Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Становление Донбасса как нового экономического района во второй пол. XIX в., формирование рабочего класса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине XIX в. Российская империя переживала сложный период развития. Эволюционируя по традиционным схемам, она постепенно погружалась на дно социальных, экономических и политических проблем. Такой ход событий составлял прямую угрозу российскому самодержавию и целостности империи.

Первые сигналы об этом начали поступать еще в начале XIX в. Дворянство, как опора монархии, открыто заявил о не поддержке курса власти. Подняв восстание в декабре 1825 г., оно решительно высказалось за политическую трансформацию России. Однако подавление части прогрессивно мыслящего дворянства надолго отсрочило преобразования в стране. Политическая и экономическая ситуация в Российской империи с каждым годом осложнялась и в конце концов поставила перед властью вопрос о необходимости кардинальных изменений.

19 февраля 1855 г. на российский престол взошел император Александр II (1818-1881), которому предстояло войти в историю под именем Освободителя. Современники, близко знавшие царя, отмечали, что ни по способностям, ни по свойствам характера он не подходил для выпавшей на его долю великой миссии. Александр II отличался от своего отца Николая I менее глубоким умом, не унаследовал он и его железной воли. В юности Александр Николаевич держался весьма консервативных взглядов и во всем одобрял политику своего отца.

В то же время молодой император был достаточно прагматичен: он не желал идти наперекор жизни во имя отвлеченных принципов, умел понять необходимость компромисса и определенных уступок. Став императором в разгар неудачной для России Крымской войны, Александр II начал склоняться к мысли о необходимости перемен в политическом курсе.

Узлом проблем, стоявших перед Россией, был крестьянский вопрос. В марте 1856 г., выступая перед московским дворянством, император произнес решающую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собой начнет отменяться снизу».

Главными причинами реформ 60-х годов XIX в. были:

• экономическое банкротство дворян. Не видя стимулов к развитию, они не хотели приспосабливаться к новым капиталистическим отношениям;

• сохранение крепостного права (Российская империя была последней страной, которая отменила его). С 13,5млн. трудоспособного населения Украины 5,3млн. составляли помещичьи крестьяне, а 5,2 млн. – государственные;

• проблема безземелья. В конце 50-х гг. только среди помещичьих крестьян количество безземельных приблизилась к 1 млн. человек. Малопродуктивная крепостная труд сказывалась в помещичьих экономиях и промышленных мануфактурах. На 1860 г. производительность труда крестьян в Российской империи была такой, как в странах Европы 1800 г.;

• нарастание крестьянских протестов. В течение первой половины XIX в. волна восстаний непрерывно росла. Если в 1850-1854 гг., по неполным официальным данным, в России произошел 141 крестьянское выступление, то за 1855-1861 гг. их вспыхнуло 333. Всего же в течение первой половины XIX в. в Российской империи произошло около 2400 различных крестьянских выступлений. Самые известные из них – во главе с Устимом Кармелюком, «Киевское казачество» (1855 г.), «Поход в Таврию за волей» (1856 г.);

• активизация общественно-политического движения. Его особенностью стало активное участие разночинной молодежи – выходцев из мещан, купцов, крестьян, мелких чиновников, интеллигенции, духовенства и др. С демократизацией состава участников общественного движения постепенно менялось их отношение к народу. Новое поколение революционеров начало мечтать о привлечении крестьянских масс к революции.

• поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. Имея большие амбиции относительно своей роли в международной политике, Россия выдвигает идею раздела Турции, претендуя на черноморские проливы. Однако вмешательство в это дело Англии и Франции на стороне Турции кардинально изменило ход событий. Будучи развитыми капиталистическим странами мира, они легко высадились на Крымском полуострове и взяли Севастополь. Падение города показало не только технологическую отсталость России, недостаточный уровень развития промышленности, но и архаичность самой общественной системы. Последствия Крымской войны ставили перед Россией два варианта выбора: радикальных реформ или упадка.

Отмена крепостного права и земельная реформа. При таких условиях царское правительство берет курс на реформирование страны. С этой целью в Петербурге был создан Секретный комитет, а на местах – губернские комитеты, которые должны рассматривать различные варианты реформ. Наибольшее внимание уделялось крестьянской реформе. Она должна была вернуть феодально-отсталой Российской империи авторитет на мировой арене. Эту важную реформу готовила создана заранее комиссия. В ее состав входили дворяне, среди которых были и украинцы. Позиция большинства украинских помещиков базировалась на сохранении в своих руках как можно большего количества земли. После детальной проработки всех предложений был предложен обобщающий документ – «Положение о крестьянах» и манифест от 19 февраля 1861 г., подготовленный российским императором Александром II.

