МОРОЗИК М. С., ЖУК Е. Ю., ПУХТЕЕВА И. В., ПЛАТУНОВА Е. А., РУБИНЧИК С. В
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОРОЗИК М. С., ЖУК Е. Ю., ПУХТЕЕВА И. В., ПЛАТУНОВА Е. А., РУБИНЧИК С. В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Минск

2010


УДК 378

ББК 74.00

Рекомендовано научно-методическим советом МГЭУ им. А.Д. Сахарова в качестве инструктивно-методических материалов для студентов 5 курса факультета экологической медицины МГЭУ им. А. Д. Сахарова

(протокол № 8 заседания научно-методического совета от 08 мая 2010 года).

Авторы:

доцент, кандидат биологических наук М. С. Морозик

доцент, к.б.н., зав. кафедрой биологии человека и экологии Е. Ю. Жук,

В. И. Пухтеева

Е. А. Платунова

зав. кабинетом методики преподавания биологии и экологии С.. В. Рубинчик

Рецензенты:

доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой экологической медицины и радиобиологии В. Д. Свирид

профессор кафедры общей экологии и методики преподавания биологии Белгосуниверситета, доктор

биологических наук, профессор Л. В. Камлюк

 


Морозик М. С.

Методические указания по педагогической практике / М. С. Морозик, Е. Ю. Жук, И. В. Пухтеева, Е. А. Платунова, С. В. Рубинчик. – Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2010. – 21.

 

ISBN 978-985-6823-99-5.

 

Методические указания по педагогической практике предназначены для студентов факультета экологической медицины специальностей «Медицинская экология» и «Медико-биологическое дело». В работе раскрываются различные аспекты педагогической практики и предлагаются различные методики по изучению детского коллектива.

Материалы по практике предназначены для студентов 5 курса дневной (очной) формы обучения для успешного прохождения педпрактики.

 

 

ISBN 978-985-6823-99-5 © Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова, 2009

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                          4

1. Цели и задачи педагогической практики.                                                                   4

2. Общие вопросы организации практики и ее содержание                                              5

3. Методика составления индивидуальных планов                                                       6

4. Составление дневников практики                                                                                         7

5. Примерная программа работы студентов в первую неделю практики                        8

6. Руководство практикой                                                                                                 8

7. Отчетная документация практикантов                                                                      10

8. Защита студентами отчета по практике и ее оценка                                                10

9. Приложения:

I. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока                                10

II. Примерная схема изучения ученического коллектива класса и написания психолого-педагогической характеристики                                                                                               12

III. Методические рекомендации по изучению класса и составлению

психолого-педагогической характеристики                                                                     13

IV. Психологические методики: методика «Ведущий способ группировки»                     13

V. Изучение психологического климата в классе                                                            16

VI. Анкета «Учитель-ученик»                                                                                            18

VII. Социометрическая методика                                                                                       19

 



ВВЕДЕНИЕ

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является составной частью педагогического процесса и связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной деятельностью в учреждениях образования Республики Беларусь. Педагогическая практика является первоначальным опытом и подготовкой будущих педагогов к их профессиональной преподавательской деятельности.

Кроме того,  педагогическая практика закрепляет необходимые знания и умения, формирует навыки проведения не только преподавательской, но и воспитательной работы в семье, в коллективе, практики любого публичного выступления, работы в коллективе, взаимодействия с его членами, формирует навыки социального поведения.

Данные инструктивно-методические материалы помогут более четко определить цель и задачи педагогической практики, позволят сформировать наиболее полное представление о структуре, организации и проведении практики, а также ознакомят как студентов-практикантов, так и руководителей практики с их правами и обязанностями. В настоящем пособии приводится перечень отчетной документации по педагогической практике и даны примерные схемы ее написания и оформления.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Педагогическая практика студентов университета проводится в базовых учреждениях, закрепленных за университетом в установленном порядке в качестве баз педагогической практики и организуется в соответствии с действующими учебными планами 6-11 классов.

Практика условно делится на два этапа: учебная либо методическая и стажерская. Название этих этапов отражает их специфику, которая должна быть присуща организации работы студентов в школе.

 

На первом этапе практики, подразделяемом еще на методическую пассивную и методическую активную, студенты овладевают методикой проведения уроков:

методическая пассивная практика (1-я неделя) – общее знакомство с учебной работой школы, посещение уроков наиболее опытных учителей и овладение методикой анализа уроков с участием учителя, группового руководителя и выступлением каждого члена группы практикантов с анализом методических приемов и содержания урока.

