Итоги экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Падение темпов экономического роста началось в 70-75 гг

За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации ,противоречия приобрели предкризисные формы.Ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда.

В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Огромных затрат стоило содержание государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР.


 56. Политические и экономические изменениям в СССР в годы перестройки 1985-1991 гг.

В 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. Горбачёв выступил с идеей «стратегии ускорения», суть которой состояла в том, чтобы ускорить эко­номическое развитие страны за счёт научно-технической революции. Членам Политбюро и Совета Министров предстояло решить, каким образом воплотить её в жизнь, «где начинать прогресс? в химии? в авиации? в металлургии? В результате выбор пал на машиностроение. И довольно скоро в эту действительно очень важную отрасль стали вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая госприёмка — орган, который следил за тем, чтобы за пределы заводских ворот не посту­пал брак), но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между государственными предпри­ятиями совершенно отсутствовала конкуренция, их руководители просто не желали внедрять новейшие технологии, ведь деньги продолжали поступать из казны независимо от того, как работали фабрики и заводы.

В мае 1985 г. появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимости: единым фронтом, повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его».

Неудачные меры партийного руководства вроде закрытия пивных заводов или вырубки виноградников в Крыму, привели лишь к многотысячным очередям в винных магазинах и увеличению самогоноварения. В течение года в Советском Союзе фактически установился режим «сухого закона». На некоторое время пьянство на рабочем месте действительно снизилось. Однако выросло потребление наркотиков, «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались из-под полы, увеличивая капиталы организованной преступности. Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.

В 1987 г. одной из самых популярных была идея возродить нэп. Горбачёв, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики академик Л. И. Абалкин решили объединить социализм и рынок. С 1989 г. все государст­венные предприятия перешли на хозрасчёт и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство сохраняло за собой право устанавливать промышленным и сельскохозяйственным предприятиям так называемый госзаказ, обязательный для исполнения.

Ещё в 1986 г. в СССР стало возможным создавать кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания (мастерские, столовые, кафе, рестораны). Однако налоги, которые должны были пла­тить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода, и это побуждало предпринимателей скрывать свою прибыль. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах купить можно было практически всё, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки же государственной торговой сети пустели с каждым днём.


 57. Распад СССР: причины и последствия.

Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.



Причины распада СССР.

— СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

 

— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное:

- распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств

- коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

- разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;

- возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

 58. Политические реформы в России в 1990-е гг.

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления.

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом Народных депутатов, с другой. Противостояние ветвей власти, начавшееся с разу после распада СССР, усилилось осенью 1993 года. К этому времени уже был подготовлен проект конституции. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин указом номер 1400 (что противоречил конституции РСФСР) объявил о роспуске представительных органов власти – ВС РСФСР и СНД. Это привело к вооруженным столкновениям в октябре 1993 г. 3 октября множество жителей Москвы и московской Области, и других городов страны, находившиеся в Москве, организовали демонстрацию в поддержку Верховного Совета. Милиция не смогла противостоять им. Акцию поддержали также левые и национал-патриотические организации. Началось формирование вооруженных отрядов. Русское национальное единство и союз Афганцев, а также часть милиции и солдат, перешедших на сторону демонстрантов, заняли оборону вокруг дома Советов. Поддержали митингующих и транспортники. Они пригнали автобусы и коммунальные автомобили, которые образовали баррикаду. Митингующие взяли здание СЭВ, и телецентр Останкино. Ельцин решил эту ситуацию силовым путем, послав Таманскую танковую дивизию и отряды специального назначения. Причем бойцов для выполнения спецоперации набирали с трудом – в основном из офицеров и с условием вознаграждения – настолько непопулярной была эта акция. В результате «наведения порядка» погибло более 2000 сторонников Верховного Совета. Из них – более 500 человек были убиты в результате обстрела танками здания ВС. Эти события сняли журналисты телекомпании НТВ. После они облетели весь мир. А НТВ из кружка любителей телевидения превратилась всемирно известную телекомпанию.

События осени 93 года поставили страну на порог гражданской войны, показав всю несостоятельность новой власти. В отдельных местах страны (Чечня, Ингушетия, Карабах, Приднестровье, Грузия, Осетия и Абхазия, Таджикистан и Киргизия) вспыхнули военные конфликты, многие из которых до сих пор еще не полностью урегулированы.

 

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята конституция. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым гос-вом с республиканской формой правления. Главой гос-ва становился избираемый народным голосованием президент. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания – постоянно действующего органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность трех ветвей власти. Законодательно закреплялась политическая многопартийность, право свободы труда и частной собственности. После первых выборов в парламент вошли представители 8 партий.

Война в Чечне. Ещё в сентябре 1991 года люди Дудаева разгромили в Грозном местный чеченский верховный совет. После распада СССР Джохар Дудаев объявил о выходе Чечни из состава Российской Федерации и о создании Республики Ичкерии.

Дудаеву досталось много оружия: 2 пусковые ракетные установки сухопутных войск, 42 танка, 34 БМП, 14 БТР, 14 легкобронированных тягача, 260 самолётов, 57 тысяч единиц стрелкового автоматического оружия и много другой военной амуниции.

1 декабря 1994 года подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни на основании указа Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». Начинается затяжная война, унесшая жизни более 50000 российских солдат и офицеров. Российские войска берут Грозный, оттесняя боевиков в горы. Но к августу 1996 боевики берут под контроль большую часть республики.

