Практика налогообложения в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Фискальная политика правительства России определяется Налоговым кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 г., вторая – с 1 января 2001 г. В дальнейшем в Налоговый кодекс РФ неоднократно вводились изменения. В соответствии с Налоговым кодексом в стране действует трехуровневая система налогообложения. Первый уровень составляют федеральные налоги и сборы, второй – региональные (субъектов РФ), третий – местные (муниципальные).

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

Предприниматели могут самостоятельно выбирать систему налогообложения для своей работы. Кроме специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, ПСН) субъекты малого и среднего бизнеса могут работать на общей системе налогообложения (ОСНО), как в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, так и по мотивированным решением – например, для заключения сделок с учётом НДС либо по другим причинам. 

В России применяются следующие системы налогообложения: общая система налогообложения (ОСНО) и специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, ПСН).

    При применении общей системы налогообложения (ОСНО) необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) налог на имущество организаций ;

3) налог на прибыль организаций (кроме ИП);

4) налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом. Ставка НДС для большинства предприятий в России составляет 18%, для некоторых – 10%. Плательщиками НДС являются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Освобождаются от налога на добавленную стоимость лишь плательщики специальных налоговых режимов – ЕНВД, УСНО, ЕСХН, ПСН.

Налог на имущество – налог регионального уровня, который уплачивается в бюджет региона и устанавливается в законодательном порядке. Например, с 1 января 2017 года на территории Краснодарского края вводится расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости (Закон Краснодарского края от 29.04.2016 № 3388-КЗ). Этим законом была установлена налоговая ставка 2% для всех организаций края, а также льготные ставки для некоторых категорий налогоплательщиков. Так для организаций, применяющих УСН и ЕНВД и для некоторых потребительских кооперативов, ставка составит 0,5% от кадастровой стоимости. Для общественных организаций, не использующих объекты недвижимости в коммерческой деятельности, ставка устанавливается 0,3%.

Налог на прибыль – основной налог федерального уровня, которым облагаются все предприятия, имеющие прибыль. Налог на прибыль является прямым налогом и исчисляется по пропорциональной ставке. Основная ставка налога на прибыль – 20%.

Налог на доходы физических лиц налог федерального уровня, который уплачивают граждане, как имеющие постоянное жительство в России, так и не имеющие его. Объектом налогообложения является совокупный годовой доход физических лиц (в национальной, иностранной валюте, натуральной форме). Ставка налога с 1 января 2001 г. составляет 13%, является одной из самых низких в мире и исчисляется по пропорциональной шкале. По подоходному налогу предусмотрена система льгот. Например, для всех категорий граждан с одной минимальной месячной оплаты труда налог не взимается. С трех минимальных оплат труда налог не взимается с некоторых категорий военнослужащих, некоторых семей, инвалидов и т.д. С пяти минимальных оплат труда налог не взимается с героев СССР и РФ, участников Великой Отечественной войны, инвалидов и др.    

Для организаций малого и среднего предпринимательства в России предусмотрены специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

2) упрощённая система налогообложения (УСНО),

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН),

4) патентная система налогообложения (ПСН).

Применение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в перспективе будет упразднен, но он будет функционировать как минимум до 2021 года. Отличием системы ЕНВД является объект обложения – вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Размер применяемой ставки – 15 %.

Для субъектов малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, рекомендуется упрощенная система налогообложения (УСН) Эта система подходит для предпринимателей, занимающихся видами деятельности непосредственно связанными с потребителями и не требующими учета НДС. В рамках УСН предприниматель самостоятельно выбирает объект налогообложения – «доходы» (ставка 6%) либо «доходы минус расходы» (ставка 15 %).

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предназначен для предпринимателей сельскохозяйственного сектора. Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле в выручке от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей, чем 70 %. Ставка налога – 6 %.

Патентная система налогообложения введена в РФ в 2013 году и предусмотрена только для индивидуальных предпринимателей (ИП), юридические лица не входят в число субъектов ПСН. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление об использовании ПСН. Общий тариф в патентной системе – 6 %.

Кроме обязательных налогов работодатели должны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды РФ, это – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Начисление и уплата обязательных страховых взносов регулируются Федеральным законом РФ. Обязательные страховые взносы уплачивают:

· организации и индивидуальные предприниматели – работодатели, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам – физическим лицам;

· индивидуальные предприниматели без сотрудников и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и др.), за себя в фиксированном размере.

Обязательные страховые взносы начисляются с заработной платы, премий и отпускных выплат. Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, определяется законодательно и является закрытым, т.к. работодатель не может по своему желанию изменять его.

Государственный бюджет

 

Бюджетная система России имеет три уровня: федеральный бюджет (государственный), региональные бюджеты, местные бюджеты.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, перечень доходов и расходов государства. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами в виде закона. В ходе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

Бюджет государства состоит из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета на 70 % и более формируются из налогов. Наибольшие поступления в бюджет дают такие налоги, как НДС (20-45%), налог на прибыль (14-20%), таможенные доходы (15-20%). Неналоговые доходы включают доходы от федерального имущества, приватизации, внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета определяются нуждами обороны, необходимостью погашения внутреннего и внешнего долгов, поддержкой отраслей экономики, состоянием социальной сферы и т.д. Сумм, расходуемых на социальные нужды, науку, образование и здравоохранение, явно недостаточно для покрытия нужд этих отраслей. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой на первом месте по удельному весу в структуре расходов находятся расходы на социально-культурные нужды.

Государственный бюджет РФ сильно зависит от нескольких факторов: уровня мировых цен на нефть, темпа инфляция и курса доллара. При устойчивости этих факторов в прогнозных рамках бюджет может быть сбалансированным.

Бюджетный профицит – положительное сальдо бюджета, когда доходы правительства больше его расходов.

Бюджетный дефицит – превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. расходы правительства больше его доходов. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. Основными причинами бюджетного дефицита являются следующие: спад общественного производства, возросшие затраты на национальную оборону, рост предельных издержек общественного производства и непроизводственных расходов, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, внутренние и внешние государственные долги и т.д.

Приближение дефицита бюджета по ВВП к 10% и по сумме расходов к 33% считается крайне опасным для экономики страны и может вызвать гиперинфляцию, а устойчивый экономический рост, как показывает практика, начинается при бюджетном дефиците менее 6% к ВВП.

Способы покрытия бюджетного дефицита включают государственные займы, ужесточение налогообложения и сеньораж (доходы от эмиссии денег). Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

Каждый из вышеприведенных способов покрытия бюджетного дефицита имеет негативные последствия для экономики. Так, государственные займы приводят к государственному долгу. Ужесточение налогообложения ослабляет производство и способствует развитию теневой экономики. Последствием эмиссии может стать инфляция.

Как показала практика, в экономиках развитых стран дефицит бюджета (в процентах от ВНП) может достигать существенных размеров. В отдельные годы дефицит бюджета составлял в США 11,6%, ФРГ – 14, Японии – 15,6, Бельгии – 25%.

Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям и является неотъемлемой частью экономической системы. Однако бюджет без дефицита еще не означает «здоровья» экономики и её способности к экономическому росту.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 160.