Схема ориентировочной основы действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По профилактике и лечению перекрестного прикуса

 



Периоды развития

 

Зубочелюстной Методы профилактики и лечения системы

 



Временный прикус 1. Ликвидация вредных привычек, нормализация функции дыхания и глотания.

 

Сошлифовывание режущих краев и бугров временных зубов.

Миогимнастика в зависимости от конкретного вида патологии.

Протезирование при раннем удалении временных зубов.

Позиционеры, съемные каппы.

Подборочная праща с головной шапочкой и резиновой тягой, функциональные регуляторы.


 


Сменный прикус


 

 


Сочетание миогимнастики с аппаратурным методом

 

Лечения.

 

2. Аппаратурный метод лечения (позиционеры, активато­

 

Ры, каппы с наклонными плоскостями, функциональные

 

Регуляторы, в конце периода — несъемные дуговые

 

Аппараты и сочетание их со съемными аппаратами и др.).

 

Сочетание аппаратурного метода с хирургическим.

 



Постоянный прикус 1. Аппаратурный метод (все вышеперечисленные аппараты; широкое применение несъемных дуговых аппаратов и сочетание их со съемными аппаратами).

 

Сочетание аппаратурного метода с хирургическим.

Ортопедический метод (протезирование).


 




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 28

 

Тема: протезирование зубов и зубных рядов в детском возрасте.

 

Ц е л ь: изучить показания к протезированию зубов и зубных рядов у детей, конструкции основных детских зубных протезов.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия Оборудование Пособия и средства контроля
     
1. Инструктаж препо­   План содержания занятия
давателя о содер­    
жании занятия    
2. Проверка исходных Модели с различными Учебные пособия, таблицы,
знаний видами дефектов ко­ диапозитивы, рентгенограммы,
  ронок зубов и зубных диагностические модели,
  рядов у детей. Диап­ ортодонтические аппараты,
  роектор. Негатоскоп контрольные вопросы
3. Самостоятельная Оборудование и ин­ Методические указания.
курация больных. струментарий орто­ Медицинская документация.
Решение клинических донтического каби­ Контрольные модели,
задач нета рентгенограммы
4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета ра­
нятых больных   боты врача-стоматолога (фор­
    ма 037-1/у-88). Медицинские
    карты
5. Контроль усвоения   Бланки с ситуационными зада­
темы   чами
6. Подведение итогов   Лекции, учебники, дополните­
занятия. Задание на   льная литература, методичес­
следующее занятие   кие руководства по ортодон­
    тической и ортопедической
    помощи при врожденных и
    приобретенных дефектах
    челюстно-лицевой области
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Разрушение и отсутствие зубов приводит к нарушению всех функций челюстно-лицевой области, к нарушению процесса пище­ варения. Кроме того, следствием разрушения зубов является разви­ тие вторичных деформаций зубных рядов (феномен Попова—Годо­ на) и недоразвитие альвеолярных отростков челюстей, что приводит


 


188


 

к образованию разнообразных зубочелюстных аномалий и, в свою очередь, дополнительно усугубляет нарушение функций зубочелюс­ тного аппарата.

 

Пионером в разработке вопросов зубного и челюстного протези­ рования у детей в нашей стране была Л.В.Ильина-Маркосян. До ее исследований было принято думать, что зубы детям до совершенно­ летия восстанавливать совсем не обязательно.

Т.В.Шарова и Г.И.Рогожников (1991) определяют следующие показания к зубному протезированию у детей и подростков.

 

Показания к зубному протезированию в период временного прикуса:

1. Нарушение целостности коронок вследствие аплазии и ги­ поплазии эмали временных моляров.

2. Наличие неоднократно пломбированных временных моляров

 

с ослабленными стенками, анатомическая форма которых не может быть восстановлена с помощью пломбы.

 

3. Субтотальные и тотальные посттравматические дефекты без вскрытия полости зуба.

 

4. Тенденция развития дентоальвеолярного удлинения и дефор­ мации окклюзионной плоскости.

 

5. Стирание твердых тканей временных зубов при дисплазии Стентона—Капдепона.

 

6. Удаление временных зубов за год и более до прорезывания постоянных.

 

7. Наличие дефектов зубных рядов при множественной адентии.

 

8. Необходимость в стимуляции прорезывания временных зубов.

 

9. Постоперационные дефекты зубных рядов и челюстей.

 

10. Нарушение процесса становления высоты прикуса на пер­ вом и втором этапах ее физиологического подъема в связи с ранним разрушением и удалением временных моляров.

