Из «Поучения» князя Владимира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мономаха ( XII в .)

Вопросы и задания к документу 21:

1. Выделите в тексте нравственные принципы, которые Владимир Мономах хочет привить своим детям; от чего он их предостерега­ет?

2. Только ли своих детей поучал Владимир Мономах?

3. Актуальны ли сегодня нравственные установки Владимира Моно­маха? Свой ответ поясните.

4. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно?

А теперь, поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20.

В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ни питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь.

Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, от того ведь душа по­гибает и тело.

Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жи­лищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, про­столюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Ценность всему [злому] мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


РУСЬ УДЕЛЬНАЯ . XII — XIII вв .

Документ № 22

Из новгородских берестяных грамот *

Вопросы и задания к документу № 22:

1. Что такое береста? Определите причины возникновения грамот на бересте.

2. Найдите ответ на вопрос: каким образом сохранились берестяные грамоты?

3. На основании текстов определите социальную принадлежность авторов грамот.

4. На основании берестяных грамот сделайте выводы о развитии русского общества в XI-XIV вв.

( XII в.): Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспро­сив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься?

( XIII в.): От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж.

( XIII в.)' Поклон от 1ригория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве.

( XIV в.): От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне дове­дется принять, ляжет на тебя.

* В XX веке при раскопках в древнем Новгороде ученые обнаружили множество берестяных грамот — основного средства общения между новгородцами того времени. В слоях XI века найдено 7 грамот, в слоях XII века их оказалось 50, в XIII веке в землю было брошено 99 грамот, в XIV веке - 164, в XV веке —74.

32



Документ № 23

Первое летописное свидетельство о Москве ( из «Ипатьевской летописи» XIII - XIV вв .)

Вопросы и задания к документу № 23:

1. Можно ли считать указанную дату временем основания Москвы? Почему?

2. Почему князь Юрий выбрал для встречи князей Москву? Для ответа используйте карту атласа.

3. Используя знания по истории и данный фрагмент, составьте ха­рактеристику князя Юрия Долгорукого

В1147 году. Пошел Юрий [сын Владимира Мономаха, прозван­ный Долгоруким] воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу [Черниговскому князю Святославу Ольговичу] послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь [литовское племя] вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных.

И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брате, в Москов». Святослав поехал к нему с сыном Олегом и с неболь­шой дружиной и взял с собой Владимира Святославича [князя Рязанского].

И было веселье. Юрий устроил обед силен, и сотворил честь великую им, и дал Святославу дары многие.

Документ № 24

Из материалов археологических раскопок *

Вопросы и задания к документу № 24:

1. В чем особенность данного источника? Определите его отличие от предыдущих.

* Археологические раскопки проводились в московском районе За-рядье и в Кремле в 1945—1951 гг. Был вскрыт культурный слой XI века.

33


2. Какие находки характеризуют быт, а какие занятия древних мос­квичей?

3. На какие международные связи Москвы указывают находки архе­ологов?

4. Назовите признаки, по которым определяется поселение людей как город.

5. Какой вывод о времени основания Москвы как города можно сделать на основании археологических данных?

Археологические раскопки в Зарядье вскрыли в культурном слое, относящемся к XI веку:

—остатки деревянных построек;

—предметы быта: гирьки, весы, керамические сосуды, и чем ближе к территории Кремля, число предметов увеличивается;

—найдены остатки рвов и валов;

—водоотводные каналы;

—много инструментов: наковальни, молотки, клещи, гон­чарный круг, шило.

В самом Кремле:

—клады арабских монет IX века;

—меч дамасской стали немецкого мастера Цицелина;

—Западноевропейский денарий X—XI веков;

—предметы из Херсонеса; украшения из Киева, Любеча, свинцовая печать из Киева XI века;

—самшитовый гребень с Кавказа.

Документ № 25

Договор Новгорода с князем Ярославом '

Вопросы и задания к документу № 25:

1. Охарактеризуйте положение и права князя в Новгороде. Свои выводы обоснуйте.

2. Кто прав в этой ситуации: новгородцы или князь?

* Цитируется по книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».

34


3. Как называется такая форма управления обществом?

4. Какие сведения о жизни и занятиях новгородцев можно извлечь из приведенного документа?

Князь Ярослав!

Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править Но­вым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены новгородцами.

В Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворянам твоим сёл не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода.

В Русу можешь ты, князь, ездить осенью, не летом. Целуй же святой крест не через посредников, но сам. Мы клянемся тебе, господину князю.

Документ № 26

Из «Истории монгалов» Плано Карпини *

(сер. XIII в.)

Вопросы и задания к документу № 26:

1. Выберите из текста приемы ведения боя монголами.

2. Какие из этих приемов характерны именно для кочевых народов и почему?

3. Какие факты, приведенные в тексте, отражают Нравы и обычаи монголов?

4. Сделайте выводы о причинах побед монголов.

* Карпини Джованни Плано делъ (1182— 1252) — итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник папы римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длитель­ного путешествия написал для папы отчет, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».

35





Глава 6

Дата: 2019-03-05, просмотров: 506.