От Верьхяицкой пристани прямо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разстояние

От Оренбурга Место от места

Редут Сияжской

– 12

Уклыкарагайская, при бору и озере, Уклы-Карагай называемом

– 20 Редут Ерзединской – 20

По Ую реке

Уйская

– 22 Редут Кадыжской – 22

Степная

   

Редуты

Подгорной – 25 Санарской 751 25

Троицкая

– 25 Редут Ключевской – 26

Каракульская

– 24 Редут Березовской – 24

Крутоярская

    Редут Луговой – 21

Усть-Уйская на устье реки Уия

   

Редуты

Качардынской – 25 Озерной – 20

По реке Тоболу

Бакланская

– 20 Редут Прочетной – 16

Куртамышская

    Редут Лебяжьей    

Утятской форпост

996 30

 

От Волги по Самаре и по Сакмаре рекам

 

 

Разстояние

От Оренбурга Место от места

На Волге

Ставрополь, где крещенные калмыки селятся, построен в 1739 году

491

Самара

429 1/2 63

Алексеевск

405 24

Деревня служилых татар

12 1/2

Красносамарская

30

Борская

314 49

Елшанская

38

Бузулуцкая

Редут Погромной    

Тоцкая

   

Сорочинская

22
Редут Честнаго Креста 25

Новосергиевская

22
Редут Полтавской 23

Переволоцкая

22  

Чрез Урал по Сакмаре реке

Сакмарск

29 80

По Новой Московской дороге

Деревня Беккува

56 27

Пречистенская

60 31
Редут Никитинской 82 22

Воздвиженская

106 24
Редут Желтой 129 23

 

От вершины реки Яика к Исетской провинции

 

От Верхяицкой пристани чрез Уклыкарагайскую и Уйскую крепости, а от оных в левую сторону

Разстояние

От Оренбурга Место от места
Чебаркульская крепость при озере Чебаркуль 691  
Эткульская крепость при озере, Эткуль именуемом 619 37

На реке Мияс

Чилябинская, где Исетской провинциальной канцелярии быть определено 630 27
Миясская крепость, крайняя к слободам Исетской провинции 658 26

 

Внутри обеих провинцей состоящия

 

В Уфинской провинции

Разстояние

От Оренбурга Место от места
Город Уфа 333

Пригороды:

Бирск 422 89
Оса 631 298
Каракулин 200

Построенныя от Оренбургской комиссии крепости

Табынск на реке Белой 248 85
Красно-Уфинская на Уфе реке 687 354
Елдятская на реке Ику 493 60
Нагайбацкая 540 207

В Исетской провинции

Исетск 320
Шадринск 184
Окуневск 180

 

В вышеозначенных разстояниях по нынешнему состоянию может оказаться в некоторых местах разнота, потому что ныне ко многим прямые тракты проложены, чего сначала не было, и дороги были окружныя, к тому ж разныя крепости и редуты после того сочинения по разным обстоятельствам и резонам на другия места переношены и вновь прибавлены, Гурьев городок показан ведомства Астраханской губернии, но ныне состоит он точно уже в ведомстве Оренбургской губернии, а от Астраханской губернии отчислен.

