Совет Европейского Союза: состав и организация работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса" (§2 ст. 16 ДЕС). Таким образом, в настоящее время Совет включает 28 министров, каждый из которых является уполномоченным представителем своей страны.

Поскольку компетенция ЕС охватывает многообразные сферы внутренней и внешней политики (см. гл. 3), а функции и полномочия Совета распространяются на все сферы компетенции ЕС, то данный институт, в зависимости от предмета рассматриваемого вопроса, должен заседать на уровне министров разного профиля: правовые акты по вопросам внешней политики ЕС обсуждаются и принимаются Советом в составе министров иностранных дел, по вопросам сельского хозяйства – в составе министров сельского хозяйства и т.д. – формации!

· Первая – Совет по общим вопросам – включает 27 министров иностранных дел и (или) министров по европейским делам. В соответствии с § 6 ст. 16 ДЕС: "Совет по общим вопросам обеспечивает согласованный характер работы различных формаций Совета. Во взаимодействии с Председателем Европейского совета и с Комиссией он осуществляет подготовку заседаний Европейского совета и обеспечивает наблюдение за выполнением принимаемых на них решений". Здесь издаются также акты Совета ЕС, которые не могут быть отнесены к какой-либо специальной сфере общественной жизни, например, Статут служащих Европейского Союза или внутренний регламент самого Совета. Если возникают разногласия между разными формациями по вопросам компетенции, Совет по общим вопросам становится арбитром.

· Вторая формация Совета, предусмотренная в учредительных документах, носит название "Совет по иностранным делам". Эта формация включает министров иностранных дел государств-членов и несет ответственность за принятие мер по вопросам внешней (внешнеполитической) компетенции ЕС. В соответствии с § 6 ст. 16 ДЕС: "Совет по иностранным делам разрабатывает внешнеполитические мероприятия Союза исходя из стратегических направлений, установленных Европейским советом, и обеспечивает последовательность действий Союза".

Перечень остальных формаций Совета ЕС согласно ст. 236 ДФЕС устанавливает Европейский совет. Перечень, установленный после вступления в силу Лиссабонского договора, включает 10 формаций, в том числе указанные выше Совет по общим вопросам и Совет по иностранным делам:

  • 1) Совет по общим вопросам;
  • 2) Совет по иностранным делам;
  • 3) Совет по экономическим и финансовым вопросам;
  • 4) Совет по вопросам правосудия и внутренних дел;
  • 5) Совет по вопросам занятости, социальной политики, здоровья и потребителей;
  • 6) Совет по вопросам конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность, научные исследования);
  • 7) Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергии;
  • 8) Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства;
  • 9) Совет по вопросам окружающей среды;
  • 10) Совет по вопросам образования, молодежи, культуры и спорта

Поскольку Совет ЕС в любой формации включает в себя должностных лиц (министров) государств-членов, он не имеет фиксированного срока полномочий. Состав Совета обновляется постепенно, в результате смены правительств или отдельных министров в разных государствах-членах.

Руководство работой Совета ЕС осуществляет его Председатель (используется также термин "председательство" в Совете). В связи с тем, что Совет не имеет фиксированного состава и заседает в разных формациях, данный пост невозможно доверить конкретному физическому лицу. Правило: В Совете председательствуют государства-члены, сменяя друг друга "согласно системе равноправной ротации". Сейчас они сменяют друг друга, но председательствуют в составе группы из 3 государств на протяжении полутора лет!

Исключение - § 3 ст. 18 ДЕС: «постоянным председателем формации "Совет по иностранным делам" является Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который одновременно занимает должность вице-председателя Европейской комиссии и наделен рядом самостоятельных полномочий», т.е. одна персона.

Поскольку члены Совета ЕС (национальные министры) не могут постоянно находиться на заседаниях этого института (их основным местом работы остаются национальные правительства), в функционировании Совета очень важную роль играют вспомогательные органы:

· Комитет постоянных представителей (Coreper). Комитет постоянных представителей – это главный вспомогательный орган Совета. В состав Coreper по должности входят руководители постоянных представительств, которые каждое государство – член ЕС открывает при Союзе (в Брюсселе). В связи с большой повесткой дня Coreper заседает в двух составах – не только на уровне глав постоянных представительств государств-членов (Coreper II), но и на уровне их заместителей (Coreper I). Coreper II, как правило, подготавливает документы, имеющие наибольшее политическое значение для ЕС и государств-членов (например, применительно к экономическим и финансовым вопросам, вопросам правосудия и внутренних дел). В рамках Coreper I рассматриваются проекты, не имеющие такого значения и касающиеся отдельных специальных направлений деятельности ЕС (например, проекты законодательных актов в области защиты потребителей или охраны окружающей среды). Заседания Coreper II и Coreper I обычно проходят еженедельно.

· Специальные комитеты и рабочие группы. В состав специальных комитетов и рабочих групп входят представители профильных министерств государств-членов, обладающих необходимой компетенцией в области сельского хозяйства, борьбы с преступностью, обороны, информационных технологий, охраны окружающей среды и других сфер, отнесенных к внутренней или внешней компетенции ЕС.

· Генеральный секретариат. Генеральный секретариат – это вспомогательный аппарат Совета, который обеспечивает организационную и техническую стороны работы данного института.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.