Консультативные органы Европейского Союза: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с ДЕС и ДФЕС Экономический и социальный комитет и Комитет регионов оказывают содействие законодательным институтам ЕС (Европейскому парламенту и Совету ЕС), а также Европейской комиссии путем осуществления "консультативных функций" (§ 4 ст. 13 ДЕС; § 1 ст. 300 ДФЕС). В ряде случаев учредительные документы ЕС прямо предусматривают обязанность запрашивать консультативное заключение Экономического и социального комитета и (или) Комитета регионов. Если требование о запросе консультативного заключения не было выполнено, то это рассматривается как существенное нарушение процедуры принятия правового акта, которое может привести к его аннулированию Судом ЕС.

Экономический и социальный комитет — орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп ЕС: наемных работников, работодателей, крестьян, ремесленников и т. д. Их работа в данном Комитете дает возможность «европейским организациям, являющимся представителями различных секторов экономической и социальной жизни, и гражданского общества» Европы оказывать большее влияние на политику европейских институтов (ст. 302 ДФЕС).

Со временем в составе ЭКОСОК выделились и организационно оформились в качестве структурных подразделений три самостоятельные группы интересов:

  • 1) работодатели (в лице руководителей и членов предпринимательских союзов, торгово-промышленных палат) – "Группа работодателей", или "Группа I";
  • 2) наемные работники и служащие (в лице представителей профессиональных союзов) – "Группа работников", или "Группа II";
  • 3) представители крестьянства, профессиональных ассоциаций, союзов потребителей, индивидуальных предпринимателей – "Группа различных интересов", или "Группа III".

Общее количество членов ЭКОСОК согласно ст. 301 ДФЕС не должно превышать 350. Их называют советниками. В процессе формирования ЭКОСОК учитываются не только социально-экономические, но и демографические различия внутри Союза, неодинаковая численность населения его государств-членов. От каждого государства-члена в ЭКОСОК входит различное число граждан.

Члены ЭКОСОК назначаются Советом ЕС квалифицированным большинством голосов сроком на пять лет и возможностью повторного назначения.

Каждый член ЭКОСОК в процессе выполнения своих обязанностей обладает полной независимостью, не связан императивным мандатом и обязан действовать "в общих интересах Союза" (§ 4 ст. 300 ДФЕС).

Внутренняя структура, руководящие органы, их полномочия и порядок работы определяются внутренним регламентом, принимаемым Экономическим и социальным комитетом. В соответствии со ст. 303 ДФЕС ЭКОСОК из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на 2,5 года. В структуре ЭКОСОК могут образовываться специализированные секции и подсекции, помогающие в эффективном осуществлении его деятельности.

Наряду с факультативной консультацией, которую Европейский парламент, Совет и Комиссия могут проводить с ЭКОСОК во всех случаях, которые они считают уместными, ДФЕС по многим вопросам, преимущественно в области социально- экономических отношений, придает ей обязательный характер.

Помимо обязательной и факультативной консультации, ЭКОСОК "также может выносить заключения по своей собственной инициативе в случаях, когда считает это уместным" (ст. 304 ДФЕС).

ЭКОСОК заседает не менее одного раза в месяц в своей штаб- квартире в Брюсселе

 

Комитет регионов — консультативный орган ЕС, который состоит из представителей региональных и местных коллективов, т. е. административно-территориальных образований внутри государств-членов на разных уровнях (области, провинции, коммуны и т. п.).

Число членов, порядок их назначения и структура такие же, как в ЭКОСОК.

Срок полномочий членов Комитета регионов составляет пять лет. Вместе с членами назначаются их заместители. И те, и другие могут быть назначены повторно. В то же время, в отличие от членов ЭКОСОК, членам Комитета регионов и их заместителям запрещено одновременно являться депутатами Европейского парламента (ст. 305 ДФЕС).

Консультативные полномочия Комитета регионов аналогично полномочиям ЭКОСОК и включают:

  • – обязательную консультацию Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской комиссии в случаях, предусмотренных учредительными документами ЕС, например, при издании законодательных актов ЕС по вопросам экономического, социального и территориального сплочения, охраны окружающей среды, трансъевропейских сетей, социальной политики и т.д.;
  • – факультативную консультацию тех же институтов по их просьбе;
  • – подготовку консультативных заключений по своей собственной инициативе во всех случаях, когда Комитет регионов "считает это полезным" (ст. 307 ДФЕС).

В соответствии с Лиссабонским договором 2007 г. Комитет регионов получил дополнительное полномочие, приближающее его статус к статусу институтов ЕС – право оспаривать в Суде ЕС законодательные акты ЕС, которые, по его мнению, приняты с нарушением принципа субсидиарности как одним из главных принципов компетенции ЕС

Комитет регионов расположен в Брюсселе и собирается на сессии не реже пяти раз в год.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 245.