методическая активная практика (2-я неделя) – каждый практикант в присутствии всей группы, группового руководителя, учителя, а по возможности, и преподавателя психологии или педагогики проводит 2-3 ( по необходимости, до отработки методики) пробных урока и первый зачетный урок с обязательным анализом этих уроков.

Все уроки проводятся по подробным планам-конспектам, предварительно просмотренным и утвержденным учителем или групповым руководителем-методистом.

В последующие недели студент практикант осуществляет функции стажера преподавателя.

 

Программа стажёрской практики (3-6 недели) предусматривает следующее: каждый студент в присутствии руководителей практики дает 4 зачетных урока разных типов с последующим анализом этих уроков и выставлением оценок в групповом журнале, а также проводит внеурочную работу по специальности (кружковые занятия, беседы на научные темы, экскурсии, вечера, олимпиады), внеклассную работу и факультативные занятия.

В ходе стажерской практики студент может давать несколько уроков на одну тему в параллельных классах и обязательно должен дать хотя бы два урока подряд в одном классе (после своего объяснения обязательно провести опрос, чтобы лучше отработать действенность использованных методических приемов). Из всех стажёрских уроков один является зачетным.

В то время, когда студент сам не проводит уроков или внеклассных занятий, он обязан посещать уроки своего учителя, любые другие уроки в своем классе, а также уроки и воспитательные занятия других практикантов и участвовать в их обсуждении.

Важной стороной деятельности студентов на втором этапе практики является работа по классному руководству, которая осуществляется по плану воспитательной работы с классом. Эта работа проводится с помощью классного руководителя.

В период практики студенты проводят по 1-2 воспитательных мероприятия (беседы, читательские конференции, собрания и т.д.) и выполняют текущую работу по классному руководству (проверка дневников, классных журналов и т. д.), а также изучают вопросы школоведения, знакомятся с личными делами учащихся, годовыми планами учебно-воспитательной работы в школе, планами работы классных руководителей.

Существенной частью педпрактики этого периода является работа студентов по психолого-педагогическому изучению учащихся и подготовка к написанию психолого-педагогической характеристики коллектива. Характеристика сдается за неделю до окончания практики для проверки и выставления оценки.

Конспекты (планы) уроков и конспекты внеклассных мероприятий утверждаются учителем (классным руководителем) или групповым руководителем практики. Если конспект не проверен и не утвержден, студент к проведению урока и воспитательной работе не допускается.

В соответствии с «Положением о педагогической практике» практикант работает в школе по расписанию, но не менее 36 часов в неделю и приходит в школу за 10-15 минут до начала учебных занятий. В исключительных случаях студент может быть отпущен методистом для работы в библиотеке, кабинете и другой работы, связанной с подготовкой к уроку и внеклассному занятию. В случае болезни практикант предоставляет соответствующие медицинские документы.

Студенты-практиканты подчиняются общему распорядку школы. В случае нарушения дисциплины, требований директора и руководителя практики студент может быть отстранен от практики и отчислен из университета. Отработать практику можно будет в следующем учебном году после восстановления в число студентов.

 

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

В процессе педпрактики студент руководствуется индивидуальным планом работы, который составляется под руководством группового руководителя, учителя и классного руководителя к концу первой недели практики.

В индивидуальном плане нужно отразить основное содержание практики и, по возможности, детализированы дальнейшие виды и формы учебно-воспитательной работы студентов в школе (проведение различных типов уроков и внеурочной работы по специальности, в том числе факультативных занятий; проведение работы по классному руководству, в том числе психолого-педагогическое изучение учащихся; изучение вопросов школоведения).

При составлении планов руководствуются следующими требованиями:

1. В плане должно раскрываться содержание работы студента на каждый день и на весь период практики. Индивидуальные планы составляются студентами в отдельных тетрадях.

2. Индивидуальные планы практики студенты составляют на основе календарных или тематических планов учебных занятий по предметам своей специальности, составленных учителем, а также планов воспитательной работы классных руководителей. Перед составлением индивидуальных планов эти материалы студенты берут у учителей-предметников и классных руководителей и переписывают их в отдельные тетради в качестве практического материала для своей будущей работы в школе, а затем используют при составлении индивидуального плана.

