Великие географические открытия и европейской цивилизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Великие географические открытия 15 - 16 вв. были очень важны для всей истории человечества. До этого основные морские пути европейцев пролегали по относительно небольшим водным пространствам, к-е замкнуты берегами. Не было надёжных средств для нахождения пути. Мир разобщён, торговля Европы с отдалёнными странами Азии велась через посредников. Восток - источник снабжения предметами роскоши. Индия, Китай, Япония считались богатыми золотом и драгоценными камнями. Очень популярными были записки купца из Венеции Марко Поло, побывавшего на Востоке. Европейцы хотели открыть прямые торговые пути на Восток, который сулил сказочные богатства. Но сухопутные пути были в руках восточных купцов, через Красное море - египетских султанов, которые с них взимали высокие пошлины. В 14 в. в Европе изобрели компас, стало возможно ориентироваться в открытом море в любое время суток, погоду. Португальцы первыми воспользовались им. Во главе походов стоял принц Генрих Мореплаватель. Открыли Мадейру, Канарские, Азорские острова, берега Северной Гвинеи. Стали осваивать прибрежные районы западной Африки, захватывали чёрных невольников. Началась португальская работорговля. Бартоломеу Диас достиг южной оконечности Африки, назвали "Мыс Доброй Надежды". Вышел в Индийский океан. Утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. В Индию отправилась португальская экспедиция Васко да Гамы (конец 15 в.). Прибыли в индийский город Каликут, один из крупнейших торговых центров Азии, привезли с собой много пряностей. Открыв морской путь в Индию, Португалия начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии, захватывали важнейшие торговые и стратегические пункты. Создавала колониальную империю. Морской путь вокруг Южной Африки стал был главным, по к-му велась торговля между Европой и Азией. С целью открыть западный путь в Индию и Восточную Азию в 1492 г. из Испании отправился в путешествие через Атлантический океан Христофор Колумб. Хотел открыть кратчайший путь. Проект предложил испанским королям Фердинанду и Изабелле, в то время как португальский король не заинтересовался. Достигли маленького острова, к-й Колумб назвал Сан-Сальвадор (на Багамских островах), и это стало считаться открытием Америки. Колумб был уверен, что это Индия и население назвали индейцами. Открыл Кубу, Гаити, другие острова Вест Индии. Потом много других. На острове Эспаньола (Гаити) основал постоянную колонию, к-я стала опорным пунктом для испанских завоевателей Америки. Открытые им земли объявлены владениями испанской короны. Итальянский учёный Америго Веспуччи принял участие в исследовании берегов Южной Америки и впервые описал их. По его имени назван континент. Он предложил назвать эти страны Новым Светом. В Америку устремились другие (их называли конкистадорами - завоевателями). Все, кто в Европе был недоволен своим положением, отправлялись туда. Испанцы открыли Мексику. Искали пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим. С этой целью отправился от Испании Магеллан - 1е кругосветное путешествие. Открыл пролив между Южной Америкой и Огненной землёй, назвали его именем. Завершил дело, начатое Колумбом, - достиг западным путём Азии, открыв новый морской путь. Это путешествие доказало шарообразную форму земли и нераздельность океанов, омывающих сушу. Следствие открытия Нового Света - быстрое развитие торговли и промышленности. Далее т.н. революция цен, поскольку в Европе появилось много драгоценных металлов из Америки. Создание колоний в новых землях, результатом чего стали могущественные европейские империи, напр. Великобритания. Распространение западных ценностей и, наоборот, ценностей культур колонизированных народов на Западе - культурный обмен. Географические открытия сыграли значительную роль в научном прорыве. На картах появились неизвестные раньше земли. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Постоянное заселение новых земель привело к образованию новых стран - США, Австралия, Канада и т.д.

Великие географические открытия стали важным моментом перехода от феодального способа производства к капитализму. влияние на экономическую жизнь Европы, океанские плавания устанавливали экономические связи между отдельными регионами земного шара, между отдельными народами, что привело к мировому разделению труда, к созданию мирового хозяйства и к созданию мирового рынка. Это вызывает перемещение торговых путей с Северного и Средиземного моря в Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Вслед за этим меняются и торговые центры , утрачивают свое значение Германские города, как центры мировой торговли, возникают новые центры по побережью Атлантического океана (Амстердам, Антверпен и другие города). В торговый оборот вовлечены товары, которых раньше не знала Европа (кофе, чай, перец, мускатный орех). Великие Географические открытия положили начало формированию колониальных империй. В 16 веке из вновь открытых земель были сформированы Португальская, Испанская, Голландская, Английская, Французская империи.

