Тема 1. Введение, социо-культурные основания философии искусства. Теоретическое обоснование курса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Методологические основания философии искусства
  2. История возникновения и развития философии искусства.

Тема 7. Философия архитектуры

  1. Архитектура Древнего Китая
  2. Архитектура Древней Индии.
  3. Архитектура Древнего Египта.
  4. Архитектура Древней Греции
  5. Архитектура Древней Рима.
  6. Смыслообразующее значение культуры лабиринта в архитектуре древнего мира.
  7. Искусство строительного обобщения.

Тема 8. Скульптура

  1. Умозрительность и чувственно-наглядные характеристики мышления в античной культуре.
  2. Смыслообразы в искусстве присредиземноморья.
  3. Пространственно-телесные характеристики гармонии социальных отношений в античности.

Тема 8. Живопись и философия

  1. Гуманистические ценности в искусстве эпохи Возрождения.
  2. Проблема истины в искусстве эпохи Возрождения.
  3. Роль и значение автопортрета в искусстве эпохи Возрождения.

Тема 9. Театр и танец в философской мысли европейской культуры

  1. Роль и назначение театральной маски.
  2. Особенности карнавально-маскарадной культуры.
  3. Театр любительский и профессиональный.
  4. Театральная культура Англии (В.Шекспир).
  5. Театральная культура Франции 18 в. (Вольтер, Дидро, Мольер).
  6. Демоническое в театральном искусстве.

Тема 9. Феномен музыки в истории европейской культуры

  1. Представление о музыке немецкого философа А. Шопенгауэра.
  2. Демоническое в музыкальном искусстве.
  3. Представления о музыке Ф. Ницше.
  4. Оркестровая музыкальная модель гармонии (и гармонизации как метода) социального времени в Европе 17-18 вв.
  5. Роль композитора в смыслообразовании эпохи.

Тема 10. Литература в истории европейского смыслообразования.

  1. Феномен Н.В. Гоголя в русской культуре 19 века.
  2. Феномен Ф.М. Достоевского.
  3. Феномен Л.Н. Толстого.
  4. Романтизм и реализм в литературе.
  5.  Демоническое в русской литературе.

Тема 11. Киноискусство в генезисе современного смыслообразования.

  1. Актерское воплощение.
  2. Фактор движения в искусстве кино.
  3. Русская литература и искусство кино в истории и опыте российской культуры XX в.
  4. Взаимосвязь кино и философии (Ж. Делез).

Тема 2. Роль и место эстетической антропологии в развитии философии искусства.

  1. История становления и развития эстетико-антропологического подхода.
  2. Социальное пространство и время в эстетической антропологии.
  3. Эстафета доминирования искусств в эстетической антропологии.

4. Понятия для терминологического опроса:

Модуль 1.

Гармония, Красота, Филогенез, Онтогенез, Смысл, Значение, Образ, Изображение, Выражение, Эстетика, Прекрасное, Безобразное, Возвышенное, Низменное, Трагическое, Комическое, Античность, Символ, Обобщение,

Модуль 2.

Воплощение, Отчуждение, Видимость, Антропогенез, Зеркальность, Монструозность, Аллегория, Синкретизм, Топос, Хронос, Социальное пространство, Социальное время, Социальное движение, Ритм, Мелодия, Психогенез, Социализация, Демонизм, Олицетворение, Ирония, Субъект, Объект, Переживание, Лицедейство,

Модуль 3.

Вдохновение, Замысел, Вымысел, Домысел, Персонификация, Вочеловечевание, Исповедальность, Сущность, Видимость, Кажимость, Субъективность, Объективность, Опредмечивание, Индивидуализация, Мифология, Настроение.

 

5. Вопросы для мозгового штурма:

  1. Какое социальное воздействие на повседневную жизнь человека оказывает кинематограф и телевидение?
  2. Какой кинематографический герой может стать «героем нашего времени»?
  3. Какие ещё аспекты изучения искусства могут быть оформлены в отдельные дисциплины?

6. Вопросы для контрольных работ

Модуль 1.