Форма плана

Дни и даты месяца Время прове- дения Учебные занятия и внеурочная работа по специальности Время прове- дения Работа по классному руководству и школоведению Отметка о выполнении и подпись руководи- теля
           
           

 

3. В разделе «Учебные занятия и внеурочная работа по специальности» в период практики планируется:

а) проведение пробных и зачетных уроков;

б) посещение факультативных занятий по специальности;

в) посещение кружковых занятий по специальности;

г) ежедневное посещение 2-3 уроков учителей по специальности;

д) проверка письменных работ учащихся;

е) проведение бесед на научные темы;

ж) изготовление учебных пособий по специальности;

з) проведение 2-3 раза в неделю дополнительных занятий с отстающими учениками;

и) проведение экскурсий, конференций, участие в олимпиадах и т.д.

4. В разделе «Работа по классному руководству и школоведению», в первый период практики из плана классного руководителя практикант переносит в свой индивидуальный план следующие мероприятия:

а) проведение беседы на идеологическую тему;

б) проведение работы с активом;

в) работа по развитию читательских интересов;

г) работа по профориентации учащихся и организации их общественно-полезного труда;

д) проверка дневников учащихся и другие работы этого профиля.

В этом же разделе плана предусматривается психолого-педагогическое изучение коллектива учащихся (посещение уроков с целью наблюдений за учениками, изучение их читательских интересов, отношение к труду, т.е. те вопросы, которые предусмотрены схемой психолого-педагогической характеристики класса).

По вопросам школоведения планируется изучение плана учебно-воспитательной работы школы, участие в беседах об обязанностях директора школы и его заместителей, работа учебных кабинетов.

5. При составлении индивидуального плана по дням разносятся лишь важнейшие виды работы, которые можно предусмотреть на весь период практики. Поэтому в конце каждой недели студент обязан дополнять свой план на предстоящую неделю, исходя из необходимости обеспечения шести часов ежедневной работы в школе.

 

Примерная схема ведения дневника педагогической практики

В дневнике педагогической практики целесообразно выделять пять разделов:

Раздел I «Общие сведения о школе и классе». Обычно в этом разделе содержатся следующие данные: фамилия, имя, отчество директора школы, его заместителей по учебно-воспитательной работе, учителя-методиста, классного руководителя; список учащихся прикрепленного класса; схема посадки учащихся в классе; расписание звонков, учебных занятий и т. д.

Раздел II «Урочная и внеклассная учебно-воспитательная работа по предмету». В данном разделе фиксируются наблюдения студентов за уроками и внеклассными мероприятиями, проводимыми учителями, а также практикантами подгруппы, индивидуальная учебная и воспитательная работа с отдельными учащимися, работа с родителями, связанная с совершенствованием учебной деятельности школьников и т.д.

Как правило, в записях должны находить отражение не столько констатация наблюдаемых явлений и фактов, сколько их анализ с точки зрения психолого-педагогической теории.

Уроки же и внеклассные занятия по предмету, проводимые самим студентом, в дневнике не отражаются (на них имеются рабочие планы), за исключением тех случаев, когда студент желает обратиться к самоанализу собственной работы.

Раздел III «Работа по классному руководству». Подобным же образом фиксируется в дневнике и работа по классному руководству. Студент дает педагогический анализ тех мероприятий и видов работы, которые проводит классный руководитель и другие студенты подгруппы, кратко записывает свои размышления и суждения.

Раздел IV «Материалы по психолого-педагогическому изучению классного коллектива для написания психолого-педагогической характеристики». В соответствии с индивидуальным планом практики и схемой психолого-педагогической характеристики ученического коллектива в этом разделе делаются записи фактического материала, добываемого студентом в ходе изучения учащихся. Без предварительного накопления подобного материала психолого-педагогическая характеристика не может получить положительной оценки.

Раздел V «Изучение вопросов школоведения» отражает материалы, связанные с изучением студентами состояния и планирования учебно-воспитательной работы школы, управленческой деятельности ее руководителей, а также наблюдения за их работой и т.д.

