Инструменты денежно-кредитной политики Банка России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и осуществляющий в содействии с правительством России единую государственную денежно-кредитную политику и наделенный особыми полномочиями в частности правом эмиссии денежных знаков и регулированием деятельности банков.

Банк России, исполняет роль основного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы государства, а также выступает органом экономического управления. Банк России осуществляет контроль за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.

Федеральным Законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" установлено, что основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:

-процентные ставки по операциям Банка России;

-нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

-операция на открытом рынке;

-рефинансирование кредитных организаций;

-валютные интервенции;

-установление ориентиров роста денежной массы;

-прямые количественные ограничения;

-эмиссия облигаций от своего имени. [18]

Таким образом инструментами денежно-кредитной политики являются те переменные, которые пребывают в сфере прямого воздействия Банка России, размеры которых способны стремительно быть скорректированными и с которыми тесно сопряжены целевые ориентиры денежно-кредитной политики.

Применяемые инструменты денежно-кредитной политики обладают критериями производительности. К их числу относят гибкость (вероятность маневра в процессе использования этого инструмента), возвратность (возможность проведения противоположной операции), скорость и соотношение получаемых результатов поставленным целям.

Решение совета директоров Банка России согласно вопросам изменения процентных ставок, размеров резервных требований, объемов обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, непосредственных численных ограничений, содействия Банка России в капиталах учреждений, которые обеспечивают деятельность Банка России, выпуск банкнот и монет банка России новейшего образца, изъятия из обращения банкнот и монет Банка России старого стандарта, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат неотъемлемому опубликованию в официальном издании Банка России - в "Вестнике Банка России" на протяжении 10 суток со дня принятия данных заключений. [5]

1. Процентные ставки по операциям Банка России являются одним из основных рыночных инструментов выполнения денежно-кредитной политики. Данная политика состоит в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок Банка России, а также кроме того ставок по его главным операциям. Процентная политика способна представляться двумя ориентациями: политика регулирования займов коммерческих банков у Банка России и депозитная политика Банка России. [3]

В литературе процентную политику Центрального банка называют политикой ставки рефинансирования либо учетной ставки. Ставка рефинансирования - это процент, под который Центральный банк как кредитор последней инстанции предоставляет кредиты финансово устойчивым кредитным организациям. Учетная ставка - это процент, по которому Центральный банк учитывает векселя банков, что считается разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. В современное время в нормативных актах России эти два определения применяются равно как синонимы. [5]

2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), считаются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а кроме того процедура депонирования обязательных резервов вводится советом директоров Банка России. Кредитная организация должна выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объём и видам привлеченных средств. [3]

Резервные требования формируются в целях ограничения кредитных способностей кредитных организаций и укрепления в конкретной степени денег в обращении. Обязательство исполнения резервных требований появляется с этапа получения лицензии Банка России на право совершения определенных банковских операций и считается важным обстоятельством их реализации. Кредитная организация несет обязанность за выполнение режима депонирования обязательных резервов в Банке России. [5]

3. Операции на открытом рынке это операции по приобретению и реализации Центральным Банком ценных бумаг с целью оказания воздействия на ликвидность банковской системы, а кроме того с целью повышения либо уменьшения денег в обращении.

Суть данного инструмента заключается в следующем: при покупке Центральным Банком ценных бумаг у кредитных организаций соответствующая сумма действует на их корреспондентских счетах, расширяются активные операции банков, увеличивается их ликвидность и возрастает число денег в обращении (Банк России проводит экспансионистскую политику).

У банков возникает вероятность расширения кредитования организаций и населения, что уменьшает рост безработицы, однако способен вызвать увеличение цены, возникновение "лишних" средств. В этом случае Центральный Банк выполняет противоположную операцию - по изъятию лишних денег посредством продажи как государственных, так и собственных облигаций. Тем самым резервы банков уменьшаются, снижается возможности кредитования клиентов, кредит подорожает (политика рестрикции).

Максимальную роль для свершения целей денежно-кредитной политики имеют такие разновидности операций на открытом рынке, как операция РЕПО и облигации Банка России. [5]

4. Рефинансирование кредитных организаций - это кредитование центральным банком кредитных организаций. Рефинансирование банковских институтов Центральным Банком применяется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банком, когда они встречаются с нехваткой ликвидности (упадок ликвидности - скоротечная неспособность банка осуществлять собственные платежные обязательства доступными средствами платежа). [3]

Банк России законодательно считается кредитором последней инстанции и выполняют функцию "банка банков". Банковские институты, учреждения, переживающие кратковременные затруднения, имеет вероятность обратиться в Банк России за получением кредитов.