__________________________________

1 Место, на котором город Оренбург заложен, изрядное, подле самаго Яика, выше Сакмарскаго устья в десяти верстах, и тако стало быть на самом краю Башкирии. От него ж и славная илецкая соль имеется в разстоянии только 56 верст. Что касается до башкирскаго народа, о том под 3 и 24 параграфами уже упомянуто, но потом бывшей в службе Нагайской дороги башкирской старшина Кадрясь Мулакаев не токмо о том народе из татарских историй пополнительное известие учинил<10>, но и о тамошних местах, а особливо об оном, где по высочайшему Ея Императорскаго Величества соизволению настоящей Оренбург застроен, показал, которое известие здесь включить не безприлично. В Малой Татарии, то есть близ Крыма (показал он, Кадрясь Мулакаев, из татарской истории, коя у него в бывшее башкирское замешание пропала), был нагайской хан именем Басман<11>, но пред коликими годами, того не помнит, которой по бывшем там великом моровом поветрии, оставя прежнее свое жительство, в семнадцати тысячах кибиток перешел к реке Яику и близ Сакмарскаго устья на горе, в разстоянии от Оренбурга шесть верст, где ныне поставлен маяк, построил город и имяновал [его] Актюба, то есть «Белой стан» или село, отчего та гора и поныне Актюбой называется и некоторыя на ней развалины видны. Тут оной хан имел обыкновенное свое пребывание, а кибитки ево кочевкою располагались вверх и вниз по Яику и по другим степным рекам, а именно по Берде, по Сакмаре, по Салмыше, по Юшатыре, по Оре, по Таналыку, по Кизилу и по протчим рекам. А зимою оныя кибитки, переходя Уральские горы, кочевали по рекам Белой, Сокале, Ашкадару, Куганаку, по Шкадру и по Деме, где места лесистыя и теплыя. Со оным Басманом-ханом были двое из знатных нагайских мурз, Алтакар и Бетюряк<12>, у которых по некотором времени произошла вражда и великое междоусобие, о чем они помянутому хану жалобу свою приносили, и по суду Алтакар от хана обвинен был, за что он, озлобясь, в нескольких стах кибиток отложился от хана и откочевав за Яик, жилище имел около реки Ембы, где чрез несколько лет так усилился, что Басману-хану набегами от толь многия причинил раззорения. На конец Алтакар убил того хана при одном сражении, которой со многими убитыми с ним нагайцами погребен был на горе, где ныне в городе Оренбурге верхняя улица, и над могилою того хана построено было каменное кладбище, кое еще доныне при нагорном бастионе знатно, и при застроении Оренбурга немалая часть того кладбища в целости была, и разные камни с арабскими надписьми найдены. Оной же старшина Кадрясь Мулакаев объявил и сие, что брат помянутаго хана, называемой Тюря-хан, тогда другое владение занял и жил на самом том месте, где ныне город Уфа, а подвластные ему люди кочевали от устья Демы реки по Казанской дороге вниз по Белой, по Карсласану, по Черемшину, по Куюше, по Базе, по Сюну и вверх по Аю рекам. Оный Тюря-хан убит между теми ж замешаниями и Алтакар-мурза над всеми нагайцами владетелем учинился. По прошествии нескольких лет убит и Алтакар от Акиазар-салтана, которой был от поколения тутошних старинных ханов<13>. Сей Акиазар, учинившись ханом, в великое усилование пришол и владел не только одними теми нагайцами и Башкириею, но сверх того Казанское, Сибирское и Астраханское царства, Бухарию, Хиву, Ташкент и другие многие города под власть свою покорил и дань с них собирал. Имевшуюся у себя родную сестру отдал он в замужество за однаго знатнаго мурзу своего, имянем Шеих-Мамая, и отделя ему от нагайцов несколько сот кибиток, учинил его владельцом, которой жительство свое имел на месте, где ныне Орская крепость, то есть первой и при Кирилове застроенной Оренбург, на имеющейся внутрь той крепости горе, коя ныне названа Преображенскою. Там было в прежния времена молитвенное место, чего ради называли оную гору Намаз-Тау, то есть «Молитвенная гора». По смерти того Акиазар-хана владел семь лет Измаил-хан, а по нем ханствовал сын помянутаго Акиазара Ахмет-Гирей-хан<14>. Во время владения его ханствовал в Казани Шейх-Али-хан<15> и когда Казанское царство царь Иоанн Васильевич взял, тогда оной Ахмет-Гирей со всеми нагайцами откочевал на Кубань. В башкирском же народе до того Акиазар-хана владели: зауральскими – сибирской Кучум-хан<16>, бельскими и яицкими, то есть по реке Белой и Яику жившими – казанские, а горскими – нагайские ханы, которых потом означенной Акиазар-хан всех один в своей власти имел и, усмотря их непостоянство и разныя воровства, всячески их изнурял и в безсилие приводил, ибо на три двора по одному токмо котлу иметь допущал, и как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал, и землями владеть, також и чрез реку Белую переходить не допущал, а кои звероловством промышляли, принуждены были платить ему за то ясак с каждаго человека по лисице, по бобру и по кунице, которой платеж и по вступлении их в российское подданство на них, башкирцах, остался, как то доныне, но с лучшим учреждением и со всякою льготою за данныя им земли платят, а за те земли, которыя под крепости заняты, из онаго ясака велено сложить по препорции.