Согласно основным положениям крестьянской реформы 1861 г., в государстве происходили следующие изменения: отменялась личная зависимость крестьянина от помещика; помещики не имели права распоряжаться крестьянами, как вещами; предоставлялось право по собственному желанию вступать в брак; право самостоятельно заключать договоры и торговые соглашения; право на свободную торговлю и заработки с помощью промыслов; право на переход в другие слои общества (мещане, купцы), право без разрешения владельца идти на службу или учебу; право покупать движимое и недвижимое имущество; право на свободное распоряжение своим нажитым имуществом и наследование его по законам.

Кроме «Общего положения», что определяло основные принципы крестьянской реформы для всей Российской империи, были разработаны местные «Положение». В этих документах определялся порядок освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделение землей. На территории Украины это положение касалось трех категорий крестьян: помещичьих, дворовых и государственных.

Помещичьи крестьяне получали свободу и могли наделяться землей. Размеры наделов и повинности определялись в грамотах, которые составлялись помещиками и подписывались крестьянами. При этом грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной. Получая полевой надел, крестьяне становились временно обязанными и должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину до выкупа надела. При этом за помещиком оставалось право отрезать у крестьян земельные участки, если у него в пользовании оставалась земля, в зависимости от района, меньше трети или половину. Вследствие этого, землепользование украинских крестьян уменьшилось.

Размер выкупных платежей рассчитывался с позиции экономической защиты помещиков. Такая схема давала помещикам возможность положить полученные средства в банк и ежегодно получать проценты в размере прибыли, получаемый от крестьян в дореформенный период. Для того, чтобы крестьяне могли выкупить наделы, государством вводились долгосрочные займы сроком на 49 лет. Кроме этого, на них возлагалась выплата процентов. Как следствие, крестьяне должны были внести выкупных платежей примерно в четыре раза больше – 503 млн. руб., От тогдашней рыночной стоимости земли – 128 млн. руб. К 1 января 1907 г., когда под натиском революции царизм вынужден был прекратить взимание выкупных платежей, крестьяне Украины уплатили 382 млн. руб.

Дворовые крестьяне и крепостные рабочие помещичьих предприятий, по реформе 1861, становились лично свободными, но первые должны были в течение двух лет служить своим владельцам или платить оброк, а вторые – переводились на оброк к переходу на выкуп, а на предприятиях могли работать по свободному найму. Но и дворовые и крепостные рабочие получали лишь те земли (усадьбы, покосы, полевые наделы), которыми пользовались до реформы. Большинство из них не имели полевых наделов, следовательно, были освобождены без земли и стали одним из источников пополнения рабочего класса.

Судьба государственных крестьян была решена царским законом об основах поземельного устройства от 24 ноября 1866 г. Все земли и угодья, которыми пользовались крестьяне, закреплялись за ними в бессрочное общинное или подворное пользование. За эти наделы крестьяне должны были вносить в казну ежегодно государственный оброчный налог. Сохранялась община, а где ее не было – вводилась круговая порука за уплату налогов. Крестьяне получали бессрочное право добровольного выкупа наделов. Условия реформы для государственных крестьян были благоприятными, поскольку они получили почти вдвое больше земельных наделов, чем крестьяне помещичьи, а выкупные платежи вносили меньше. Если средний надел помещичьих крестьян на душу составлял 2,8 дес., то у государственных крестьян – 4,9 дес.

Таким образом, крестьянская реформа 1861 г. хоть и не сделала крестьян полностью независимыми, однако предоставила им определенное количество прав, которых оно ранее не имело. В общем после реформы крестьяне стали лично свободными, но экономически продолжали зависеть от помещиков. Около 95% крестьян получили наделы меньше 5 десятин, а это было ниже нормы прожиточного минимума. Среди положительных моментов необходимо отметить освобождение крестьянства, установление точного размера повинностей в переходный период, запрет помещикам устанавливать дополнительные сборы, создание общероссийской системы крестьянского управления.

Финансовая, судебная, земская, образовательная и военная реформы.