  1. Каковы параметры красоты в античной культуре?
  2. Что такое онтогенез и филогенез и какова их взаимосвязь в философии искусства?
  3. Феномен эстафеты доминирования (или лидерства) искусств.

Модуль 2.

  1. Раскройте эру доминирования живописи как эру замысла («за-мысла»).
  2. Автопортрет и автопортретность.
  3. Сопоставьте Демоническое в театральном и музыкальном искусстве.
  4. Музыка как «дионисическое» искусство.

Модуль 3.

  1. Литературоцентризм русской культуры 19-начала 20 вв.
  2. Эра литературного вымысла в истории европейского смыслообразования.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы к экзамену):

  1. Возникновение искусства.
  2. Философия искусства.
  3. Эстафета доминирования искусств.
  4. Архитектурный этап смыслообразования.
  5. Социокультура как доминирующий фактор в античном смыслообразовании.
  6. Духовнообразующее лидерство живописи.
  7. Театральная фаза европейского смыслообразования.
  8. Феномен музыкального искусства.
  9. Феномен литературы (поэзия, проза).
  10. Кино- и телеискусство. Экранная культура.
  11. Эстетическая антропология.
  12. Смысл и назначение философии искусства. Ее отличительные особенности.

Образовательные технологии.

Для реализации различных видов учебной работы используются традиционные образовательные технологии (проведение лекций, семинарских занятий с опросом, тестирование, контрольные работы и эссе с разбором фрагментов из классических философских трудов, рефераты, доклады и терминологические диктанты), так и основанные на использовании информационных технологий: трансляция учебных фильмов, видеороликов, разработка презентаций.

Вопросы к итоговому контролю (экзамен)

1. Предмет, методология и проблематика философии искусства.

2. Возникновение искусства. Первобытное искусство.

3. Эстетизм мифа и эстетизм логоса. Эстетическая природа философии как эстетики бытия.

4. Платон: понимание сущего. Прекрасное как идея и прекрасное как вещь. Постижение истинно прекрасного как анамнезис.

5. Платон: понимание искусства. Искусство как познание и как делание. Проблема мимезиса как методологическая проблема теории творчества.

6. Социальный статус искусства. Идеальное произведение искусства (по Платону).

7. Аристотель: теория искусства. Мимезис и классификация искусств. Катарсис.

8. Аврелий Августин: Бог как Совершенство. Лестница красоты. Значение искусства в богопознании.

9. Проблема образа в византийской эстетике как «неподобного подобия» божественного совершенства.

10. Символическое содержание искусства.

11. Образное содержание искусства.

12. И.Кант: Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Искусство и учение о гении.

13. Г.В.Ф.Гегель: исторические формы искусства.

14. Г.В.Ф.Гегель: логический подход к искусству (диалектика формы и содержания).

15. Немецкая философская эстетическая традиция и немецкий романтизм: проблема взаимосвязи.

16. Искусство как свободная теургия. Софиология и учение о духовно-прекрасном.

17. Философия космизма и ее эстетические аспекты. (Н.Ф.Федоров, К.Малевич, В.Кандинский).

18. Подход к явлениям искусства в философии жизни и феноменологии (В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер).

19. Философско-эстетические взгляды Ф.Ницше.

20. Принципы классификации искусств по Канту.

21. Учение романтиков и Шеллинга о гении. Прекрасное и возвышенное.

22. Художественное произведение как форма бытия искусства. Концепция художественного произведения.

23. Философия и искусство в постижении существования: подход экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

24. Эстетика постмодернизма.

25. Палитра современного искусства.

26. Основные признаки модернизма в искусстве.

27. Авангардизм в искусстве.

28. Основные виды искусства позднего модернизма: поп-арт, инсталляция, хепенинг, перформанс.

29. Эстетика и искусство в тоталитарном обществе.

30. Три «смерти» в современной культуре: смерть Бога, смерть человека (субъекта) и смерть автора.

31. Эстетический принцип «жизни» произведения после «смерти» автора.

32. История смерти автора у Р.Барта (Малларме, Валери, Пруст, современная лингвистика). Скриптор вместо автора.

