К концу 1960 года все рабочие и служащие перешли на семичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 часов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В числе самых острых социальных проблем стоял жилищный вопрос. Началось массовое жилищное строительство. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные – в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.

Произошли изменения в области образования, в 1958 г. была проведена школьная реформа. Главная цель – укрепление связи между школой и производством. Реформа кардинально меняла задачи школы, т.е. переход школы к производственному обучению и привлечение школьников старших классов в трудовую деятельность. Благодаря реформе был завершен переход к всеобщему восьмилетнему образованию, улучшилось обеспечение школ педагогическими кадрами.

В стране стали создаваться школы рабочей молодежи, техникумы, трехгодичные средние школы с обязательным производственным обучением. Высшее образование можно было получить только при наличии производственного стажа (3 года).

Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из «сталинского времени», воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. В это время было низкое художественное развитие власти. Не случайно объектами его невежественной критики стали художники, писатели, кинематографисты. Гонения на творчество Бориса Пастернака, возобновление арестов за «антисоветскую деятельность, преследование на свободолюбивых художников

Положительные результаты были достигнуты в этот период советской наукой, особенно в области прикладных знаний. Свидетельством высокого научного и технического уровня стал запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году, первый полет человека в космос в 1961 год Ю.А. Гагарина.

В 50-е годы, несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем. Заметные изменения произошли в социальной политике, в науке и технике. Значительно возросла оборонная мощь страны.

За все годы холодной войны наиболее накаленной ситуация была во внешней политике. Конфликт между СССР и США вошел в историю как «Карибский кризис». Предпосылки конфликта были еще задолго до «карибского» кризиса. Началось все с размещения американских ядерных ракет в 1961 г. в Турции. Заряды ядерных ракет были размещены так, что могли поразить любые цели в западной части СССР, в том числе и Москве. Такая опасность не могла остаться без ответа.

За несколько лет до этого на Кубе (островное государство в северной части Карибского моря) началась народная революция, возглавляемая Фиделем Кастро. Сначала СССР не видел перспективности в восстании кубинцев. Кубинскому народу удалось свергнуть режим Батисты 1 января 1959 г. (кубинский военного реакционер, ставленник североамериканской монополии). Американское руководство заявило, что не потерпит новой власти на Кубе. Создало блокаду Кубе, перестала покупать на Кубе сахар, не и не стала ввозить зерно. Правительство Кастро искало помощи у СССР и Китая. Советское правительство оказало помощь Кубе, Конго, странам Индокитая.

Сразу после этого конфликта между Москвой и Кубой установились тесные дипломатические отношения. На Кубу были отправлены советские вооруженные части. Была спешно разработана секретная операция «Анадырь». Военным кораблям была поставлена задача – доставить ракеты дальнего действия на Кубу.

В октябре 1962 г. наши первые военные корабли достигли Гаваны с ядерным оружием. Началось монтирование пусковых площадок. Это вполне могло привести к всемирной ядерной войне. США и СССР начали искать возможные компромиссы. В итоге американцы выдвинули ультиматум убрать советские ракеты с территории Кубы. СССР ответил отказом. США понимали, что главный удар СССР мог быть вовсе не на Кубе. Состоялись переговоры глав государств. Хрущевым было дано обещание, что мы демонтируем ракеты в обмен на обещание США снять блокаду Кубы и вывезти ракеты из Турции. Чтобы послание достигло как можно быстрее, это обращение было сделано через радио. На этом Кубинский кризис и закончился.

Убедившись, что Советский Союз вывез ракеты из Кубы, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев американские ракеты были демонтированы в Турции.

Однако нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации – все это вызывало недовольство деятельностью Хрущева и в центре, и на периферии.

Народ был недоволен повышением цен на продовольствие, на урезание личных подсобных хозяйств, новой волной закрытия храмов, непоследовательностью культурной «оттепелью», постоянной перестановкой кадров и реорганизацией правительственных органов. Произошло выступление рабочих в Новочеркасске летом 1962 г. Причины – низкая заработная плата, повышение цен на продукты питания, недостаток хлеба. Выступление было подавлено силами армии и КГБ СССР, а вся информация об этих событиях, в том числе о количестве жертв и раненых, была засекречена. Семерым из «зачинщиков» забастовки были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, остальные получили длительные сроки лишения свободы.

В октябре 1964 г., когда Хрущев отдыхал на Черном море, Президиум ЦК КПСС подготовил его смещение. Суслов представил на заседании Президиума целый список обвинений Первому секретарю КПСС, который был вынужден согласиться на уход на пенсию по состоянию здоровья.

После смещения Н.С. Хрущева во главе партийно-государственного руководства страны был поставлен Л.И. Брежнев.

 

Основные противоречия в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни советского общества в середине 1960-х – середине 1980-х годов. Обострение международной напряженности в конце 1970-х – начале 1980-х годов.

После отставки Н.С. Хрущева в 1964 г. к власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1966 г. – Генеральным секретарем стал Л.И. Брежнев, главой правительства – А.И. Косыгин.

В руководстве страны часть руководителей (А.И. Косыгин, Ю.В. Андропов) считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике, но в рамках существующей системы.

Консервативный путь отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и другие партийные деятели.

В итоге сложился умеренно-консервативный курс, в котором возобладали тенденции отхода от десталинизации, т.е. преодоления культа личности и ликвидация его политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина.

Руководством страны была разработана концепция «развитого социализма», как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма.

Для совершенствования социализма в середине 60-х гг. советским руководством было принято решение о проведении экономической реформы, более глубокой и продуктивной по сравнению с предыдущим периодом.

Главным в промышленности был курс на внедрение элементов хозрасчета в деятельности предприятий, перевод их на самостоятельность решений по сбыту продукции, уменьшение роли административного за их деятельностью.

Однако экономическая реформа не принесла ожидаемого результата, прежде всего потому, что продолжала сохраняться старая, плановая неэффективная модель экономического, экстенсивного развития страны (строительства новых заводов увеличение объемов производства за счет количественных факторов и т.д.).

Неудачи реформы 1965 года во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления. На новую систему хозяйствования были переведены только 100 предприятий и лишь в виде опыта. Не были затронуты реформой финансы, сфера управления; материальное стимулирование.

Одна из существенных причин неудачи реформы 1965 г. состояла и в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма, которые привыкли работать по плану.  

В сфере сельскохозяйственного производства устанавливался многолетний (на 5 лет) план. Усиливалось экономическое стимулирование труда, введено материальное поощрение за сверхплановую продажу, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов.

Эти меры обеспечивали заинтересованность работников в увеличении производства продукции, производительности труда, также поощряли хозяйственную предприимчивость.

В сфере промышленного производства руководство отраслями снова передавалось созданным министерствам.

В период десятой пятилетки (1976 – 1980 гг.) характерной чертой индустриального развития было увеличение масштабов строительства, стали строиться новые заводы в Курске, Костроме, Волгодонске; Волжский автомобильный завод (ВАЗ), КаМАЗ (тяжелые грузовые машины) в Набережных Челнах. Высокими темпами развивалась энергетика, химия, электроника, нефте и газодобывающая, атомная промышленность.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.