Основные записи в дневнике студенты делают непосредственно на уроках и внеклассных мероприятиях, на которых они присутствуют. В частности, фиксируется дата, название вида или формы работы, их темы, фамилия и инициалы учителя или студента, а затем отражается ход работы и ее анализ, при этом выделяются как положительные стороны, так и допускаемые недочеты. Таким образом, для ведения дневника не требуется дополнительного времени, если не считать необходимости сделать общее заключение или выводы о качестве посещенных занятий.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ПРАКТИКИ

Первый день: установочная конференция по педпрактике в университете.

Второй день: беседа директора или завуча школы об особенностях работы школы, о состоянии успеваемости и дисциплины, общественной работе. Экскурсия студентов-практикантов по школе, осмотр кабинетов, спортзала, прикрепление студентов к классам, знакомство с учителями и классными руководителями, беседа с групповым руководителем.

Третий день: беседа с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Посещение 2-3 уроков в прикрепленном классе с целью ознакомления с учащимися. Заполнение первого раздела дневника «Общие сведения о школе» (фамилия директора, его заместителей, классного руководителя и т.д., расписание занятий, кружков, список актива, список и схема посадки учащихся в классе).

Четвертый день: знакомство с календарным планом занятий по специальности и составление плана уроков. Посещение 1-2 уроков и их анализ.

Пятый день: составление плана воспитательной работы и написание индивидуального плана, посещение уроков учителей с подгруппой студентов и их анализ.

Шестой день: консультация о том, как готовиться к уроку и как писать план-конспект. Посещение 2-3 уроков и внеклассных мероприятий.

 

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

Факультетский руководитель практики:

– обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету;

– определяет общефакультетский план-график проведения педагогической практики;

– устанавливает связь с базовыми школами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики учебно-вспомогательных учреждений;

– проводит учебно-методическую конференцию, организует выставки по вопросам практики студентов;

– контролирует работу групповых руководителей практики, администрации и учителей школы по руководству практикой, выборочно посещает уроки и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.

– организует подведение итогов практики по курсам.

 

ЗАЩИТА СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА

По окончании практики в школе проводится ее защита студентами, перед специально назначенной для этого деканом факультета комиссией и работниками школы.

Порядок защиты отчета по практике:

1. Устный отчет студента о проделанной работе (по возможности, с презентацией).

2. Вопросы членов комиссии студенту-практиканту.

3. Выступления работников школы и руководителей практики.

4. Общий анализ работы практиканта в школе групповым руководителем.

5. Обсуждение вопросов итогов и оценки работы практикантов на закрытом заседании комиссии, проставление сравнительных оценок.

6. Объявление оценок комиссии.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

I. Общие сведения об уроке.

Дата. Класс. Учебный предмет. Фамилия, имя и отчество проводившего урок учителя (или студента-практиканта). Количество учащихся. Время проведения урока.

Подготовленность учителя к уроку: наличие наглядных пособий, технических средств обучения, раздаточного материала. Санитарно-гигиеническое состояние класса.

II. Начальный этап организации урока.

Состояние дисциплины при появлении учителя в классе. Приемы, используемые учителем для наведения порядка, дисциплины в классе, если в этом есть необходимость.

Создание психологической установки и настроя учащихся к предстоящей активной работе на уроке. Проявление учителем волевых усилий при организации учащихся к занятиям и, в частности, внушающего воздействия его голоса, четкости даваемых указаний и упорядоченности собственных действий.

Объявление о порядке учебной работы на уроке, его общих целевых установках и важнейших этапах. Место и роль данного урока в системе учебной работы по изучению того или иного раздела учебной программы, его тип и структура.

III. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.

Методы и приемы проверки выполнения учащимися домашнего задания и степень их рациональности. Придание работе над пройденным материалом повторительно-обобщающего характера и его методы. Виды устного опроса учащихся по пройденному материалу. Степень привлечения наглядных пособий при работе над пройденным материалом (таблицы и т.д.)

Проведение фронтальных, письменных и практических работ по пройденному материалу с целью проверки усвоения знаний, умений и навыков всеми учащимися.

Методы и приемы использования повторительно-обучающей работы для развития и воспитания учащихся (побуждение к самостоятельным выводам и обобщениям, выделение существенных и второстепенных признаков изучаемых предметов и явлений, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, более глубокое осмысление мировоззренческих и нравственно-эстетических идей и т.д.)

Количество учащихся, получивших оценки на данном этапе урока. Краткая характеристика качества усвоения пройденного материала и интеллектуального развития учащихся. Обобщение учителем итогов повторительно-обучающей работы, а также качества усвоения изученного материала и необходимости уточнения и более глубокого осмысления его отдельных положений. Время, затраченное на проведение повторительно-обучающей работы и мера его рациональности.