33. Инверсия древнегреческого мимесиса у Р.Барта. «Смерть» критика вместе со «смертью» автора.

34. Концептуальное искусство.

35. Главные признаки маргинального искусства.

36. Классический инструментарий художника: метафора, катарсис, сублимация и его ревизия в маргинальном искусстве.

37. Искусство и игра.

38. Синестезия и виды искусства.

39. Понятие свободной игры рассудка и воображения. Автономия эстетического.

40. Искусство как мимесис.

41. Структура и специфика творческого процесса.

42. Социальные функции искусства.

43. Апполоническое и дионисийское в искусстве.

44. Искусство как социальный и духовный феномен.

45. Проблема канонов красоты и определения ее стандартов. Трансцендентальное измерение красоты.

46. Иерархия художественной одаренности.

47. Концепции происхождения искусства.

48. Психологический механизм художественного восприятия.

49. Символический язык искусства : образ, символ, архетип.

50. Проблема истины в искусстве и творчестве.

7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

Разделы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения разделов дисциплин Вид текущей аттестации Вид оценочных средств
Раздел 1. Философская теория искусства Знать: основные концепции философии искусства. Философскую методологию осмысления искусства Уметь: демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри филсофско-эстетической мысли; осваивать и использовать философские методы профессионального исследования искусства; самостоятельно осваивать новые сферы деятельности. Владеть: культурой научного профессионального мышления; технологией философского анализа; методикой выбора и применения базовых методов исследования; навыками изучения и освоения новых сфер философско-эстетической деятельности в области искусства. Результаты оценки теоретических знаний оцениваются по или четырехбаль ной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). – устный опрос (собеседование, индивидуальный опрос, доклад); – контрольная работа; – письменная практическая работа; – тестирование. - аналитический конспект. • Тесты. • Контрольная работа. • контрольные задания • терминологический опрос • реферат • презентация • вопросы для мозгового штурма    
Раздел 2. Философия художественных форм   Знать: философское содержание форм искусства. Историческую последовательность возникновения и развития форм искусства Уметь: осмысливать и выражать философское содержание форм искусства; критически использовать методы современной философии в области искусства; оценивать качество исследований в контексте философско-эстических норм художественной деятельности; самостоятельно осуществлять научное исследование. Владеть: навыками философского анализа произведения искусства и проведения исследования;  приемами самостоятельного осуществления философско-эстетического исследования; навыками ведения дискуссии в области философии искусства. Результаты оценки теоретических знаний оцениваются по четырехбальной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). – устный опрос (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, доклад); – контрольная работа; – письменная практическая работа; – тестирование. - аналитический конспект. • Тесты. • Контрольная работа. • контрольные задания • терминологический опрос • реферат • презентация Экзамен

Итоговая оценка работы студента по дисциплине выставляется в ходе зачета; носит комплексный характер и складывается из следующих составляющих: активная работа на практических и лекционных занятиях; успешное выполнение заданий промежуточного контроля (тестирование); собеседование на зачете, отражающее уровень теоретических знаний и практических умений студента. При этом принимаются во внимание следующие критерии и показатели:

Лекционные занятия:

1. Посещаемость

2. Наличие и содержание конспектов лекций

3. Активность, внимательность

4. Культура поведения

Практические занятия:

1. Посещаемость

2. Готовность к занятию (тетрадь, задачник, чертежные инструменты)

3. Активность, внимательность

4. Своевременное выполнение самостоятельной работы

5. Своевременное выполнение работы

6. Оформление работы

7. Качество выполнения заданий (отсутствие ошибок, оригинальность)

8. Качество оформления таблиц (аккуратность, грамотность)

Творческие формы работы:

1. Своевременное выполнение работы (в соответствии с установленным графиком)

2. Оформление работы

3. Качество выполнения (оригинальность, самостоятельность мысли)

4. Логика изложения

5. Качество схем, таблиц, графиков (при необходимости).

Распределение баллов

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Всего

Вид учебной деятельности

Экзамен

2 семестр

Лекции Практические Самостоятельная работа Всего
5 40 45 90 10 100

Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.