Национальные особенности менеджмента в туристской индустрии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Переход России к рыночной экономике обуславливает необходимость формирования адекватной ей и российским условиям системы менеджмента. В этой связи важное значение имеет изучение не только общих принципов , закономерностей и методов менеджмента, но и особенностей их применения в различных странах. Следует отметить, что каждая страна имеет свои национальные особенности в бизнесе и менеджменте. Однако настоящие различия выявляются при сопоставлении американской и японской систем менеджмента.

Японские фирмы ставят своей основной целью долговременное увеличение объемов производства товаров, рост доли принадлежавшего им рынка и удельного веса новых изделий. С этим хорошо корреспондируется состав японских менеджеров, имеющих, как правило, инженерное образование. В отличие от них американские менеджеры стремятся получить немедленную прибыль, что вполне соответствует их экономическому или юридическому образованию.

В отличие от американского менеджмента, ориентирующегося на индивидуума, японский менеджмент имеет дело с группой, члены которой принимают коллективные, согласованные решения и несут равную ответственность за их реализацию. Принадлежность к определенной группе, фирме, преданность ей высоко ценят в Японии. Они подкрепляются и усиливаются практикой долгосрочного, нередко пожизненного найма, организацией внутрифирменных профсоюзов, кружков качества, неформальным общением и контролем. (Сравните: на Западе в некоторых исследованиях прямо рекомендуется раз в несколько лет менять место работы) Члены группы способны совмещать профессии, заменять друг друга и заинтересованы в ее успехе в целом.

Опыт управления экономикой в России свидетельствует, что для него характерны черты как японского, так и американского менеджмента. Принимая во внимание высокий уровень социально-экономического развития этих стран, сопоставление их систем менеджмента наглядно показывает, что высокие результаты достигаются даже при использовании прямо противоположных методов менеджмента. Следовательно, важны не только сами методы, но и условия в которых они применяются. Именно поэтому формирующаяся в настоящее время в России система менеджмента должна органически соединить в себе достижения мирового и отечественного опыта управления.                       

Рынок, система рыночных институтов.

Рынок представляет собой своеобразный тип хозяйственных отношений, обусловленных действием объективных экономических законов (стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.), в процессе реализации которых согласовываются интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо- и саморегулирования.

Система рыночных институтов включает четыре блока: 1.Условия рынка. 2.Виды рынка. 3.Инфраструктура рынка.4. Управление в условиях рынка, которое подразделяется на рыночное самоуправление и государственное регулирование. (См. схему 2)

 

Управление в условиях рынка
                                  

                                

                             

 

 

Виды рынка
Инфраструктура
Рынок  
   

 

 

 

                                                                 

Условия рынка

 

 

Схема 2. Рынок и его институциональная основа

 

Далее поочерёдно рассмотрим вышеперечисленные позиции.

Условия рынка, образующие фундамент, на котором он основывается, включают:

- демонополизацию государственной или какой-либо другой формы собственности;

- разгосударствление, приватизацию, в условиях монополии государственной собственности;

- разделение государственного и хозяйственного руководства;

- создание конкурентной среды, в том числе за счет разукрупнения предприятий монополистов, развития малого бизнеса;

- свободное движение всех факторов производства;

- свободное ценообразование;

- открытость и доступность рынка для всех;

- конвертируемость рубля;

По наличию условий можно судить о реальности и степени перехода к рынку.

Виды рынка : рынок товаров и услуг, финансовый, рынок ценных бумаг и инвестиций, рынок рабочей силы. Каждый из рынков делится на внутренний и внешний, а товарный рынок – на оптовый и розничный, которые включают специализированные рынки отдельных товаров. Внутренний рынок включает общенациональный и региональные рынки. В настоящее время в России наиболее развит товарный рынок, менее развиты финансовый рынок и рынок рабочей силы.

Инфраструктура рынка – это совокупность организаций и предприятий, обслуживающих рынок. По инфраструктуре судят о степени развития рыночных отношений. В целом рыночная инфраструктура в России не развита. Относительно развитой является сеть посреднических организаций и бирж. Мало развита сеть организаций маркетинга, информации и кредита, а также транспорта и связи, особенно в сельской местности

Управление в условиях рынка включает государственное регулирование и рыночное самоуправление. Государственное регулирование бывает прямым и косвенным.

К прямому регулированию относится разработка государством нормативных актов, положений, мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на деятельность субъектов рыночных отношений (антимонопольное законодательство, государственный контроль цен, сертификацию продукции, государственные заказы, тарификацию, субсидирование малого бизнеса, приоритетных отраслей, территорий, национализацию, приватизацию и т.д.).

Косвенное регулирование создает стимулирующие условия для деятельности субъектов рыночных отношений и охватывает налоговую систему, ценовую, финансово-кредитную.

Прямое и косвенное регулирование осуществляется с помощью правовых, экономических и социальных мер.

Правовое регулирование реализуется путем разработки рыночного законодательства (нормативных актов, методических указаний и инструкций).

Экономическое регулирование происходит в форме разработки экономической политики, концепций, основных направлений, целевых комплексных программ развития, стабилизации денежной системы, совершенствования налоговой системы, контроля за ценами, бюджетного планирования, государственных заказов.

Социальное регулирование охватывает:

-трудовые отношения (разработка тарифных ставок и сеток, минимальных размеров оплаты труда, нормативов охраны труда ); 

-социальные гарантии занятости, защиты социально слабых слоев населения и нетрудоспособных ( установление пенсий, пособий в т.ч. по безработице );

-разработку социальных нормативов, представляющих минимальные и рациональные размеры уровня потребления важнейших благ и услуг, денежных доходов и др.

-Защиту покупательной способности населения ( индексация заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и др.

В качестве основного субъекта рыночной системы выступает организация. Это вполне справедливо и для различных некоммерческий организаций, поскольку им, даже если они и не занимаются получением прибыли, так или иначе сегодня не удаётся избежать влияния «рыночной системы координат», вышеуказанных условий рынка. (Понятно, что сказанное не распространяется на категорию «ИЧП», поскольку организация – это всегда более одного человека) Кроме того, как уже было отмечено, само понятие «менеджмент» рассматривается как более узкое по сравнению с понятием «управление» и относится преимущественно к процессу управления на уровне определённой организации (например, коммерческой фирмы). Взятая в данном контексте, организация, по сути, составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента. Поэтому нам важно рассмотреть сущность организации и её основные признаки. (Далее, в одной из следующих глав, мы рассмотрим более подробно организационные структуры и схему организации)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.