31 августа 1996 года принимаются Хасавюртовские соглашения, подписанные Асланом Масхадовым и Александром Лебедем, рассматриваемые многими сторонниками целостности РФ как предательские. Начинается вывод федеральных войск из Чечни.

К концу 90-х годов все более отчетливо стал проявляться кризис власти, усугубленный экономическим кризисом. Падал и без того подорванный авторитет ельцинского правительства. Участились кадровые перестановки в правительстве. С апреля 1998 по март 2000 г.г. на должности председателя правительства сменилось 5 человек.


 59. Экономические реформы в России в 1990-е гг.
В конце 1991 года правительство, возглавляемое Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночным ценам, ускоренной приватизации, земельной реформе, реформе банковской системы, формировании новой налоговой политики, мерах социальной защиты населения. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

1)Либерализация цен – освобождение их из-под контроля гос-ва. Переход на свободные рыночные цены и тарифы был начат с января 1992 г. За гос-вом сохранялось лишь регулирование цен на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Снизился в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) уровень жизни населения.

2)Приватизация (разгосударствление собственности). Охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общепита, службы быта. Ваучерная и последующие этапы приватизации привели к потере гос. сектором ведущей роли в экономике. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В 1993-1994г. падение пром. произ-ва сост. 21%, в част. в машиностроении – 31%, в произ-ве ширпотреба -30%. Свыше половины товаров российского рынка были импортными. Одним из подследствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Положительные итоги реформ:

-Магазины наполнились товарами, исчезли очереди.

-Интенсивно формировались рыночные структуры: рынки труда, ценных бумаг, недвижимости.

 

Отрицательные последствия реформ:

-Падение темпов экономического роста.

-Рост цен оказался неудержимым; инфляция переросла в гиперинфляцию, невиданными темпами стала развиваться долларизация финансовых отношений, а также вытеснение денег другими, менее ликвидными, но куда более стабильными активами.

-Инфляция привела к сильному расстройству, а в конечном итоге к полному уничтожению финансовой системы, значительной денежной эмиссии.

 

-Из-за приватизации гос-во потеряло жизненно важные отрасли экономики.

-Возникает криминальная революция, силовые методы решения экономических проблем.

-Фермерские хозяйства, где трудилось около 500 тыс. человек, из-за непримерно дорогих техники, удобрений, стройматериалов производили лишь около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции

-Медленно и с большими трудностями разворачивалась конверсия на предприятиях ВПК, которые к середине 80-х гг. составляли до 70% промышленного потенциала страны.

-«шокотерапия» привила к быстрому расслоению общества по уровню доходов.

-Были обесценены сбережения населения в сбербанках.

-В тяжелейшем положении оказались система образования, наука, культура, здравоохранение.

-Отсутствие конкуренции способствовало ухудшению качества и удорожанию продукции.

Таким образом, радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. Так, за период 1990-97гг. объем ВВП сократился в 2 раза.

 60. Основные направления преобразований в политической и социально-экономической жизни РФ в 2000-е гг.

26 марта 2000 г. на досрочных президентских выборах Владимир Путин был избран президентом России, получив 52,9 % голосов избирателей.

Основные цели:

 

-Формирования целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизмы их достижения

-Стимулирование динамичного экономического роста. На первое место здесь следует поставить повышение инвестиционной активности.

-Проведение активной промышленной политики. В числе необходимых мер:

-содействие развитию внебюджетного внутреннего спроса на передовые технологии и наукоемкую продукцию, поддержка экспортной ориентации высокотехнологичных производств

-поддержка несырьевых отраслей, работающих преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса

-усиление экспортных возможностей отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплексов

-Осуществление рациональной структурной политики. Политика правительства будет направлена на выстраивание структуры, обеспечивающей оптимальное соотношение экономических форм.

-Рациональное регулирование деятельности естественных монополий

-Формирование эффективной финансовой системы. Это огромная работа, которая включает в себя следующие направления:

-повышение эффективности бюджета как важнейшего инструмента экономической политики государства

-проведение налоговой реформы

-ликвидация неплатежей, полное устранение бартера и других квазиденежных форм расчетов

-поддержание низкой инфляции и стабильного курса рубля

-формирование цивилизованных финансовых и фондовых рынков, превращение их в инструмент аккумулирования инвестиционных ресурсов

-реструктуризация банковской системы

-Вытеснение теневой экономики, ликвидация организованной преступности в хозяйственной и финансово-кредитной сфере, доля ВВП которой в тот момент составляла 40% в отличии от развитых стран – 15-20%

-Последовательная интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры. Здесь основные направления таковы:

-активная поддержка государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций. В частности, назрела потребность в создании федерального агентства по поддержке экспорта, которое предоставляло бы гарантии под экспортные контракты российских товаропроизводителей

-решительное противодействие дискриминации России на мировых рынках товаров, услуг, а также инвестиций. Принятие российского антидемпингового законодательства и его применение

-включение России в международную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, в первую очередь в ВТО

-Проведение современной аграрной политики. Нужна аграрная политика, которая бы органично соединяла меры государственной поддержки и государственного регулирования с проведением рыночных реформ на селе и в отношениях собственности на землю.

-обеспечение устойчивого роста благосостояния населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан



Дата: 2019-03-05, просмотров: 167.