ТИПЫ СВЯЗИ (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2018

Оглавление

№ задания содержание стр.

Задание 1

(по тексту)

1) Тема 3 2) Стиль и тип речи 3,4 3) Типы связи (согласование, управление, примыкание) 5 4) Фонетический разбор 6 5) Морфологические разборы (сущ., прил., глаг., нареч., числ., мест.) 7-10 задание 2 Тире между подлежащим и сказуемым 11 задание 3 Типы сказуемых, члены предложения 12 задание 4 Односоставные предложения 13 задание 5 Однородные члены и обобщающее слово при них. Знаки препинания 14 задание 6 Обособленные члены предложения (прич.об., дееприч.об., приложение) 15 задание 7 Грамматические ошибки в предложениях с причастным и деепричастным оборотами 16-17 задание 8 Знаки препинания при вводных словах 18-20 задание 9 Знаки препинания при уточняющих членах предложения 21 задание 10 Знаки препинания при обращении 22 задание 11 Знаки препинания при прямой речи 23 задание 12 Материал для рассказа из раздела «Лексика»: Заимствованные слова Общеупотребительная лексика Диалектные слова (диалектизмы) Профессиональные слова Устаревшие слова Неологизмы Синонимы Антонимы Фразеологизмы Омонимы 24-26

 

 

ЗАДАНИЕ 1

(работа с исходным текстом)

1) ТЕМА текста — это то, о чём говорится в тексте.

Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. (О ЧЁМ?)

ОСНОВНАЯ или главная мысль текста (идея) — это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. (ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВОР ХОЧТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?)

Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

2) СТИЛЬ текста

ТИПЫ РЕЧИ

повествование Что делает предмет? Что и как произошло? Рассказ о событиях, действиях, происшествиях 1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация (наивысшая точка) 4. Развязка Это мир в движении (один кадр сменяет другой) 1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал). 2. Последовательность событий. 3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда, завтра, вчера, скоро)
описание Какой предмет? Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа, животного, картины, интерьера Перечисление общего и частных признаков, Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод. 1) общее представление описываемого; 2) описание деталей, частей; 3) отношение к описываемому. Это мир в покое (одна фотография) 1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное. 2. Глагол статичен. 3. Предложения простые.
рассуждение Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Как быть? Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно об этом 1. Тезис (мысль, которую надо доказать). 2. Аргументы (доказательства). 3. Вывод Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать 1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак, например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что) 2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

 

ПРИМЕЧАНИЕ: тип речи может быть смешанный.

Например, повествование с элементами описания; описание с элементами повествования, рассуждение с элементами повествования ли описания и т.п.

ТИПЫ СВЯЗИ (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ)

Тип связи Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие. Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение. Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола. Стать лучше. Сравнительная степень прил-ого. Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

(Алгоритм)

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его.

 

 


          то это ПРИМЫКАНИЕ

 


            4. Если другими частями речи, то смотрим

 

       Изменяются оба слова        Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                   в определённом косвенном падеже

 

              СОГЛАСОВАНИЕ                   УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением. Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),  лисья нора (согласование) - нора лисы (управление),  Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление), смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление), вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

 

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1. Фонетический разбор(1)

                                         Звуки

Гласные

Согласные

 
Ударные Безударные глухие или звонкие мягкиеили твердые

10 букв : а о у ы э

             я ё ю и е

Всегдазвонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й , ]

Всегдаглухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Всегдамягкие:[Й , ], [Ч , ], [Щ , ]

Всегдатвердые: [Ц], [Ж], [Ш]

 

6 звуков : [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

 

Буквые,ё,ю,яобозначают

двазвука:

1) вначалеслова: яма, А]

2) послегласной: маяк, А]

3) послеьиъ: вьюга , У]

 

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: 

мяч , А Ч , ]

 

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВ ,Й , И]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:

РЕКА – 2 слога

Р [р,, ] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

         

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает предмет)

2. Морфологические признаки: Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г)склонение; д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);

3. Синтаксическая роль.

На печальные поляны льёт печально свет она. 1. Поляны -сущ., т.к. обозначает предмет. Льёт (на что?) на поляны. 2. Н.Ф. – поляна. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост.: вин.п., мн.ч. III. Льет (куда?) на поляны.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос  (обозначает признак предмета).