IV. Работа по осмыслению и усвоению учащимися нового материала.

Методические приемы, используемые учителем для установления связи нового материала с ранее пройденным (подчеркивание логической связи между изученной и новой темой; указание на последовательный порядок в расположении программного материала; использование приема противопоставления и т.д.)

Определение темы урока и его образовательно-развивающих целей, т.е. характера и объема подлежащих овладению знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей, заключенных в программном материале.

Определение порядка учебной работы над новой темой. Методы учебной работы по изложению нового материала и их соответствие его содержанию и целевым установкам.

Использование учителем различных методических вариантов учебной работы над новым материалом, а именно: двукратное объяснение новой темы самим учителем; однократное объяснение нового материала учителем с последующей организацией самостоятельной работы учащихся с учебником; самостоятельная работа учащихся по овладению новым материалом по учебнику после предварительной вступительной беседы учителя и др.

Применение творческих новинок при работе над новым материалом, например, изложение знаний укрупненными блоками, использование игровых форм работы и т.д.

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по овладению новым материалом, их рациональность и мера достаточности.

Необходимость закрепления и более прочного усвоения нового материала всеми учащимися непосредственно на уроке. Важнейшие методы и приемы учебной работы, использованные учителем для этих целей. Их обоснованность и дидактическая эффективность. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися в процессе овладения ими новым материалом.

Приемы, использованные учителем, для оценки качества усвоения учащимися нового материала.

V. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

Определение учителем целей и содержания предстоящих упражнений по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Осуществление учителем показа выполнения этих упражнений и организация последующей воспроизводящей в различных видов творческой тренировочной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся по выработке практических умений и навыков. Проявление творческого подхода к организации практических упражнений. Степень эффективности учебной работы по выработке у учащихся практических умений и навыков.

VI. Задание на дом.

Объем домашней учебной работы. Дифференцированный подход к учащимся при определении домашних заданий. Инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.

VII. Проявление педагогической умелости и мастерства учителя при поведении урока

Умение владеть классом, рационально организовать работу учащихся на каждом этапе урока. Обоснованность используемых методов и приемов учебной работы с учащимися. Умение вызвать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и активность учащихся в учебной работе. Наиболее удачные приемы учебно-воспитательной работы, характеризующие педагогическую умелость и мастерство учителя.

Стиль отношений между учителем и учащимися. Педагогический такт, культура речи, внешний вид учителя.

VIII. Основные выводы и общая оценка урока.

Степень реализации образовательно-воспитательных целей и задач урока. Мора его влияния на развитие и личностное формирование учащихся. Эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся. Определение качества урока, исходя из трех уровней: высокого, среднего, низкого.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Примерная схема изучения ученического коллектива класса и написания психолого-педагогической характеристики

I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива

Время сформированности данного класса и произошедшие в нем изменения в количестве учащихся. Соотношение юношей и девушек, их возрастной состав, состояние здоровья, физическое развитие и работоспособность.

Состав учителей и его изменение со времени создания класса. Наиболее авторитетные и влиятельные из них и их конкретная роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования коллектива. Общая оценка уровня развития коллектива (высокий, средний или низкий) к моменту написания психолого-педагогической характеристики и аргументации этой оценки конкретными примерами и фактами.

II. Структура класса.

Проблема «лидерства» в классе. Наличие так называемых неформальных и формальных лидеров. Определение их положительного или негативного влияния на класс.

«Малые группы» в классе, состояние взаимоотношений между ними. Группы с положительной и отрицательной направленностью и их роль в формировании межличностных отношений учащихся и развитии коллектива класса.

Количество изолированных («отверженных») учащихся, их положение и самочувствие в классе. Отношение к ним со стороны учителей и одноклассников. Причины их изолированности. Предложения по преодолению этой изолированности.

III. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.

Учебная деятельность. Качественный уровень учебно-познавательной деятельности учащихся и его влияние на характер их успеваемости.

Роль учителей и классного руководителя, а также коллектива класса в организации и стимулировании учебной работы школьников.

Наиболее способные и развитые в интеллектуальном отношении учащиеся, их положение и роль в деятельности коллектива класса. Содержание и формы учебно-воспитательной работы, практикуемые в классе с этой группой учащихся, и их эффективность.

