Тема 4. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание стратегического анализа среды предприятия

Анализ внешней среды предприятия

Стратегический анализ внутренней среды предприятия

Стратегический потенциал предприятия

SWOT -анализ

 

 

Содержание стратегического анализа среды предприятия

 

На первом этапе стратегического менеджмента осуществ­ляется стратегический анализ среды предприятия.

Среда фир­мы — совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этой фирмы.

Различают внешнюю и внутреннюю среду фирмы.

Соответственно, стратегический анализ среды вклю­чает анализ внешней и внутренней сред предприятия.

Стратегический анализ является этапом предплановых ис­следований, так как обеспечивает базу для определения це­лей предприятия и выработки его стратегии, позволяющей предприятию реализовать свою миссию и достичь поставлен­ных целей. В ходе стратегического анализа системно анали­зируются факторы внешней среды и ресурсного потенциала предприятия для определения его текущего положения, вы­явления стратегических проблем как результата рассогласова­ния поставленных целей и реальных возможностей для их достижения, определения условий дальнейшего успешного раз­вития предприятия. Таким образом, стратегический анализ обеспечивает необходимую информационную базу, позволя­ющую наиболее эффективным образом осуществить выбор целей и стратегических альтернатив развития.

Анализ внутренней и внешней сред является основой для принятия любых решений в процессе функционирования пред­приятия. Он проводится постоянно и в различных формах. В настоящее время разработан широкий инструментарий проведения стратегического анализа, позволяющий получить не­обходимую информацию на этапе разработки стратегии и оцен­ки степени успешности ее реализации.

Такие этапы стратегического менеджмента, как определе­ние целей и проведение стратегического анализа среды пред­приятия, находятся в тесной взаимосвязи. Достаточно труд­но установить очередность выполнения этих этапов. Одни исследователи в области стратегического менеджмента ставят стратегический анализ среды предприятия перед этапом целеполагания, другие напротив, сначала предлагают определять цели развития, а затем уже проводить стратегический анализ среды. Следует помнить, что проведение комплексного все­объемлющего анализа среды предприятия требует больших финансовых ресурсов и высоких трудозатрат. При этом в ходе анализа мы получим неограниченное количество сведений, не все из которых одинаково полезны для принятия управлен­ческих решений. Следовательно, перед проведением анализа среды желательно в первом приближении сформулировать цели предприятия и корпоративные стратегии. Это позволит су­зить направления анализа и провести его на более экономич­ной основе. Затем по результатам стратегического анализа уточняются цели предприятия, разрабатываются стратегиче­ские альтернативы развития предприятия и осуществляется непосредственно выработка стратегии.

Стратегический анализ среды базируется на следующих об­щеметодологических принципах:

- научность, т.е. он должен основываться на положени­ях диалектической теории познания, учитывать требо­вания экономических законов развития предприятия, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований;

- комплексность, т.е. охват всех звеньев и всех сторон де­ятельности и всестороннее изучение причинных зави­симостей в экономике предприятия;

- системность, когда каждый изучаемый объект рассмат­ривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутрен­них и внешних связей, взаимозависимости и взаимо­подчиненности его отдельных элементов;

- объективность, точность, достоверность - анализ дол­жен базироваться на достоверной, проверенной инфор­мации, реально отражающей объективную действитель­ность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами;

- действенность — активно воздействовать на ход произ­водства и его результаты, своевременно выявляя недо­статки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия;

- оперативность — умение быстро и четко проводить ана­лиз, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь;

- демократизм — участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, которое обеспечивает более полное выявление передового опыта и использо­вание имеющихся внутрихозяйственных резервов;

- эффективность — затраты на проведение анализа долж­ны давать многократный эффект.

Целью стратегического анализа является выявление тех осо­бенностей внутренней и внешней среды предприятия, кото­рые в наибольшей степени влияют на процесс выработки стра­тегии и ее успешной реализации.

Логическая последовательность выполнения стратегического анализа среды предприятия включает определение перечня факторов, подлежащих оценк, отбор наиболее значимых из них и подробную характеристику выделенных факторов.

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 287.