2. Морфологические признаки. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).  Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Непостоянные морфологические признаки: 1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2) число, род (в единственном числе), падеж.

3. Синтаксическая роль.

Чиста небесная лазурь. 1.Небесная (лазурь) – прил., т.к. обозначает признак предмета. Лазурь (какая?) небесная. 2. Н.Ф. – небесный. Пост.- относит.; непост. - им.п., ед.ч., ж.р. III. Лазурь (какая?) небесная.  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ГЛАГОЛА

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

3. Синтаксическая роль.

Ты любишь родной дом, родную землю... 1. Любишь – глагол, т.к. обозначает действие; отвечает на вопрос Ты (что делаешь?) любишь. I. 2. Н.ф.– любить. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: несов. вид; невозв.; перех.; II спр. Непостоянные морфологические признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения; наст. времени; ед. числа; 2-го лица. II. 3. Ты (что делаешь?) люблю (ПГС)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.Ф. (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: разряд по строению (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное (собирательное, целое, дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть).

3. Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог. 1. (На)семьдесят(дорог) - имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько? 2. Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. 3. Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог
Мой брат пошёл в первый класс. 1. (в) первый  (класс) - имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый 2. Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа. 3. В класс (который?) первый

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун. 1. Подгоняемый (табун) - причастие, обозначает признак предмета по действию; Табун (какой?) подгоняемый 2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже. 3. Табун (какой?) подгоняемый  
Пушка наша заряжена была картечью. 1. Заряжена - причастие, обозначает признак предмета по действию; пушка (какова?) заряжена 2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время;  признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде. 3. Пушка (какова?) заряжена (СИС)

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки неизменяемое слово.

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

Он ушибся, упав с лошади. 1. Упав - деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? 2. Н. ф. – упав. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: совершенный вид; невозвратное. Непостоянные морфологические признаки: (неизменяемое слово). 3. Ушибся (когда?) упав с лошади  

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  МЕСТОИМЕНИЯ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): разряд (у всех),

лицо (только у личных), число (только у личных),  род (только у личных в 3 лице). Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме .... падежа, ...число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл. 1. Никто – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Не называл (кто?) никто 2. Н.ф. – (кто?) никто. Пост. признаки: отрицательное. Непост. признаки:  – в И.п. 3. Не называл (кто?) никто  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Её – мест., т.к. указывает на лицо, но не называет его. Называли (кого?) её 2. Н.ф. – (кто?) она. П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч. Н.п. – в Р.п. 3. Называли (кого?) её  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Мы – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Покажем (кто?) мы 2. Н.ф. – (кто?) мы. П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч. Н.п. – в И.п. 3. Покажем (кто?) мы  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Все – мест., т.к. указывает на предмет, но не называет его. Называли (кто?) все. 2. Н.ф. – (какой?) весь. П.п. – определительное. Н.п. – в И.п., во мн.ч. 3. Называли (кто?) все  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Наша – мест., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. Лёля (чья?) наша 2. Н.ф. – (чей?) наш. П.п. – притяжательное. Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р. 3. Лёля (чья?) наша  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)   НАРЕЧИЯ

1. Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение и вопрос.

2. Морфологические признаки. Разряд по значению. Степень сравнения (если есть). Полная морфологическая неизменяемость.

3. Синтаксическая роль.

Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги. 1. Сильно – наречие, т.к. обозначает признак действия. Пахнут (как?) сильно 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в положительной форме сравнения, неизменяемое слово. 3. Пахнут (как?) сильно (обстоятельство образа действия)
Ближе к домам жмутся стаи синичек. 1. Ближе – наречие, т.к. обозначает признак действия. Жмутся (как?) ближе. 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в форме простой сравнительной степени, неизменяемое слово. 3. Жмутся (как?) ближе (обстоятельство образа действия).