Наличие в классе менее успевающих учащихся, их положение в системе межличностных отношений и влияние на деятельность коллектива. Стимулирующие и выравнивающие занятия с этими учащимися.

Основные тенденции в динамике качества учебной работы и успеваемости учащихся, которые сказываются на деятельности и развитии коллектива. Если эти тенденции проявляются в снижении успеваемости учащихся, определить меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы.

Внеурочная общественно полезная, трудовая, патриотическая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность учащихся. Содержание этих видов деятельности и характер участия в них как класса в целом, так и отдельных школьников.

Использование различных форм и методов организации и стимулирования разнообразной внеурочной деятельности учащихся и удовлетворение их запросов.

Функционирование кружков и научных обществ в школе и участие учащихся класса в их работе.

Создание и сохранение положительных традиций коллективной жизни в процессе организуемой внеурочной деятельности.

Общая оценка содержания и качества внеурочной деятельности на формирование коллектива класса и развитие отдельных учащихся.

IV. Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

Общая оценка деятельности коллектива, его влияния на воспитание и развитие учащихся и динамику межличностных отношений. Выделение положительных сторон коллектива и достигнутых успехов в развитии и интеллектуально-нравственном формировании учащихся. Анализ важнейших недочетов в работе класса, на преодолении которых должны быть сосредоточены усилия коллектива учащихся и классного руководителя.

Предложения по совершенствованию содержания и форм дальнейшей воспитательной работы по укреплению положительных сторон в деятельности класса.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Методические рекомендации по изучению класса и составлению психолого-педагогической характеристики

1. В процессе психолого-педагогического изучения учащихся студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей их поведения и деятельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися; изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; рейтинг, анкетирование и др.)

2. При характеристике особенностей деятельности класса и работы отдельных учащихся необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретные методы с помощью которых он добывался.

3. В характеристике необходимо отразить ту работу, которую осуществлял практикант по воспитанию ученического коллектива, а также результаты его усилий в этом направлении.

4. Характеристика должна быть написана за три четыре дня до окончания практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки групповому руководителю или преподавателю по психологии.

5. Психолого-педагогическая характеристика пишется на отдельных листах. Титульный лист оформляется следующим образом: «Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся (указывается класс, школа)». Ниже: «Характеристику составил студент (факультета, курса, группы, фамилия, имя, отчество)».

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Психологические методики

МЕТОДИКА «ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ГРУППИРОВКИ» (ВСГ)

По мнению некоторых исследователей проблемы интеллекта, в частности американского психолога А. Йенсена, в зависимости от содержания задачи человек использует или конкретный, или абстрактный интеллект. Конкретный, или практический, интеллект помогает решать повседневные проблемы на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Под конкретным интеллектом А. Йенсен понимает так называемые ассоциативные способности, позволяющие решать практические задачи и использовать знания, хранящиеся в памяти. При этом осмысление информации индивидуумом, как правило, сопровождается поиском относительно устойчивых ассоциативных связей. Именно ассоциативный характер группировки предметов и явлений окружающего нас мира Л. С. Выготский (1982) рассматривал как критерий преобладания допонятийных форм мышления.

Что касается абстрактного интеллекта, то он представляет собой совокупность когнитивных способностей и позволяет оперировать научными понятиями. Продиагностировать названные выше уровни интеллекта позволяет методика «Ведущий способ группировки вербального материала» (ВСГ).

Методика изучения ведущего способа группировки вербального материала (ВСГ) представляет собой список из 27 исторических терминов. Каждый термин одновременно может быть частью одной из двух возможных триад: триады видовых понятий (рыболовство - скотоводство - земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство - рыбак - гарпун), что взаимоисключает их формирование и усиливает очевидность выбора способа группировки.

Всего проводится 7 серий, на каждую серию отводится 2 минуты. Интервалы между сериями - 1 минута.

Методика может быть использована: во-первых, для диагностики уровня развития индивидуального интеллекта (по мнению американского психолога А. Йенсена, конкретный или практический интеллект представляет собой совокупность ассоциативных способностей, абстрактный интеллект - когнитивных способностей);

во-вторых, для изучения особенностей мышления и памяти испытуемых, выявления ведущего способа (ассоциативного или понятийного) группировки вербального материала;

в-третьих, для отбора в профильные классы, на основание отнесения испытуемых к «художественному» (с преобладанием ассоциативности) или «мыслительному» (с преобладанием понятийноcти) типу;

в-четвёртых, для изучения индивидуальной работоспособности.

