я, тем глубже у человека невроз.

Самоактуализация – это процесс, при котором человек опирается на свое актуальное Я, «Каким потенциалом я обладаю?», стремление развивать свой потенциал и реальные возможности, но при этом оставаться тем, кто он есть, и одновременно максимально раскрывать свои реальные возможности.

Термин «Биофилы» – это люди, которые несут позитивнее отношение к жизни.

И наоборот, «Некрофилы» – это люди, которые несут негативное отношение к жизни.

Идея Эриха Фромма звучит следующим образом: потребность личности в связи с другими, в преодолении, потребность в укорененности, в идентичности, в системе ориентации.

Ниже представлено подразделение на типы социального характера личности:

· Рецептивный тип личности, иначе - это «наше социальное Я», человек, который привык получать.

· Эксплуативный тип личности. Девиз «Я могу использовать других».

· Накопительский тип личности. Характерен наличием чувства обладания человеком, вещью.

· Рыночный тип личности характерен тем, что человек воспринимает мир, как некий обмен, торг, включая общечеловеческие ценности.

С № 1 по № 4 – это непродуктивный тип личности. Кризис современной личности.

· Продуктивный тип личности с психологической точки зрения более зрелый, самодостаточный, готов отдавать, а не только брать, созидать материальные и нематериальные ценности.

Психологические проблемы по Э. Фромму заключаются в том, что человеку следует уйти от полюса «иметь» и прийти к полюсу «быть» ( «Иметь или быть?»), стремиться быть полноценной самодостаточной самоактуализированной личностью. Если у человека тип социального характера «иметь» - это путь в невроз.

Фромм утверждает, что нас раздражает в других то, что мы в себе не принимаем. И приветствует разумный эгоизм, что означает «Забота о себе – начало заботы о других».

Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу.

Критерии зрелой психологической личности по Маслоу.

·Более адекватное восприятие действительности

·Принятие себя и других какими они есть

·Спонтанность проявлений и естественность

·Деловая направленность

·Позиция отстраненности

·Чувство общности в мире в целом

·Демократичность в отношениях

·Готовность учиться у других

·Устойчивость

·Креативность

·Критическое отношение к условностям

·Самоирония

Карл Леонгард, немецкий психиатр, автор понятия «акцентуированная личность» и одной из первой типологии личности.

Термин «акцентуация» означает ярко выраженную форму нормы.

Психологические характеры по Леонгарду.

· Психоастенический (астенический означает слабость) – это характер с повышенным уровнем тревожности, жизнь для носителей такого типа – это минное поле, человек видит скорее негативное, имеет ранимое самолюбие, обладает слабым вытеснением, все время помнит плохое, его терзают постоянные сомнения. Его отличительные черты – это нерешительность, неуверенность в себе, он долго выбирает, при выборе действует только логика, можно сравнить с выражением «мыслительная жвачка», из-за этого упускает свои шансы.

· Истероидный – это такие характеристики, как демонстративность, фальшивость, театральность, эгоцентризм, экстравертированность, эпатаж, эротизм, поверхностные позы, нарочитость, неглубокие переживания, позерство, инфантильность. Целью всего этого является привлечь внимание, быть в центре внимания, везде найти свой подиум для того, чтобы манипулировать людьми. Манипуляция – способ взаимодействия с миром. Это незрелая психологическая личность.

Есть опасность спутать психоастеника с истероидом из-за того, что психоастеник очень старается скрыть свой характер, поэтому тоже может быть театральным и прочее.

 

Теория личности.

 

В области изучения теории личности существуют две школы – это советская школа и зарубежная школа.

Советская школа: А.Н. Леонтьев и В.М. Мясищев.

· А.Н. Леонтьев - представитель московской школы, согласно                       А.Н. Леонтьеву, личность – это субъект деятельности.

· В.М. Мясищев представляет Санкт-Петербургскую школу,                                  по В.М. Мясищеву, личность – это субъект отношений.

С научной точки зрения, личность – это системное качество, приобретаемое индивидуом в предметной деятельности и общении.