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ТИПЫ СКАЗУЕМЫХ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1 глагол Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) Что я буду делать? Да подойдите же сюда! Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. Он стоял как вкопанный 2 части Вспомогательная часть + Н.Ф.гл.  1) Фазовые и модальные глаголы (мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться,стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться): 2) краткие прил. РАД, ДОЛЖЕН, ГОТОВ и др. 3)фразеологизм 4) категория состояния (НЕЛЬЗЯ, НАДО, НЕОБХОДИМО и др.) Он хотел проехать мимо. Вы должны трудиться. Он горел желанием выступить. Надо учиться языку. В знойные дни хорошо бродить по лесу. 2 части Глагол-связка                  ИМЯ 1) быть, стать,                     сущ. делаться, являться,            прил.  казаться, становиться,      прич. иметь вид, называться      числ. 2) глаголы со значением  мест. движения, состояния         нар.  (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Он ученик. Он был учеником. Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. Дорога проложена.Жарко. Мне весело.  Ей туфли впору будут. Он в восторге. Дом теперь мой. Два + три будет пять Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Ты был смелым. Дворец казался островом. Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые.

Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.

Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.

При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Определение дополнение обстоятельство
Какой? Чей? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И Как?

Может быть выражено

1)прилагательным (красивый, мудрый), 2)порядковым числительным (первый, третий),  3)причастием (написанный, прилетевший, сшитый) 4)местоимением (каждый, всякий) 5) Н.Ф.гл. (желание учиться) 1) Существительным в косвенном падеже (читаю книгу) 2) местоимением в косвенном падеже (подошёл ко мне) 1) существительным в косвенном падеже (пришёл в школу) 2) наречием (пришёл быстро) 3) деепричастием  (бежал, не оглядываясь назад) 4) Н.Ф.гл. (приехал загорать)

ЗАДАНИЕ 4

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

с главным членом-сказуемым:

1. Определённо-личное: сказуемое–глагол в форме 1 или 2 лица ед. или

мн.ч., наст. вр или буд. вр., повел. или изъявит. наклон., к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ.   

Например: Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня.

2. Неопределённо – личное: сказуемое – глагол в форме 3лица мн.ч. в наст. или буд. времени и в форме мн.ч. прош. врем., к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ.

Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет.

3. Безличное: сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего. 

К сказуемым в таких предложениях, если рядом нет существительных или местоимений вкосвенных падежах, можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО. Например: Уже (где-то) вечерело. Весело.

Сказуемое может быть выражено:

1. Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы.

Например: На дворе вечереет.

2. Безличной формой личного глагола в 3л. ед.ч. н. или б. вр. или ср.р. ед.ч. пр. вр.

Например: Пахло сеном. Пахнет сеном.

3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях;

Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет.

4 . Словом нет.

Например: У меня нет линейки.

5. Неопределённой формой глагола.

Например: Быть дождю. Нужно учиться.

6. Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода.

Например: В избе жарко натоплено.

Категорией состояния.

Например: На улице холодно. Жарко.

Примечание № 1 : если сказуемое выражено глаголом ед.ч. м.р. или ж. р. пр. вр., то такое предложение является двусоставным, неполным. Пошла в кино. Зашел на минутку.

с главным членом-подлежащим:

Назывное

1)выражено существительным в форме И.п. Лес.

2) количественно-именным сочетанием :  Десять часов .

3) В роли подлежащего может выступать личное местоимение: Вот она, Отчизна!

4) В роли главного члена числительное: Двенадцать

ЗАДАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

Обособление определений

1. Все виды определений, стоящие ПОСЛЕ существительного   ТУЧА, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась. Эта МЫСЛЬ, простая и ясная, не давала покоя. Дальше начинался ГОРОД, с высокими домами, лавками, складами. (Обособление зависит от интонации) 2. До и после личного местоимения.   Взволнованный, ОН говорил долго. ОНА, всё ещё взволнованная, говорила и говорила. 3. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола) Раненный в плечо, СОЛДАТ не мог поднять руку. (Почему? = будучи раненным в плечо//потому что ранен в плечо) 4. Определение и существительное разделены членами предложения. Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые САДЫ.

