Пространство свободы, безопасности и правосудия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшие положения Шенгенских соглашений в настоящее время заменены двумя кодексами ЕС, принятыми Европейским парламентом и Советом в форме законодательных актов прямого действия – регламентов. Это Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (краткое официальное название – Шенгенский кодекс о границах), утвержденный Регламентом (ЕС) № 562/2006 от 15 марта 2006 г.[5], и Кодекс Сообщества о визах (краткое название – Визовый кодекс), утвержденный Регламентом (ЕС) № 810/2009 от 13 июля 2009 г.[6]

Как и в рамках экономического и валютного союза, ряд государств-членов получили временные или постоянные изъятия из отдельных правил, издаваемых Союзом в области пространства свободы, безопасности и правосудия. Временные изъятия касаются недавно вступивших в ЕС государств-членов, которые еще не готовы к отмене пограничного контроля с другими странами ЕС и переходу на единую (шенгенскую) визу (в 2011 г. – Болгария, Румыния и Кипр).

Объектом постоянных изъятий служат Великобритания, Дания и Ирландия. Изъятия для этих государств-членов оформлены специальными протоколами к учредительным документам, в соответствии с которыми новые правовые акты по вопросам ПСБП применяются к ним только на добровольной основе (Протокол о позиции Соединенного Королевства и Ирландии в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия и Протокол о позиции Дании). Так, Великобритания и Ирландия добровольно подчинили себя действию многих законодательных актов ЕС в области гражданского судопроизводства и борьбы с преступностью. Напротив, на их территорию не распространяют силу правила об отмене пограничного контроля и о единых визах ЕС, изложенные в Шенгенском кодексе о границах 2006 г. и Визовом кодексе 2009 г. (Великобритания и Ирландия не являются частью Шенгенского пространства). Дания, в отличие от Великобритании и Ирландии, входит в Шенгенское пространство, но на нее не распространяют силу акты ЕС в области иммиграционной политики, политики предоставления убежища и ряда других аспектов ПСБП.

Как и единое экономическое пространство (внутренний рынок), пространство свободы безопасности и правосудия относятся к категории совместной компетенции ЕС (ст. 4 ДФЕС). Полномочия институтов ЕС по всем вопросам ПСБП закреплены в одноименном разделе части третьей "Внутренняя политика и деятельность" ДФЕС – разделе V "Пространство свободы, безопасности и правосудия".

После определения общих правил (гл. 1 "Общие положения") этот раздел устанавливает четыре основных направления деятельности Союза в области ПСБП (гл. 2–5):

  • политика в отношении пограничного контроля, предоставления убежища и иммиграции, включая "общую политику в отношении виз и документов для краткосрочного пребывания" (для пребывания неграждан ЕС сроком до трех месяцев в полугодие);
  • судебное сотрудничество по гражданским делам, в рамках которого Союзом издается законодательство по различным аспектам международного частного права и международного гражданского процесса;
  • судебное сотрудничество по уголовным делам, в рамках которого Союз издает законодательство в целях сближения (гармонизации) уголовного и уголовно-процессуального права государств-членов, принимает иные меры по координации деятельности судебных органов государств-членов (включая национальные прокуратуру), в том числе через специализированное учреждение ЕС – Евроюст (в дальнейшем на основе Евроюста согласно ст. 86 ДФЕС должна быть учреждена Европейская прокуратура);
  • полицейское сотрудничество, по вопросам которого Союз принимает аналогичные меры в целях координации деятельности полицейских служб государств-членов, в том числе через Европейское полицейское ведомство (Европол)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 254.