В согласовании с Федеральным Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России, представляет собой кредитора последней инстанции, организует концепцию рефинансирования кредитных организаций, в том числе определяет процедуру и требования рефинансирования, а кроме того непосредственно реализует операции рефинансирования кредитных организаций. Операции ведутся в рамках, заключенных между Банком России и кредитными организациями соглашений в согласовании с главами 23, 28, 43 ГК РФ, а также Федеральным Законом "О банках и банковской деятельности". [5]

5. Под валютными интервенциями Банка России подразумевается приобретение и реализация Банком России иностранной денежной единицы на валютном рынке с целью влияния на курс рубля. Главным принципом политики валютного курса считаются рыночные курсы создания с применением режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В обстоятельствах меняющихся условий на мировых финансовых и товарных рынках этот режим содействует уменьшению вероятного дестабилизирующего воздействие внешних условий на российскую экономику. Применение режима плавающего курса не предполагает формирование количественных ориентиров курсовой динамики. [3]

Политика валютного курса исполняется с учетом прогноза обширного круга индикаторов, положения международных финансово-экономических взаимоотношений, формирование внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса обязаны быть ориентированы на достижение равновесия интересов экспортеров и импортеров, усиления доверия к национальной валюте, увеличения привлекательности вложений в российские финансовые активы. Старания Банка России следуют на последующее формирование внутреннего валютного рынка, предоставление одинаковых возможностей доступа на него всех экономических агентов, а кроме того устранение сбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложением.

Центральный Банк реализовывает воздействия согласно либерализации валютных отношений, содействующие улучшению инвестиционного климата в государстве особый интерес уделяется событиям, сконцентрированным на снижение утечки капитала из страны. [5]

6. Формирование ориентиров увеличения денежной массы: Центральный Банк способен определять ориентиры увеличения одного или нескольких характеристик денежной массы, отталкиваясь от ключевых течений единой государственной денежно-кредитной политики (статья 42 Федерального закона "О Центральной банке Российской Федерации (Банке России)"). В число основополагающих характеристик денежной массы относят: уровень инфляции, скорость обращения денежных средств, уровень спроса на денежную массу, темпы увеличения денежной массы, степень монетизации экономики, структура денежной массы, значение денежного мультипликатора, динамика денежного мультипликатора, уровень спроса на кредитные ресурсы, скорость оборачиваемости денежных средств кредитных учреждений согласно корреспондентским счетам, открытым в организациях Центрального Банка, ликвидность в банковской системе. [3]

7. Прямые количественные ограничения - это формирование лимитов на рефинансирование кредитных организаций и выполнения кредитными организациями единичных банковских операций. Центральный Банк имеет право использовать непосредственные количественные ограничения, затрагивающие абсолютно все кредитные организации, в исключительных вариантах в целях выполнения единой государственной денежно-кредитной политики только лишь уже после консультации с правительством РФ. Уменьшить осуществление кредитной организацией отдельных операций в период вплоть до 6 месяцев Центральный Банк обладает возможностью только лишь для нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в согласовании с ними в нормативных актах и предписаний Центрального Банка, непредставления информации и представления неполной или недостоверной информации. Внедрить запрещение на реализацию кредитной организацией раздельных банковских операций Центральный Банк способен в случае несоблюдения в определенный период предписания Центрального Банка об устранении нарушений, обнаруженных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если данные нарушения или производимые кредитной организацией банковские операции или сделки сформировали реальную опасность интересам ее кредиторов-вкладчиков. [5]

Использовать непосредственные численные ограничения Центральный Банк может способен только лишь в редких вариантах и в целях выполнения единой государственной денежно-кредитной политики. Решение совета директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в "Вестнике Банка России" на протяжении 10 дней со дня принятия решений. [3]

8. Эмиссия облигаций от своего имени: Центральный Банк в целях осуществления денежно-кредитной политики способен от собственного имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и оборачиваемых из числа кредитных организаций. Максимальный объем единой номинальной стоимости облигаций Центрального Банка абсолютно всех выпусков, непогашенных на дату принятия советом директоров решения об утверждении постановления о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Центрального Банка, устанавливается как отличие между наибольшей вероятной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервах кредитных организаций, определенной исходя из функционирующего нормативы обязательных резервов.

Приобретение и реализация облигаций Центральным Банком, а кроме того кратковременной операции с данными значимыми ценными бумагами принадлежит к числу предусмотренных статьей 39 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" операций на открытом рынке. Реализовывать от своего имени эмиссию облигаций, размещаемых и оборачиваемых среди кредитных организаций, Центральный Банк Российской Федерации способен только лишь в целях осуществления денежно-кредитной политики (а не с целью извлечения прибыли). [5]

Вывод к главе I.

Денежно-кредитное регулирование - это осуществление кратко и долго­срочных событий согласно управлению динамикой денежного оборота. При этом подразумевается использование конкретных мер со стороны государства, в первую очередь в лице независимого Центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

Подбор метода денежно-кредитного регулирования воздействует на разработку эффективности реализации денежно-кредитной политики. Характеристику методов денежно-кредитного регулирования, их классификацию и проблему выбора тех или иных методов необходимо рассматривать в зависимости от: цели денежно-кредитного регулирования, характеристики субъекта регулирования, особенности выбора того или иного объекта регулирования.

Основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; резервные требования; операция на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.