Внутренняя политика Николая I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С самого начала правления Николай I заявил о необходимости реформ и создал «комитет 6 декабря 1826 года» для подготовки преобразований. Большую роль в государстве стала играть «Собственная Его Величества канцелярия», которая постоянно расширялась созданием множества отделений.

Николай I поручил специальной комиссии под руководством М.М. Сперанского разработать новый Свод Законов Российской империи. К 1833 г. было отпечатано два издания: «Полное собрание законов Российской империи», начиная с Соборного уложения 1649 г. и до последнего указа Александра I, и «Свод действующих законов Российской империи». Кодификация законов, проведенная при Николае I, упорядочила российское законодательство, облегчила ведение юридической практики, но не принесла изменений в политическую и социальную структуру России.

Император Николай I по духу своему был самодержцем и ярым противником введения в стране конституции и либеральных реформ. По его мнению, общество должно жить и действовать, как хорошая армия, регламентировано и по законам. Военизация государственного аппарата под эгидой монарха – вот характерная черта политического режима Николая I.

Он крайне подозрительно относился к общественному мнению, под цензурный гнет попали литература, искусство, просвещение, были приняты меры по ограничению периодической печати. В качестве национального достоинства официальная пропаганда стала превозносить единомыслие в России. Идея «Народ и царь едины» была главенствующей в системе образования в России при Николае I.

Согласно «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым, Россия имеет свой путь развития, не нуждается во влиянии Запада и должна быть изолирована от мирового сообщества. Российская империя при Николае I получила название «жандарма Европы» за охранение покоя в европейских странах от революционных выступлений.

В социальной политике Николай I делал упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, по которому дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. В 1845 г. император издал «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право при Николае I пользовалось поддержкой государства, и царь подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Но Николай I не был сторонником крепостничества и тайно готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Внешняя политика Николая I

Наиболее важные стороны внешней политики в период царствования Николая I были возврат к принципам Священного союза (борьба России против революционных движений в Европе) и Восточный вопрос. Россия при Николае I участвовала в Кавказской войне (1817-1864 гг.), русско-персидской войне (1826-1828 гг.), русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), в результате которых Россия присоединила к себе восточную часть Армении, весь Кавказ, получила восточный берег Черного моря.

В период правления Николая I наиболее памятной стала Крымская война 1853-1856 годов. Россия была вынуждена воевать против Турции, Англии, Франции. В ходе осады Севастополя Николай I потерпел поражение в войне и утратил право иметь военно-морскую базу на Черном море.

Неудачная война показала отсталость России от передовых европейских стран и насколько нежизненной оказалась консервативная модернизация империи.

Николай I умер 18 февраля 1855 г. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в истории России, начиная со Смутного времени.

14. Отмена крепостного права и аграрная реформа 1860-х гг.

Реформы Александра II (1855-1881) называют «Великими» поскольку они затронули все сферы русской государственной жизни. Основные причины реформ: поражение в Крымской войне; отсталость русской армии; экономический кризис; неэффективность крепостного труда; рост крестьянских выступлений; неразвитость самоуправления; отсталость промышленности; моральное осуждение крепостного права. Отмена крепостного права стала главной реформой Александра II. В 1857 г. был учреждён Секретный (позже Главный) комитет по крестьянскому делу, при котором в 1859 г. были созданы Редакционные комиссии. 19 февраля 1861 г. император подписал два основных документа: Манифест, давший крепостным крестьянам личную свободу и гражданские права, и «Положенияо крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержавшие условия выкупа помещичьей земли. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались «временнообязанными», т.е. продолжали нести повинности - барщину или оброк. Законы 1863-1866 гг. урегулировали земельное устройство государственных и удельных крестьян. Отмена крепостного права способствовала преобразованию и других сфер общественной жизни. В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась: бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но обязан был предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а крестьянин был обязан этот надел принять. Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то посредником между помещиками и крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых сроком на 49 лет. За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 р. в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка. На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес. на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес.

 

15. Либеральные реформы 1860-70-х гг.

Земская и городская реформы: 1 января 1864 г. издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», на основе которого создавались бессословные выборные органы самоуправленияземства, состоявшие из губернских и уездных земских собраний и земских управ. Они не имели политических функций, их деятельность ограничивалась решением хозяйственных вопросов: качество дорог, народное образование, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, страхование, ветеринарная помощь и т.д. К концу 1870-х гг. земства были введены лишь в 35 из 59 губерний. 16 июня 1870 г. издано «Городовое положение», вводившее бессословные органы городского самоуправлениягородские думы и городские управы, которые возглавлял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались только хозяйственными вопросами: торговля, промышленность, благоустройство города и др. Реформа затронула 509 русских городов. Судебная реформа: «Судебные уставы» 20 ноября 1864 г. вводили новые принципы судопроизводства: бессословность; независимость суда от администрации; несменяемость судей; равенство сторон перед законом; состязательность суда; гласность и открытость судебного процесса. Создавались суд присяжных (сословных представителей), адвокатура (присяжные поверенные), нотариат. Вводилось два вида судовмировой (с упрощенным судопроизводством) и коронный (окружные суды – судебные палаты - Сенат). Особые суды создавались для политических дел. Судебные уставы действовали только в 44 губерниях. Военная реформа ставила цель – модернизировать армию. Были упразднены военные поселения, созданы военные округа, началось перевооружение армии, создан паровой флот, открыты юнкерские и военные училища. Завершило реформу введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности для всех мужчин, достигших 20 лет и годных к службе. Срок службы составлял в пехоте - 6 лет (9 в запасе), на флоте - 7 лет (3 в запасе). Это позволило сократить численность армии в мирное время и быстро увеличить ее во время войны. Образовательная реформа (1863-1864) способствовала демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального (министерские, земские, церковно-приходские, частные школы) образования. Восстановлена автономия университетов (1863), отменена предварительная цензура (1865).

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 189.