54.Реформация и контрреформация в европе.

Реф-ция (исправление,) — массовое религиозное и общ-полит движение в Зап. и Цен. Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформир. католического христианства в соответствии с Библией.Её началом принято считать выступление Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам кот. религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основными причинами - преодоление феод. раздробленности и возник. централизованных гос-в, эк. кризис после появ. огромного кол-ва америк. золота и изобретения метода амальгамирования, разорение банков, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической церкви, которое сопровождалось эк. и полит. монополизацией.

Одним из основных последствий реформационного движения стало появ. протестантизма, кот. получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.На протяжении всего Средневековья церковь играла знач. роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Зап.Евр.владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на кот. использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества.

Феодальная католическая церковь, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках началось формирование нового класса- буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология.: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Помимо эк. и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Лютеранская Реформация

В Германии, кот. к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера- он провозглашал, что церковь и духовенство не яв. посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой

21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлучении Лютера от церкви. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому.не отказ-ся-=. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

Второй этап Реформации

После Вормсского эдикта нач. первые репрессии против сторонников Лютера.

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны.

По окончании Крестьянской войны на рейхстаге в Шпейере в 1526 году действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено. Однако через три года там же Вормсский эдикт был подтвержден, что вызвало протест шести германских князей и нескольких имперских городов. По названию этого документа — Шпейерской протестации — сторонники Реформации впредь начали именоваться протестантами.

Среди бюргерства, , появилось стремление к превращению Швейцарии в федерацию с центральной властью,. Городской плебс страдал от произвола правящей верхушки и вымогательств церкви,

Авторитет католического духовенства упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков. Монопольное положение церкви в области идеологии было подорвано успехами светского образования гуманизма.

Городской плебс волновался и учинял иконоборческие погр, Здесь на арену вых.вероучение Кальвина кот.было заострено и против католического, и против радикальных течений" народной^ реформации, догматом кальвинизма" было учение о божественном предопределении, понимавшемся Кальвином как абсолютное. Бог предопределил одних людей к вечному блаженству, других к вечным мукам в загробном мире. Каждый верующий должен ^думать, что он является божьим избранником, и напрягать все силы, чтобы успехом своей деятельности, в том числе и профессиональной, доказать свою избранность. Критика Кальвином всякого рода потребительских излишеств, его призывы к бережливости, скромности быта, сокращению числа нерабочих праздничных дней также определялись социально-экономическими моментами. Кальвинизм был весьма гибкой формой воздействия на массы. Беднякам кальвинисты внушали, что, усердно работая на Хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни,они достигнут успеха и заслужат благословение божие.

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков. Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма. Плюс политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию, секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество, которое отвлекало рабочие руки от производства

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание Идеалом для него была раннехристианская церковь. Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении»,. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные

Идеи Кальвина получили широкое распространении и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения были реформатами.. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейся Нидерландской революции, которую помимо религиозного недовольства вызвала эк. и национальная полит. короля Филиппа II.В результате революции Нид-ды разделились на 2 части-католическую Бельг(Исп влад) и Независимые соединенные провинции-протестанская Голландия, в кот. б. установлен республиканский строй правления, созданы условия для бурного эк. развития.

Реформация в Англии

проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом, а также укрепить свою абсолютную власть. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры - признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви .Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.-=из-за 2-йственного хар-ра реформ.в Анг. церковь претендует на название как католич.так и протестан.!

Контрреформация

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви-Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии). Франция – гос. религией был католицизм, но протестанты пользовались правом свободного вероисповедания.В 1536 году папа Павел III создал специальную комиссию,где реш,что в многих злоупотреблениях в Католической церкви были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных.В 1545 году по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, (продолжался в течение понтификата нескольких пап1545-63),он отверг протестанские догмы! : папы вели борьбу за восстановление морального облика клира католической церкви. учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты. Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях.Итог:контрреф.удалось остан.экспансию протестан-зма на большей части Европы..