2 О киргис-кайсаках, отколь они начало свое производят, и каким случаем, и в какое время, на три части, то есть на Меньшую, Среднюю и Большую орды разделились, достоверных известий еще не получено, которыя однакож, когда сии народы в лучшее установление будут приведены, а особливо, ежели с лежащими в Великой Татарии провинциями и городами, где, сказывают, изрядные суть библиотеки, безопасная коммуникация оснуется и утвердится, получить не безнадежно<17>. Между тем, в одной переведенной здесь татарской истории, которую сочинил во время государствования Бориса Годунова и дедиковал оному Годунову бывший тогда в России персидской посол<18>, кратко объявляется сие: праотец Ной<19> сыну своему Афету<20> определил в наследие полуденную страну, от котораго произошли турки, или трухменские народы, и его, Афета, именовали Абулджа-хан<21>. Летнее его кочевание было при некоторых великих горах, Артау и Кертау<22> называемых, для зимования около тех же мест построен был у него город, а иногда кочевал он по урочищам Барсук и Каракором (кои и поныне на киргизской степи знаемы)<23>, где после был великой город, имянуемый Пилясь<24>. От поколения его произошли многие народы, между которыми был и славной Огус-хан, первой основатель татарской и мунгальской монархии<25>. О рождении сего Огус-хана в той переведенной истории весьма баснословно объявляется. Страленберг в описании своем северо-восточной части Европы и Азии<26> из разных авторов о том Огус-хане показал, что под его предводительством скифские и мунгальские народы из Большой в Малую Азию<27> чрез Азовское море и чрез реку Волгу перешли, и признает его за начальника турецкаго, татарскаго и калмыцкаго народов, объявляя, что оттоманские или турецкие салтаны поныне говорят, аки бы произошли от его поколения, в чем и предписанная история некоторым образом согласует, также и старым городом Туркестаном, которой от прежняго Оренбурга не далее шестисот верст, оное подтверждается. По его, страленбергову, мнению, сей Огус-хан был до рождества Христова за шестьсот лет, и от него до Чингис-хана<28>, славнаго ж в татарской истории (которой в 1154 году по рождестве Христове родился), тридцать два государя были, и почти четыреста пятьдесят лет прошло без ханскаго правительства. Вышеозначенная ж татарская история объявляет, что от поколения Огус-хана и от детей его произошли в Великой Татарии многие ж народы, и что он все тамошния государства и области при долголетном своем владении под власть свою покорил, и учинился самодержавным государем. На конец же по таким одержанным победам и по многим завоеваниям учинил он, Огус-хан, генеральное торжество, на которое все его дети и подвластные ему владельцы, также и военные его люди были собраны, и тогда он, севши на золотой свой престол, каждому по заслугам и достоинству земли и улусы разделил, и разныя учинил им названия, яко то найман, которой народ тогда около Туркестана и по реке Иртышу пребывание имел, кипчак, курлай, наэур, эн, эур, каткин, салджаут и джелаур<29>, причем и тамги<30> им придал, а понеже такия названия и поныне в киргис-кайсаках употребительны<31>, из которых найманской род в Средней орде в немалом людстве еще состоит<32> и особливаго владельца Барак-салтана имеет, то не без основания заключить можно, что начало киргис-кайсацкое от того и произошло. Издревле сей народ под разными именами гораздо люднее нынешняго был, но в сих ли местах все жили, где ныне кочуют, о том во оной истории о киргис-кайсацком народе ничего точно не объявляется, кроме сего, что во время Огус-хана владение их было на реке Органе<33>. По предписанном разделении и по смерти Огус-хана у означенных родов, которым от него помянутыя и еще другия звания приданы, происходили многия войны и междуусобия, отчего они пришли в разсеяние, и могло статься, что те роды, которых имян ныне не находится, при таких смятениях и вовсе пропали, или с другими народами соединились. Те их междуусобия почти до тех пор продолжались, пока вышепомянутой Чингис-хан, о котором объявляется, что он сперва в найманском роде ханом был, всех под власть свою покорил и учинился возобновителем татарской монархии. Об оном Чингис-хане и о последователях его (из которых многие по реке Яику и где ныне Оренбург, кочевали<34>) в европейских историях нарочито довольное есть известие, хотя оное с татарскими и не весьма согласно, о чем, ежели время и случай допустит, впредь изъяснения учинить не невозможно<35>. Нынешние киргис-кайсаки, на яицкой степи кочующие, сами себя называют сара-кайсаками, что на арапском языке значит «степной кайсак», но больше просто «кайсаки» называются, а по-татарски «сара» значит «желтое»<36>. Сей народ разделяется на три орды, Большою, Среднею и Малою ордою называемыя. Большая орда, по объявлению в тамошней стране бывалых людей, есть смежна с зюнгорским владением позади Ташкента и Туркестана, и она зюнгорским владельцом пред недавным временем завоевана<37>, которой усильством своим старшинских детей в аманаты от них вымогает и у себя содержит. Сия орда поныне за особливых своих владельцов признавает онаго хана, имянуемаго Аувбасар и сына его Аблязи-салтана<38>. Ныне она людством нижеписанных двух орд гораздо менее и убожее. Знатнейшие в ней роды: 1) Ямышской, 2) Зыкымской (при сих находится помянутой Аувбасар-хан), 3) Чимарской, 4) Зюнской, 5) Калынской, 6) Чаны-Чилынской, 7) Абман Суинской, 8) Слынской<39>, и при сих означенной Аблязи-салтан владельцом находится. Вторая, или Средняя орда протчих люднее и богатее. Обыкновенное ея кочевье по сю сторону Туркестана к Аральскому морю на вершинах Тоболу и Ишима рек при озерах Аксакале, по Каракуму и по другим урочищам в сибирской стороне. Владельцы в ней Абулмамет-хан, Барак и Аблай салтаны. Знатнейшие в ней роды: 1) Найманской, которой протчих гораздо люднее и богатее, и как выше упомянуто, при Огус-хане знатен уже был, из котораго и славной Чингис-хан произошел. 2) Аргинской, на девять колен разделяемой, яко то чюкчак, чарт, жит, тюртюл, караул, каракисяк, каиждагалы, атлайтараклы и кулчан-аргинской. 3) Кипчатской, которой такожде, как выше упомянуто, во время Огус-хана известен был и разделяется на пять колен: кипчатской сам о себе, потом кунделен, узюн, танабуга и карабалык<40>. Меньшая орда кочует к стороне Каспийскаго моря, по Орю, по Илеку, по Тургаям и по другим степным рекам и речкам, а иногда и подле самаго Яика реки, временем же откачевывает в каракалпаки, к Аральскому морю, на реку Сыр-Дарью, в то море впадающую. В сей орде владельцем Абулхаир-хан с детьми своими, в которой знатнейшими родами почитаются 1) Алчинской, 2) Аданской, 3) Мошкорской, 4) Таминской, 5) Табынской, 6) Китейской, 7) Каракитейской, 8) Чюма-Канской, 9) Чиклинской, 10) Джа-Сал Байлинской<41>. Сия орда в подданство российское пришла в 1730 и в 1738 годах; Средняя – в 1740 и в 1742 годах; Большая ж, как выше упомянуто, состоит под властию зюнгорскаго владельца, но такожде российской протекции тогда искала, как то многия от тамошних владельцов присыланныя письма свидетельствуют. Во всех оных ордах какое людство, о том точнаго известия еще нет, но сие не сумнительно, что из двух подданных орд от сорока до пятидесяти тысяч к воинскому делу способных людей легко может собраться. Правительство в тех ордах по большей части походит на демократическое<42>, ибо кто в каком роде старее и богатее, того и почитают. Но власти надлежащей не только старшины, но и сами владельцы не имеют, разве тогда, когда для добычи ездят, или защищаются от неприятелей своих, ханам и старшинам своим повинуются и по их приказам собираются и поступают<43>. Ружье имеют они огненное с фитилями и порох почти каждой из них сам про себя делает. Богатство их состоит в лошадях и в баранах, чем они весьма изобилуют, однако притом многие и ловлею зверей питаются, яко то волков, лисиц и корсуков, коих в степях их великое множество, промышляют и тем торги свои производят. Хлебопашества никакого не имеют и ни к каким учениям и художествам не принадлежат<44>. В протчем все они признавают себя мугаметанскаго закона, хотя об оном весьма малое сведение имеют, ибо из них грамотных людей никого почти нет, а призывают абызов, или попов, из Башкирии, из каракалпак, из Туркестана и из других тамошних городов.