Обособление приложений

1. Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами ДО и ПОСЛЕ определяемого существительного Он пришёл с СЫНОМ, десятилетним мальчиком, на выставку. Спутница наша , УДАЧА  нас не покинет.   2. Одиночное приложение ПОСЛЕ нарицательного и собственного имени.  Может быть - тире. Я подружился с ГАЙДАРОМ, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни. Мой ХОЗЯИН, доктор, всегда был занят каким-либо делом. Я шёл по улице с ПРИЯТЕЛЕМзамечательным художником. 3. Любое приложение ДО и ПОСЛЕ личного местоимения. Участник форума , ОН успешно выступил с докладом. 4. Приложения со словами  по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины). Верный СЛУГА, по имени Иван, спас его. ПЕТРУ, как отличнику, вручили медаль. (потому что отличник)

Обособление обстоятельств

1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие ДО или ПОСЛЕ глагола.   (задаём вопрос от глагола-сказуемого: Что делая? Что сделав? Как?) Поток СТРЕМИЛСЯ навстречу морю, гремя камнями. Журча, ещё БЕЖИТ за мельницу ручей. Волны несутся, гремя и сверкая. Плащ запахнув и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза. 2. Обстоятельство с предлогами несмотря на, невзирая на: В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.   3. С целью усиления обстоятельства причины с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие: Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых. Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь.

Обособление дополнений

1. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, наряду с со значением включения, исключения, замещения /Кроме картин/, вокруг было много прекрасных вещей. Все встали и отправились на террасу, /за исключением Гедеоновского/. 2. с предлогом вместо в значении замещения  (=вместо того чтобы) Лекарь второпях,/ вместо двенадцати капель/, налил целых сорок.

ЗАДАНИЕ 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Вид ошибки Примеры

Г 1

Ошибочное образование форм существ-ого Благородность, чуда техники, подчерк, удовольство жить; бодровство; нет местов Ошибочное образов-е форм прила-го более интереснее, красивше; самый красивейший,  более строже Ошибочное образование форм числ-го с пятистами рублями; жонглировал обоими руками Ошибочное образование форм местоимения ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Надсмехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышев на сцену, певцы поклонились. Г 2 Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Из прочитанного мной части романа… Г 3 Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой Г 4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. Г 5 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю . Г 6 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. Г 7 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Г 8 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве . Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. Г 9 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Г 10 Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. Г 11 Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Она сидела за столом и не разговаривает со мной. Г 12 Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник. Г 13 Отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

ЗАДАНИЕ 8

ЗАПЯТАЯ

1. Вводные слова и предложения

выделяются НЕЗАВИСИМО от места в предложении

Возможно, я отношусь к языку с преувеличенной строгостью и благоговением. Мы перестали его встречать: уехал, должно быть. Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. Как говорится, дело мастера боится.

ТИРЕ

В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   а) распространенные вводные предложения Волга — как это мы знаем на примере не одного великолепного волжанина, будь то Горький или Шаляпин — сама по себе располагает к широте, к ощущению природы, к могучему внутреннему движению. б) при вопросительной или восклицательной интонации Этого — клянусь вам! — никогда не бывало с ним. Было решено — помнишь? — что я приду к нему через несколько дней. СКОБКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - вводные предложения, содержащие добавочные и попутные замечания и пояснения Его черная, ничем не прикрытая голова (впрочем, его волосы могли заменить любую шапку) так и мелькала в кустах.

ЗАДАНИЕ 9

ЗАДАНИЕ 10

ЗАДАНИЕ 11

Предложения

А: «П!»

Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись

А: «П?»

Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту

А: «П...»

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...»

А: «П»

Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна».

«П!» — а.

«Да это бунт!» — закричал исправник.

«П?» — а.

«Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей.

«П..» — а.

«Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.

«П», — а.

«Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она

«П, — а, — п».

«Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер».

«П, — а, — п!»

«Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку

«П, — а, — п?»

«А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?»

«П, — а, п...»

«Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...»      

ЗАДАНИЕ 12

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАССКАЗА ИЗ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»:

Заимствованные слова — это иноязычные слова, попавшие в русский язык из другого. С давних времен в лексике русского языка выделяют исконно русские и заимствованные слова. Само название «заимствованные» является говорящим, потому что можно сразу понять его значение, обратившись к разным формам этого слова: «заимствованный», «заимствовать», т.е. взятый извне. В русском языке существует очень много заимствованных слов, к примеру: онлайн, бульдозер, латте и т.д. Причиной этого стала эволюция и технический прогресс. В мире появилось слишком много технологии, слов русского языка недостаточно, чтобы дать название каждому предмету. Например, бизнес – дело, занятие, блоггер – человек, который ведет свой видео-дневник и выкладывает его в сеть.