 

11. Наличие зубочелюстных аномалий в сочетании с дефектами зубного ряда.

 

12. Нарушение речевой функции и наличие вредной привычки (прокладывание языка в область дефекта).

 

13. Значительное недоразвитие верхней челюсти при врожден­ ной расщелине губы и неба.

 

Показания к зубному протезированию в период сменного прикуса:

 

1. Нарушение целостности коронок первых постоянных моля­ ров вследствие гипоплазии эмали.

 

2. Неоднократное пломбирование первых постоянных моляров со значительной потерей твердых тканей зуба, анатомическая фор­ ма которых не может быть восстановлена пломбой.


 



189


3. Субтотальные и тотальные посттравматические дефекты ко­ ронок 12, 11, 21, 22, 42, 41, 31, 32 зубов.

 

4. Нарушение процесса становления высоты прикуса на 2 этапе

 

ее физиологического подъема в связи с ранним разрушением и уда­ лением первых постоянных моляров.

 

5. Наличие зубочелюстных аномалий в сочетании с дефектами зубных рядов.

 

6. Патологическая стираемость при дисплазии Стентона—Кап-депона.

 

7. Множественная или полная адентия временных и постоян­ ных зубов.

 

8. Множественная или одиночная ретенция постоянных зубов в альвеолярной кости.

 

9. Уменьшение размеров дефектов зубных рядов в горизонталь­ ном направлении, а также уменьшение межальвеолярного расстоя­ ния в вертикальном направлении.

 

10. Наличие дефектов зубных рядов и замедленный рост челюс­ ти или отдельных се участков.

11. Образование дефектов челюстей и зубных рядов после опе­ ративных вмешательств по поводу опухолей и опухолеподобных об­ разований.

 

Показания к зубному протезированию у подростков с посто­ янным прикусом:

 

1. Значительное разрушение коронок зубов вследствие кариеса, гипоплазии эмали, флюороза, патологической стираемости, клино­ видных дефектов, анатомическая форма и высота которых не могут быть восстановлены пломбированием.

 

2. Эстетическое протезирование при аномалийном развитии формы, цвета, а иногда и положения отдельных зубов.

 

3. При врожденной множественной адентии постоянных зубов.

 

4. Протезирование с целью выведения ретенированных зубов.

 

5. Нарушение процесса становления высоты прикуса на 3 этапе физиологического подъема в связи с ранним разрушением и удале­ нием вторых постоянных моляров.

 

6. Замещение дефектов зубных рядов.

 

7. Замещение дефектов челюстей после оперативных вмеша­ тельств по поводу опухолей и опухолеподобных образований.

 

Зубное протезирование детей с временным прикусом. Наибольшее количество детей с временным прикусом нуждают­

 

ся в протезировании вследствие преждевременного удаления вре­ менных моляров. Эта, на первый взгляд, безобидная операция при­ водит к значительным негативным последствиям: снижению высоты прикуса, снижению активности зон роста на данном участке, блоки-


 



190


 

рованию движений нижней челюсти, образованию вторичных де­ формаций зубных рядов, снижению жевательной эффективности, ухудшению условий развития постоянных зубов.

 

В основном при таких дефектах зубных рядов применяются съемные пластиночные протезы. Они не должны препятствовать ро­ сту альвеолярных отростков и челюстей в целом (хотя совершенно это исключить не возможно). Пластиночные протезы готовятся с довольно большим базисом, в основном без кламмеров и других фиксирующих приспособлений; между искусственной десной и аль­ веолярным отростком создается пространство (примерно 1—1,5 мм) для снижения препятствия аппозиционному росту челюстей. Аппо­ зиционному росту челюстей способствует также утолщенный край протеза. Т.В.Шарова считает, что постановка искусственных зубов на приточке способствует смещению зачатков постоянных зубов. Л.В.Ильина-Маркосян (1951) допускает постановку искусственных зубов на приточке. Съемные протезы в период временного прикуса рекомендуется заменять через 8—10 месяцев.

 

Наличие в настоящее время высококачественных пломбировоч­ ных материалов снижает потребность в восстановительных коронках

 

в период временного прикуса. Однако, при значительном разрушении коронки временного зуба, а тем более при отсутствии качественных пломбировочных материалов приходится изготавливать искусствен­ ные коронки. Подавляющее большинство таких коронок изготавлива­ ется из хромоникелевой стали. При этом желательно избегать обра­ ботки твердых тканей зубов. Это возможно при применении так на­ зываемых тонкостенных коронок (0,14—0,15 мм). Эти коронки мини­ мально завышают окклюзию и за счет своих эластических свойств до­ статочно хорошо охватывают шейку зуба. Край коронки только дохо­ дит до шейки зуба, не погружаясь в десневую бороздку.