3 Нижней каракалпацкой народ кочует подле Аральскаго моря и питается хлебопашеством и содержанием скота рогатаго, также и производимыми в тамошних местах торгами. Понеже они от набегов киргис-кайсацких всегдашния раззорения претерпевали и киргизским ханам, яко не военной народ, принуждены были всегда то давать, чего от них ни требовали, то еще в бытность у них Тевкелева российскому скипетру подвергнулись, но случившееся от яицких казаков в 1730-м году разбитие их каравана, в Астрахань отправленнаго, привело их в сумнение<45>, и от совершеннаго вступления в российское подданство тогда их удержало. При последовавшем прямом их покорении прибывшие от них посланцы показали, что их каракалпацкой народ произходит от нагайскаго, жили они на нагайской стороне реки Волги между Астраханскаго и Казанскаго царств, а в нынешния места на Бухарскую сторону к Аральскому морю перешли за двести за шестьдесят лет, когда на помянутыя царства от российских войск наступление учинилось<46> и оныя по тогдашним завоеваниям в раззорение были приведены. Сего народа до двадцати тысяч кибиток наберется, которые все мугамеданскаго закона; их однородцы, верхние каракалпаки, сих нижних гораздо многолюднее и больше воровством, нежели хлебопашеством, промышляют, живут смежно с зюнгорцами и, как сказывают, поддались тогда под протекцию зюнгорскаго владельца<47>.