 

Общеупотребительная лексика — это лексика, объединяющая слова, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования. Данная лексика постоянно пополняется за счёт иноязычных слов, научной, диалектной лексики и других источников, потому что язык – это постоянно развивающееся явление. Само название говорит за себя. Это такие слова, которые входят в основной словарный запас каждого человека, употребляются в речи ежедневно, понятны и доступны любому, независимо от возраста, профессии, места жительства. Они доступны и понятны всем, кто говорит на русском языке. Именно они являются ядром, основой языка, как разговорного, так и литературного. Эти слова находятся в активном запасе человека, то есть употребляются постоянно: на работе, дома, в разговоре с друзьями, коллегами. Примеров общеупотребительных слов очень много, причём это слова практически всех частей речи. Это такие слова, как «дом», «небо», «река» – существительные; «я», «мы», «вы» – местоимения; «пришёл», «сказал», «написал» – глаголы; «большой», «красивый», «хороший» – прилагательные и многие другие.

Диалектные слова (диалектизмы) — это слова, которые активно употребляются жителями определенной местности и не входят ни в одну из лексических групп литературного языка. Их распространение может быть ограниченно несколькими населенными пунктами или целой областью.  Диалектизмы чаще всего можно услышать в сельской местности. Они существуют в основном в живой разговорной речи и обычно отражают существующие там реалии. Причем для названия одного и того же предмета жители в одинаковой мере могут использовать разные варианты: и «местный», общеупотребительный. «За домом пасется селеток». Не многие, услышав эту фразу, поймут, о чем идет речь. Оно и понятно. Селетком в российской деревне иногда называют жеребенка. Другие примеры: белка в Псковской области – векша, корзина в Воронежской – сапетка), в Смоленской области: баниться – значит париться

Профессиональные слова — это те слова, которые употребляются между людьми какой-то профессии или специальности. Например, в медицине - анамнез, диагноз, гипотония; у моряков - кок, камбуз, киль, фарватер, рында; у художников - акварель, аэрограф, акватинта, офорт, импасто.

Профессиональные слова, как и диалектные, применяются только людьми определенных профессий. Это слова чаще всего не словарные, однако многие из них уже вошли в общепринятый обиход среди людей других профессий. Как правило, эти слова мало знакомы и мало понятны широкому кругу людей, особенно узкоспециальные слова, хотя встречаются и те, что широко употребляются в речи большинства людей.

Устаревшие слова — слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими словами. Устаревшие слова возникают в связи с выходом из обращения предметов быта, одежды, явлений и представлений, которые эти слова называют. Лексические значения устаревших слов часто забываются людьми. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом. Устаревшие слова можно разделить на две группы: архаизмы и историзмы.

Архаизмы - это устаревшие слова, которые заменились более современными синонимами: очи - глаза, чело — лоб, уста — рот, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, давеча — недавно, супостат — злодей.

Историзмы - устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем: кокошник, шушун (одежда), алтын (денежная единица), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение).

Неологизмы — слова, недавно появившиеся в языке (новообразованные, отсутствовавшие ранее). Например, ве́йпер, се́лфи, криптовалю́та. Слово СЭЛФИ вообще пару лет назад было признано словом года. Наши родители о таком и не слышали, а сейчас это знакомо каждому школьнику. Много, очень много слов нам подарили писатели и поэты. Например, слово РОБОТ появилось благодаря чешскому фантасту Карелу Чапеку. В 1920 году он написал роман «R.U.R (Россумские универсальные роботы)», и в нем была фабрика, где производили «искусственных людей». Их-то автор и назвал роботами, взяв за основу чешское слово «robota», которое означает «каторга».

Синонимы — слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению (огромный - громадный, есть – кушать; бродить – шляться).

Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению (хороший – плохой, высоко – низко, правда – ложь).

Фразеологизмы — целостные несвободные единицы, которые воспроизводятся в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,

звёздный час, заварить кашу, со всех ног).

Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (луг – лук, брак – брак

Омофоны - это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию (гриб – грипп, Роман – роман).

Омографы – это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию (замОк – зАмок, парИть – пАрить)

Омоформы – это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах (три – глагол, три – числительное, стих – существительное, стих – глагол).