Характеризуют индивидуум со стороны включенности в общественные отношения.

Существует три стадии развития личности:

-индивид – это биологическое существо в возрасте до 2-3 лет.

-личность, рождение личности происходит во время кризиса до 3-х лет и кризиса подросткового возраста.

-индивидуальность.

С. Рубинштейн говорит: «Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Три основных вопроса к личности:

· Чего он хочет? Этот вопрос определяет направленность личности, мотивацию, установки и интересы.

· Кто он? Этот вопрос определяет, что человек может, его способности, возможности, знания, каковы его ресурсы, включая временные, психологические и физические.

· Кто я? Этот вопрос определяет смысл «Для чего я живу?».

Активная личность должна обладать следующими качествами:

· самостоятельность, т.е. независимость мышления, отношение к жизни, выбор;

· избирательное отношение к тому, что вас окружает;

· выбор и способность его совершать;

· ответственность.

Концепция личностных вкладов.

Согласно утверждениям Петровского и Леонтьева, процесс индивидуализации формируется следующим образом:

· мысленное выделение своего телесно-психологического «я» в качестве автономного существа, осознание своих психологических границ;

· осознание себя суверенной неповторимой и независимой частью целого;

· способность «быть наедине с самим собой и принятие своего одиночества»;

· личное самопознание и самореализация;

· деятельное самовыражение, т.е. творческое начало;

· соотнесение себя с другими людьми.

Характер – это совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражается способы эмоционального реагирования. Личность снимает характер. Темперамент – это врожденная характеристика.

Понятие «личность» соотносится со следующими компонентами: 

· прошлым опытом;

· личность и мотивация (это взаимодействие лежит в основе любой мотивации);

· личность и ее цели и ценности;

· язык и речь (словарный запас, интонация, обороты речи);

· черты характера;

· социальные роли (ребенок, жертва, взрослый);

· психологические роли;

· поведение;

· самосознание (кто я);

· творчество (таланты).

Зарубежная школа: А. Адлер – Венецианская школа, 1870 – 1937 г.г.,

Адлер рассматривает личность в целостности. Способ развития личности является стремлением к власти, и человек обладает творчеством, т.е. не полагается только на биологические ресурсы и потребности. Каждый родившийся ребенок – это уже личность.

Позже у ребенка возникает зависимость и чувство неуверенности, неполноценности.

Комплексы неполноценности развиваются от следующих факторов:

· гиперопека – это когда все решают взрослые;

· гипоопека – это когда происходит нехватка внимания;

· врожденные заболевания.

 

При отклонении от нормы комплекс развивается в превосходство проявляются такие качества, как псевдопреимущество, высокомерие, хвастовство. Таким образом происходит компенсация неполноценности.

Иными словами, стиль жизни формируется как способ продолжения чувства неполноценности.

Типы личности подразделяют следующим образом:

· Управляющий - любит все держать под контролем, в отношениях ведущий, стремиться подавлять, доминирует. Результат гиперопеки.

· Избегающий конфликтов, столкновений, проблем, пытается заслужить любовь, все нужно заслужить. Результат недооценки.

· Берущий - это тот, кто хочет получать, манипулирующий, используют избегающих, чтобы получить свое. Результат гиперопеки.

· Социально полезный - это активные, самые здоровые субъекты деятельности, направлены на себя, ищут, как изменить себя, может управлять собой и может брать ответственность за себя и других.

Порядок рождения ребенка является фактором, влияющим на формирование личности.

Бессознательное – это не только наши подавленные желания, но и наши ресурсы, т.е. подсказки. (К. Юнг «Аналитическая психология», 1875-1961г.г.)

Личность – это развитие истории человечества, связь с историческими корнями, врожденные модели восприятия.

Архетип – это первичные модели, врожденные идеи, которые направлены переживать, принимать и реагировать на события определённым образом.

Ниже представлены архетипы :

· Эго - это «я».

· Личное бессознательное, т.е. вытесненное, переживания.

