Военные реформы (60–70-е гг. XIX в.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первые изменения в армии были произведены в армии уже в конце 1850-х – начале 1860-х гг., когда были окончательно упразднены военные поселения. С 1862 г. началась постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Она строилась на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний.

В середине 1860-х гг. стали решать два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища со сроком обучения в 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения. С января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности.

Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и для флота – соответственно 7 лет для лиц, не имеющих образование. В армии их обучали и давали определенную специальность, чтобы по возвращении домой они смогли быть востребованы обществом.

Лица с высшим образованием служили 0,5 года, после окончания гимназии 1,5 года, после окончания школы 3 или 4 года.

Для призыва в армию были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т. д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. Армия стала современной – по структуре, вооружению, образованию.

 

 

Реформы в области образования

 

В 1864 г. было введено новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество. В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для лиц всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

К 1870 г. по стране начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860–1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это были, несомненно, положительные итоги реформ Александра II.

Контрреформы А. III. Трагическое событие 1 марта 1881 г. привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881–1894), царь-«миротворец», убежденный противник разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренней политике восторжествовали принципы неограниченного самодержавия, политического консерватизма и отказа от реформ.

В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августа  было утверждено Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия.

По этому Положению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый провинившийся житель подвергнут аресту и предан военному суду. Также было введено

- ограничение земского и городского самоуправления.

- ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.

- ограничение в сфере печати и образования.

- ограничение для поступления в гимназии детей низших сословий.

- созданы охранительные отделения, вводится полицейский сыск.

Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати.

Положение, изданное как временное, сроком на три года действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882–1893 гг. фактически свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863–1874 гг.

Таким образом, контрреформы ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

 

4. 3.Общественно-политическое движение в России в 60- 90-х гг. XIX века (либерализм, народничество, социал-демократы).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 163.