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения (единый – единичный, будний - будничный, компания – кампания)

Лексика с точки зрения употребления

Общеупотребительная слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: наблюдать, история, знать веселый, всерьез, лес, дом Ограниченная в употреблении

 

людьми, живущими в определённой местности (чаще сельской) – диалектизмы: курень, кочет, гутарить, инда (=даже) социальными группами лиц – жаргонизмы: предки (=родители), прошвырнуться, ящик (=телевизор) Людьми определённых профессий – профессионализмы: пленэр, кегль, плеоназм, коррозия

2018

Оглавление

№ задания содержание стр.

Задание 1

(по тексту)

1) Тема 3 2) Стиль и тип речи 3,4 3) Типы связи (согласование, управление, примыкание) 5 4) Фонетический разбор 6 5) Морфологические разборы (сущ., прил., глаг., нареч., числ., мест.) 7-10 задание 2 Тире между подлежащим и сказуемым 11 задание 3 Типы сказуемых, члены предложения 12 задание 4 Односоставные предложения 13 задание 5 Однородные члены и обобщающее слово при них. Знаки препинания 14 задание 6 Обособленные члены предложения (прич.об., дееприч.об., приложение) 15 задание 7 Грамматические ошибки в предложениях с причастным и деепричастным оборотами 16-17 задание 8 Знаки препинания при вводных словах 18-20 задание 9 Знаки препинания при уточняющих членах предложения 21 задание 10 Знаки препинания при обращении 22 задание 11 Знаки препинания при прямой речи 23 задание 12 Материал для рассказа из раздела «Лексика»: Заимствованные слова Общеупотребительная лексика Диалектные слова (диалектизмы) Профессиональные слова Устаревшие слова Неологизмы Синонимы Антонимы Фразеологизмы Омонимы 24-26

 

 

ЗАДАНИЕ 1

(работа с исходным текстом)

1) ТЕМА текста — это то, о чём говорится в тексте.

Часто тема текста бывает отражена в его заголовке. (О ЧЁМ?)

ОСНОВНАЯ или главная мысль текста (идея) — это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. (ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВОР ХОЧТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?)

Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

2) СТИЛЬ текста

ТИПЫ РЕЧИ

повествование Что делает предмет? Что и как произошло? Рассказ о событиях, действиях, происшествиях 1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация (наивысшая точка) 4. Развязка Это мир в движении (один кадр сменяет другой) 1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал). 2. Последовательность событий. 3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда, завтра, вчера, скоро)
описание Какой предмет? Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа, животного, картины, интерьера Перечисление общего и частных признаков, Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод. 1) общее представление описываемого; 2) описание деталей, частей; 3) отношение к описываемому. Это мир в покое (одна фотография) 1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное. 2. Глагол статичен. 3. Предложения простые.
рассуждение Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Как быть? Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно об этом 1. Тезис (мысль, которую надо доказать). 2. Аргументы (доказательства). 3. Вывод Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать 1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак, например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что) 2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

 

ПРИМЕЧАНИЕ: тип речи может быть смешанный.

Например, повествование с элементами описания; описание с элементами повествования, рассуждение с элементами повествования ли описания и т.п.

ТИПЫ СВЯЗИ (СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ)

Тип связи Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие. Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение. Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола. Стать лучше. Сравнительная степень прил-ого. Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

(Алгоритм)

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его.

 

 


          то это ПРИМЫКАНИЕ

 


            4. Если другими частями речи, то смотрим

 

       Изменяются оба слова        Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                   в определённом косвенном падеже

 

              СОГЛАСОВАНИЕ                   УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек (согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро (примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением. Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление),  лисья нора (согласование) - нора лисы (управление),  Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление), смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление), вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

 

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1. Фонетический разбор(1)

                                         Звуки

Гласные

Согласные

 
Ударные Безударные глухие или звонкие мягкиеили твердые

10 букв : а о у ы э

             я ё ю и е

Всегдазвонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й , ]

Всегдаглухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Всегдамягкие:[Й , ], [Ч , ], [Щ , ]

Всегдатвердые: [Ц], [Ж], [Ш]

 

6 звуков : [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

 

Буквые,ё,ю,яобозначают

двазвука:

1) вначалеслова: яма, А]

2) послегласной: маяк, А]

3) послеьиъ: вьюга , У]

 

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: 

мяч , А Ч , ]

 

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВ ,Й , И]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:

РЕКА – 2 слога

Р [р,, ] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

         

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает предмет)

2. Морфологические признаки: Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г)склонение; д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);

3. Синтаксическая роль.