Испытуемые не могут сами догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор, а приводить примеры группировки перед проведением методики не рекомендуется. Методика ВСГ предполагает как индивидуальную, так и групповую форму проведения.

Оборудование. Семь заранее пронумерованных и подписанных листов бумаги на каждого ученика (от 1 до 7); ручки или карандаши; секундомер.

Стимульный материал. Список, включающий 27 исторических понятий. Все термины являются базовыми понятиями курса «История цивилизаций древнего мира».

Ход эксперимента. Эксперимент состоял из семи последовательных серий. Принцип проведения каждой серии - одинаков. Способ проведения - групповой.

Ход серии. Испытуемые слушают слова, записанные приблизительно со скоростью одно слово в 5 секунд. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду «Начали», и испытуемые воспроизводят письменно в течении двух минут мысленно сгруппированные триады понятий. После команды «Стоп» лист переворачивается и откладывается на край стола. Интервал между сериями -1 минута.

Инструкция для испытуемых. Сейчас Вам будет прочитан список из 27 слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Мысленно сгруппируйте, объедините слова по три. Затем по команде «Начали» Вам будет необходимо воспроизвести эти тройки письменно. Порядок троек и слов в тройках - произвольный. Если нет вопросов ... Начали.

СТИМУЛЬНЫИ МАТЕРИАЛ

1. Глина                          10. Междуречье                        19. Скотоводство

2.Фараон                       11. Алфавит                            20. Гарпун

3.Царь                            12. Евфрат                               21. Пергамент

4. Дощечка                    13. Египет                               22. Плуг

5. Лошадь                       14. Рыбак                                 23. Император

6. Нил                             15. Табличка                            24. Клинопись

7. Китай                         16. Земледелие                   25. Пастух

8. Иероглиф                   17. Крестьянин                   26. Хуанхэ

9. Рыболовство             18. Шкура                            27. Бамбук

КЛЮЧ предполагает следующую компоновку вербальных триад: по горизонтали - триады видовых понятий (понятийный способ, абстрактный интеллект), по вертикали – ассоциативные триады (конкретный интеллект).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ состоит в подсчете полных понятийных и ассоциативных триад. Триада, совпавшая с приведенной в ключе, оценивается в 1 балл. Набранная испытуемым сумма баллов отражается в таблице и графически.

 

Количество ассоциативных и понятийных триад по сериям

 

 

 

 

 

№ п/п

Ф.И.О.

Серия

1

2

3

4

5

6

7

Сумма

А П А П А П А П А П А П А П А П
                                 
2                                  
3                                  
                                 
2                                  

Итого

   

Мальчики: М 1 - М...                             Девочки: Д1-Д...

 

 

Нормативная таблица для определения стандартных значений конкретного (А) и абстрактного (П) интеллекта (Методика ВСГ, N=612)

 

 

Стандартные значения

Характеристика выборки

5-9 классы

10-11 классы

студенты

А П А П А П
1 0- 3 0-8 0- 3 0-9 0- 1 0-3
2 4- 7 9-17 4- 7 10-18 2-6 4-14
3 8-11 18-25 8-10 19-27 7-11 15-25
4 12-15 26-32 11-13 28-36 12-16 26-36
5 16 и больше 33 и больше 14 и больше 37 и больше 17 и больше 37 и больше

 

Категории учащихся по соотношению способов группировки вербальных триад:

Ø с понятийным способом группировки (А=0, П=n );

Ø с ассоциативным способом (П=0, А=n );

Ø с преобладанием понятийного способа (П>А);

Ø с преобладанием ассоциативного способа (А>П);

Ø с равной представленностью ассоциативного и понятийного способов группировки (А=П:);

Ø с отсутствием полных группировок (А=0, П=0).

ПРИЛОЖЕНИЕ V

ПРИЛОЖЕНИЕ VI

ПРИЛОЖЕНИЕ VII

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 г. книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные им экспериментальные, социометрические методы и социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

Школьникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Кого из ваших товарищей вы хотели бы видеть в составе вновь организуемого коллектива?

2. Кого из ваших товарищей вы не хотели бы видеть во вновь организованном коллективе?