 

Прибавление*

Во описании Оренбургской комиссии показано, коим образом оная комиссия, по именному Ея Императорскаго Величества указу, состоявшемуся марта 15 числа 1744 году, губерниею учинена. Итак, счисляя с того времени, как поданной от обер-секретаря Кирилова, бывшаго потом статским советником и первым в той комиссии командиром, проэкт апробован, то есть маия с 1 числа 1734 году, под именем «экспедиции» и «комиссии» была она почти десять лет, из которых прошло под управлением помянутаго Кирилова три года, тайнаго советника Татищева – без мала два, генерал-лейтенанта князя Василья Урусова – с небольшим два, генерал-лейтенанта ж Соймонова – с полгода да под дирекциею тайнаго советника и кавалера Ивана Ивановича Неплюева, со определения его в ту комиссию главным командиром по то время, как губерния учинена, – с небольшим два года. По мнению моему впредь к сочинению и ко всегдашнему продолжению Оренбургской губернии правильнаго описания лучшаго средства не находится, как сие, чтоб на каждой год собрать и впредь содержать особыя краткие записки, означивая в них знатныя и достопамятныя приключения как по заграничной, так и по внутренней экспедициям. Такия ежегодныя записки не только ради любопытства служить должны, но и в самом правлении губернских дел немалую пользу принесть могут определяемым вновь в ту губернию командирам и служителям, потому что они им будут наставлением и всегдашним напоминанием, дабы в настоящих делах не возпоследовало каких ошибок и упущений. И так намерен я ныне оныя приключения означивать, разделяя их на двое – на заграничныя и внутренния – желая при том, чтоб и в других сей высокославной империи губерниях любопытные и отечеству своему действительную и вечно продолжающуюся пользу принесть, желающие чрез то побуждены были такия ж записки сочинять и сообщать напечатанием к всенародному знанию.

 

Оренбургской губернии

Дата: 2019-03-06, просмотров: 229.