 

Сепарация зубов проводится либо лигатурной проволокой, либо резиновыми кольцами. Если нет тонкостенных гильз, приходится изготавливать искусственные коронки на временные зубы из обыч­ ных гильз. В этом случае требуется определенная обработка зубов, особенно на жевательной поверхности. Другие поверхности обраба­ тываются минимально, так как экватор временного зуба располага­ ется на уровне десневого края.

 

Зубное протезирование у детей в период сменного прикуса. Дефекты коронок временных зубов протезируются также, как и

 

в период временного прикуса.

 

Существующее мнение, что протезирование дефектов коронок постоянных зубов необходимо откладывать до завершения формиро­ вания корня, не выдерживает критики, так как при этом замедляется


 



191


формирование корня и возникают вторичные деформации. При зна­ чительном дефекте коронковой части, особенно после травмы, можно применить следующий прием: на нервом этане изготавливается вре­ менная металлическая тонкостенная коронка, которая восстанавлива­ ет форму зуба и удерживает лечебную повязку; после окончания фор­ мирования корня изготавливается постоянная коронка.

 

На постоянные зубы готовятся вкладки (металлические, пласт­ массовые, фарфоровые), искусственные коронки и штифтовые зубы. Технология изготовления этих конструкций принципиально мало отличается от таковой у взрослых. Штифтовые конструкции гото­ вятся только на зубы со сформированным корнем. Конструкции применяются самые разнообразные: простой штифтовый зуб, штиф-товый зуб с вкладкой, штифтовый зуб с наружным кольцом, культе-вая штифтовая конструкция. На рис. 42 показаны различные конст­ рукции штифтовых зубов, применяемые па постоянных зубах.

 

Дефекты зубных рядов в период сменного прикуса наиболее ча­ сто замещаются съемными пластиночными протезами. Их конструк­ ция принципиально не отличается от той конструкции, которая применяется в период временного прикуса.

 

Из несъемных конструкции в период сменного прикуса возмож­ но применять различные системы распорок (рис. 43) и раздвижные мостовидные протезы (рис. 44).

Наибольшие трудности возникают в протезировании у детей с полным отсутствием зубов, особенно на нижней челюсти. Основной причиной возникновения полного отсутствия зубов является ангид-

 

ротическая эктодермальная дисплазия. Врожденное от­ сутствие зачатков зубов приводит к резкому недо­ развитию альвеолярных от­ ростков. При этом нецеле­ сообразно проводить при­ пасовку индивидуальной ложки по широко применя­ емому методу Гербста, так как это приведет к умень­ шению базиса протеза до неприемлемых размеров. Мы предпочитаем прово­ дить оформление краев от­ тиска с помощью термопла­ стической массы по прин-


Рис. 42. Конструкции штифтовых зубов


 


192


 

Рис. 43. Несъемные профилактические Рис. 44. Раздвижной мостовидный
протезы (распорки) протез

 

ципу Боянова, учитывая следующие зоны возможного расширения базиса: передний язычный (сублингвальный) карман в области рез­ цов и клыков с язычной стороны, не переходя на уздечку языка, слизистокостномышечный карман в области моляров с вестибуляр­ ной стороны и область между щечными и губными уздечками.

 

После припасовки и оформления края индивидуальной ложки снимается функциональный оттиск термопластической массой типа адгезаль с использованием функциональных проб Гербста.

 

Кроме того, мы создаем в области сублингвального кармана и слизистокостномышечного кармана объемность базиса протеза. Эту манипуляцию целесообразно проводить на этапе проверки конст­ рукции протеза.

 

Съемные протезы подлежат замене от 11 до 15 лет через год— полтора года, от 15 до 18 лет через полтора—два года. После 18 лет

 

в большинстве случаев можно переходить на обычное "взрослое" протезирование.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

1. Изложите обоснование необходимости зубного протезирова­ ния у детей.

2. Каковы показания к зубному протезированию в период вре­ менного прикуса?

 

3. Каковы показания к зубному протезированию в период смен­ ного прикуса?


 


193


4. Каковы показания к зубному протезированию у подростков с постоянным прикусом?

 

5. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе­ мых в период временного прикуса.

6. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе­ мых в период сменного прикуса.

 

7. Назовите основные конструкции зубных протезов, применяе­ мых у подростков с постоянным прикусом.

 

Таблица  23

 

Схема ориентировочной основы действия

 

по зубному протезированию у детей

 




Периоды развития

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 176.