· Комплексное бессознательное или общее прошлое человечества.

Основные архетипы:

· Анима - это женщина в мужчине;

· Анимус - это мужчина в женщине;

· Персона – это маска, которая отражает нашу социальную роль, как мы представлены.

Персона и самость должны соответствовать друг другу. Персона – Тень - Самость.

· Тень - это отторжение себя, «я не такой, я другой».

Существует направленность личности:

· Энтроверсия - это направленность во вне;

· Интроверсия - это направленность во внутреннее.

Если мы говорим рациональный тип, то подразумевается мышление, ощущения, за развитие которых отвечает левое полушарие мозга.

Если иррациональный тип – это чувства, интуиция, за развитие которых отвечает правое полушарие мозга.

Не бывает четко одного типа личности. Всегда существует доминирующая тенденция.

Рациональный тип означает наличие логики, четких аргументов, фактов, в речи присутствуют такие выражения, как «я считаю», «я подразумеваю», «как показывают исследования».

Иррациональный (интуитивный) тип характеризуется в речи выражениями «мне кажется», «я так воспринимаю», «я так вижу», «мне так представляется», то есть идет безоценочное, непосредственное восприятие.

Процесс обретения личности является обретением самости. А главное для обретения самости – это поиск смысла

Темперамент – это свойство отражения нас в обществе, отражения личности в обществе. Темперамент – это сила нервной системы.

Совершенно точно, что на необитаемом острове личностью не станешь, лишь только индивидуум. Личность – это так называемая «накладная борода». Свойства темперамента меняющиеся и не меняющиеся.

Первый, кто говорил о темпераменте, - это Гиппократ

По Гиппократу, у человека в возрасте 40 – 45 лет происходит постепенное изменение темперамента.

По И. Павлову, сильная уравновешенная натура называется сангвиники; слабая неуравновешенная называется холерики.

Есть теория, что темперамент связан с телосложением. Ниже приведем некоторые соответствия.

Астеник – это худой человек, имеющий длинные руки и ноги, такой «треугольник».

Атлетик – это коренастый с короткой шеей.

Пикник – это рыхлый, причем рыхлым человек может быть как худого, так и толстого телосложения.

Если меняется телосложение человека, то меняется и его темперамент.

По теории темперамента американского ученого Айзенка, люди условно подразделяются на четыре группы.

 

меланхолик холерик
флегматик сангвиник

Амбоверт – это человек, определить темперамент которого трудно, или этот человек находятся в процессе изменения темперамента.

Холерик – это человек честный, подвержен эмоциям, неуравновешен, не злопамятен, живет в будущем, ему свойственна открытость, импульсивность, несдержанность, рыцарство, информацию запоминает быстро и так же быстро забывает.

Меланхолик – отличительная черта - живет в прошлом.

Сангвиники – люди уравновешенные, общительные, лицемерные, не ругаются, сдержанные, не подвержены влюбленности, любви, есть «печалька», никогда не отдается полностью чему-то, умеют со всеми дружить на случай, а вдруг пригодиться.

Флегматик – желанная среда для флегматиков – это тахта, тапочки, телевизор, люди идеально самодостаточные, уравновешенные, имеют свое мнение, но высказывают только тогда, когда спрашивают, причем мнение может быть совсем иным. Люди очень наблюдательные, учатся ровно, хорошие троечники, только очень медленно заучивают, с волей имеются проблемы, как правило («крейсер быстро не разворачивается»). Им мешают незнакомые люди, общение с людьми дозировано, хорошо воспринимают монотонный труд, имеют уравновешенную нервную систему. Флегматиков очень точно характеризует выражение: одиночество – это не когда не с кем поговорить, а когда не о чем подумать.

Меланхолики – люди с неуравновешенной нервной системой, имеют очень философский юмор, тонкий, выражение «оголенная кожа» - это про них, им свойственны искания, поиски, творчество, слезы, обиды, неровные эмоции, имеют богатый внутренний мир, дети-меланхолики сенситивны.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.