Методические указания

По педагогической практике

 

 

Редакторы

Корректор

Компьютерная верстка

 

Подписано в печать      . Формат

Бумага офсетная. Гарнитура Times. Ризография.

Усл. печ. л.     . Уч.-изд. л.      .

Тираж    экз. Заказ № .

 

Издатель и полиграфическое исполнение

учреждение образования «Международный государственный
экологический университет имени А. Д. Сахарова»

 

ЛИ № 02330/0131580 от 28.07.2005 г.

Республика Беларусь, 220070, г. Минск, ул. Долгобродская, 23

 

E-mail: info@iseu.by

http://www.iseu.by

 


МОРОЗИК М. С., ЖУК Е. Ю., ПУХТЕЕВА И. В., ПЛАТУНОВА Е. А., РУБИНЧИК С. В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Минск

2010


УДК 378

ББК 74.00

Рекомендовано научно-методическим советом МГЭУ им. А.Д. Сахарова в качестве инструктивно-методических материалов для студентов 5 курса факультета экологической медицины МГЭУ им. А. Д. Сахарова

(протокол № 8 заседания научно-методического совета от 08 мая 2010 года).

Авторы:

доцент, кандидат биологических наук М. С. Морозик

доцент, к.б.н., зав. кафедрой биологии человека и экологии Е. Ю. Жук,

В. И. Пухтеева

Е. А. Платунова

зав. кабинетом методики преподавания биологии и экологии С.. В. Рубинчик

Рецензенты:

доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой экологической медицины и радиобиологии В. Д. Свирид

профессор кафедры общей экологии и методики преподавания биологии Белгосуниверситета, доктор

биологических наук, профессор Л. В. Камлюк

 


Морозик М. С.

Методические указания по педагогической практике / М. С. Морозик, Е. Ю. Жук, И. В. Пухтеева, Е. А. Платунова, С. В. Рубинчик. – Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2010. – 21.

 

ISBN 978-985-6823-99-5.

 

Методические указания по педагогической практике предназначены для студентов факультета экологической медицины специальностей «Медицинская экология» и «Медико-биологическое дело». В работе раскрываются различные аспекты педагогической практики и предлагаются различные методики по изучению детского коллектива.

Материалы по практике предназначены для студентов 5 курса дневной (очной) формы обучения для успешного прохождения педпрактики.

 

 

ISBN 978-985-6823-99-5 © Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова, 2009

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                          4

1. Цели и задачи педагогической практики.                                                                   4

2. Общие вопросы организации практики и ее содержание                                              5

3. Методика составления индивидуальных планов                                                       6

4. Составление дневников практики                                                                                         7

5. Примерная программа работы студентов в первую неделю практики                        8

6. Руководство практикой                                                                                                 8

7. Отчетная документация практикантов                                                                      10

8. Защита студентами отчета по практике и ее оценка                                                10

9. Приложения:

I. Примерная схема психолого-педагогического анализа урока                                10

II. Примерная схема изучения ученического коллектива класса и написания психолого-педагогической характеристики                                                                                               12

III. Методические рекомендации по изучению класса и составлению

психолого-педагогической характеристики                                                                     13

IV. Психологические методики: методика «Ведущий способ группировки»                     13

V. Изучение психологического климата в классе                                                            16

VI. Анкета «Учитель-ученик»                                                                                            18

VII. Социометрическая методика                                                                                       19

 



ВВЕДЕНИЕ

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является составной частью педагогического процесса и связующим звеном между теоретическим обучением будущих педагогов и их самостоятельной деятельностью в учреждениях образования Республики Беларусь. Педагогическая практика является первоначальным опытом и подготовкой будущих педагогов к их профессиональной преподавательской деятельности.

Кроме того,  педагогическая практика закрепляет необходимые знания и умения, формирует навыки проведения не только преподавательской, но и воспитательной работы в семье, в коллективе, практики любого публичного выступления, работы в коллективе, взаимодействия с его членами, формирует навыки социального поведения.

Данные инструктивно-методические материалы помогут более четко определить цель и задачи педагогической практики, позволят сформировать наиболее полное представление о структуре, организации и проведении практики, а также ознакомят как студентов-практикантов, так и руководителей практики с их правами и обязанностями. В настоящем пособии приводится перечень отчетной документации по педагогической практике и даны примерные схемы ее написания и оформления.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.