На печальные поляны льёт печально свет она. 1. Поляны -сущ., т.к. обозначает предмет. Льёт (на что?) на поляны. 2. Н.Ф. – поляна. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост.: вин.п., мн.ч. III. Льет (куда?) на поляны.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос  (обозначает признак предмета).

2. Морфологические признаки. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).  Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Непостоянные морфологические признаки: 1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2) число, род (в единственном числе), падеж.

3. Синтаксическая роль.

Чиста небесная лазурь. 1.Небесная (лазурь) – прил., т.к. обозначает признак предмета. Лазурь (какая?) небесная. 2. Н.Ф. – небесный. Пост.- относит.; непост. - им.п., ед.ч., ж.р. III. Лазурь (какая?) небесная.  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ГЛАГОЛА

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

3. Синтаксическая роль.

Ты любишь родной дом, родную землю... 1. Любишь – глагол, т.к. обозначает действие; отвечает на вопрос Ты (что делаешь?) любишь. I. 2. Н.ф.– любить. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: несов. вид; невозв.; перех.; II спр. Непостоянные морфологические признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения; наст. времени; ед. числа; 2-го лица. II. 3. Ты (что делаешь?) люблю (ПГС)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.Ф. (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: разряд по строению (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное (собирательное, целое, дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть).

3. Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог. 1. (На)семьдесят(дорог) - имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько? 2. Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. 3. Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог
Мой брат пошёл в первый класс. 1. (в) первый  (класс) - имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый 2. Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа. 3. В класс (который?) первый

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун. 1. Подгоняемый (табун) - причастие, обозначает признак предмета по действию; Табун (какой?) подгоняемый 2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже. 3. Табун (какой?) подгоняемый  
Пушка наша заряжена была картечью. 1. Заряжена - причастие, обозначает признак предмета по действию; пушка (какова?) заряжена 2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время;  признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде. 3. Пушка (какова?) заряжена (СИС)

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки неизменяемое слово.

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

Он ушибся, упав с лошади. 1. Упав - деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? 2. Н. ф. – упав. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: совершенный вид; невозвратное. Непостоянные морфологические признаки: (неизменяемое слово). 3. Ушибся (когда?) упав с лошади  

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  МЕСТОИМЕНИЯ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): разряд (у всех),

лицо (только у личных), число (только у личных),  род (только у личных в 3 лице). Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме .... падежа, ...число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл. 1. Никто – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Не называл (кто?) никто 2. Н.ф. – (кто?) никто. Пост. признаки: отрицательное. Непост. признаки:  – в И.п. 3. Не называл (кто?) никто  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Её – мест., т.к. указывает на лицо, но не называет его. Называли (кого?) её 2. Н.ф. – (кто?) она. П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч. Н.п. – в Р.п. 3. Называли (кого?) её  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Мы – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Покажем (кто?) мы 2. Н.ф. – (кто?) мы. П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч. Н.п. – в И.п. 3. Покажем (кто?) мы  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Все – мест., т.к. указывает на предмет, но не называет его. Называли (кто?) все. 2. Н.ф. – (какой?) весь. П.п. – определительное. Н.п. – в И.п., во мн.ч. 3. Называли (кто?) все  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Наша – мест., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. Лёля (чья?) наша 2. Н.ф. – (чей?) наш. П.п. – притяжательное. Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р. 3. Лёля (чья?) наша  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)   НАРЕЧИЯ

1. Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение и вопрос.

2. Морфологические признаки. Разряд по значению. Степень сравнения (если есть). Полная морфологическая неизменяемость.

3. Синтаксическая роль.

Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги. 1. Сильно – наречие, т.к. обозначает признак действия. Пахнут (как?) сильно 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в положительной форме сравнения, неизменяемое слово. 3. Пахнут (как?) сильно (обстоятельство образа действия)
Ближе к домам жмутся стаи синичек. 1. Ближе – наречие, т.к. обозначает признак действия. Жмутся (как?) ближе. 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в форме простой сравнительной степени, неизменяемое слово. 3. Жмутся (как?) ближе (обстоятельство образа действия).

ЗАДАНИЕ 2





Дата: 2019-03-06, просмотров: 475.