55. Война за независимость североамериканских колоний и образование США.

Война североамериканских колоний за независимость явилась закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в Англии. Несовместимость буржуазного развития Северной Америки и её колониальной зависимости с особой силой проявилась в 60-е гг. XVIIIв., когда после восшествия на английский престол ГеоргаIIIна провинции обрушились абсолютистские методы правления и произвола, которые за 120 лет до этого вызвали антифеодальную революцию в самой Англии.

К середине XVIIIв. окрепла экономика колоний, налаживалась внутренняя торговля, ослабла зависимость от поставок из метрополии. Колонии имели собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили продукцию на экспорт (табак, рис, индиго), делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население.

В XVIIв., когда колонисты более всего нуждались в опеке метрополии, она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и парламента, гражданская война, реставрация Стюартов, Славная революция). ВXVIIIв. сложилась принципиально иная ситуация. Колонии созрели для независимости, а Великобритания, добившаяся внутренней стабилизации и победившая Францию в Семилетней войне (1756-1763), стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие французские владения.

Экономические противоречия между метрополией и колониями обострились после издания ряда парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю Северной Америки.

Именно в 60-е гг. XVIIIв. в колониях началось широкое освободительное движение, переросшее в революционную войну. Закономерным было обращение американских патриотов к лозунгам английской буржуазной революции (например, «Никаких налогов без представительства!»).Американская революция, в отличие от английской буржуазной революции, носила не религиозный, а светский характер

Причинами войны за независимость стали:

1. Усиление колониального гнёта Англии, выражающееся в запрете на открытие мануфактур, на производство и вывоз шерстяных изделий, на торговлю с другими странами, в запрещении колонистам переселяться на запад (1763)

2. Введение новых таможенных пошлин на ряд товаров (1764).

3. Расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии (1765).

4. Введение гербового сбора — налога на любой товар (1765).

Война за независимость:

а) цели, характер, воюющие стороны

Большинство жителей 13 восставших колоний боролись за дело революции, но идею независимости от Англии поддерживали далеко не все американцы. Часть населения не желало отделения от Англии. Их называли лоялистами из-за их лояльности короне и британскому парламенту. Большая часть лендлордов, королевских чиновников, некоторые торговцы не хотели терять деловые связи с метрополией, боялись гражданской войны и анархии. На стороне англичан выступили также негры-рабы, которым была обещана свобода.

В то же время основная часть плантаторов – патриоты –поддерживала идею независимости, экономичной причиной которой была огромная задолженность английским торговым домам. К этой категории относилось большинство американских купцов, которые выступали за свободу торговли и предпринимательства, оказывали финансовую помощь колонистам. Лидерами патриотов стали молодые свободолюбивые политики, которые делали карьеру в Континентальном конгрессе, армии. Среди них былБенджамин Франклин (1706 – 1790) – учёный, писатель, общественный и государственный деятель, носитель нового американского национального самосознания, провозглашающий идею единства колоний.

Война за независимость проходила под флагом просветительских идей. К числу американских просветителей можно отнести Томаса Джефферсона(1743 – 1826) – виргинского плантатора и адвоката,автора Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г. Таким образом, внутри колоний развернулась борьба между союзниками англичан и патриотами, которые боролись за независимость, и поэтому эта война имела черты гражданской.

Сторонники Англии (лоялисты)

Сторонники (патриоты)

Английские чиновники

Радикальная буржуазия, купцы

Английские священники

Плантаторы

Агенты английских купцов

Фермеры

Негры-рабы

Рабочие, ремесленники

4. Декларация независимости. Образование США

В ходе войны под давлением народных масс отдельные колонии объявили себя «свободными, самостоятельными и независимыми государствами» (по-английски «государство» state— «штат»).

В 1776 г. колонии были представлены на Континентальном конгрессе в качестве самостоятельных и независимых государств-штатов. В июне делегация от штата Виргиния во главе с Т. Джефферсоном предложила конгрессу резолюцию об отделении колоний. Для составления декларации была создана комиссия (Джефферсон, Адамс, Франклин, Шерман, Ливингстон). Меньше чем за месяц она выработала Декларацию независимости («Декларацию об отделении»), которая и была принята Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.

4 июля— национальный праздник США — День независимости.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 312.