Продолжением реформы 1861 г. стало преобразование административно-политического управления. С этой целью в 1862 г. была проведена финансовая реформа. Согласно ей, государство сосредоточило управление денежным хозяйством в руках министерства финансов. Для этого создавался единый государственный банк и упорядочивалась налоговая система.

Гораздо большее значение приобретала судебная реформа. Дореформенный суд, зависел от администрации, был ссословным (т.е. отдельный суд для дворян, отдельный – для горожан, отдельный – для крестьян) и негласным. Несмотря на это, в 1864 г. он стал отдельной ветвью власти. Отныне суды провозглашались независимыми от администрации:

• судью назначал суд и снять с должности мог также только суд

• вводился всесословный суд для всех слоев и общий порядок судопроизводства. Вводилась равная ответственность всех сословий перед законом (кроме духовенства и военных) и независимость суда от государственной администрации;

• судебные заседания становились гласными и открытыми, то есть на них могли присутствовать представители прессы и публика;

• утверждалась соревновательная система: обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат (присяжный поверенный);

• были созданы мировые суды, рассматривавшие дела, сумма ущерба от которых не превышала 500 руб., и общие суды, рассматривавшие более серьезные дела;

• устанавливалось несколько судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата;

• для рассмотрения особо важных дел создавались Верховный уголовный суд и суд присяжных.

Одним из последствий судебной реформы стала реформа цензуры 1865 г. Ее проведение было необходимо для контроля информационного пространства страны. Отныне власть должна была тщательно следить за настроениями общества и быть в курсе всех дел, иметь возможность определять характер предлагаемой обществу информации. С этой целью все цензурные учреждения подчинялись министерству внутренних дел, а не образования, как раньше.

Наладить работу местного самоуправления должна была помочь Земская реформа. После отмены крепостного права остро встал вопрос о дальнейшей жизни крестьян: их управления, внедрение законности и порядка в административной деятельности. Это стало причиной создания в 1864 г. выборных органов власти в масштабе губернии и уезда – земских учреждений. Земское самоуправление вводилось во всех украинских губерниях, кроме Правобережья. Вместо назначения «сверху» правительственных чиновников жители губерний и уездов отныне сами выбирали земскую власть. В состав «земской управы» входили представители помещиков, мещан и крестьян. Тот, кто не имел имущества, не мог войти в ее состав. Места в Земской управе распределялись пропорционально тому, сколько имущества имели представители каждого сословия. Поэтому состав управы выглядел так: помещики – 70%; мещане – 25%; крестьяне – 5%. Наблюдали за земствами губернатор и министр внутренних дел. Они могли прекратить действие любой постановления. Земства с момента их образования занимались развитием медицинского обслуживания (бесплатного), образованием, совершенствованием сельского хозяйства, культурой, дорогами и тому подобное.

Продолжением реформирования местного самоуправления стала городская реформа 1870 г. Главной ее задачей было введение самоуправления в городах (городские думы, городские управы). Выборы в советы проходили в трех куриях, на основе имущественного ценза, что придавало большое преимущество состоятельному мещанству. К компетенции городских советов входило благоустройство городов, торговля и промышленность, гигиена и др.

С 1864 г. все слои населения могли получать образование в учебных заведениях всех уровней. Это стало возможным благодаря образовательной реформе. Совершенствовались программы обучения, предоставлялась более широкая автономия университетам. Была создана система начальных школ всех форм собственности: платных; бесплатных.

Основные положения реформы:

• создавались классические (гуманитарные науки) и реальные (естественные науки) гимназии. Срок обучения – 7 лет. Туда принимали всех желающих, но плата за обучение была высокой. Отдельно функционировали мужские и женские гимназии. После классической гимназии можно было поступить в университет, а после реальной – в высшую техническую школу;

• право поступать в высшие учебные заведения имели лишь юноши;

• обучение велось на русском языке;

• при реформировании системы образования делался акцент на распространении письменности среди народа. Для этого создавалась популярная литература, издавались учебники для учебных заведений всех уровней, организовывались школы. В Украине появились новые школы, для взрослых – образовательные курсы, занятия на которых происходили еженедельно. Такие школы называли «воскресными».

Не обошла реформирования и военная сфера. Принимая во внимание недостатки армии, обнаруженные в Крымской войне 1853-1856 гг., власти провели ряд кардинальных изменений. Большое значение в этом имело введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Отныне все мужчины должны были проходить военную службу независимо от социально состояния. Срок службы сокращался с 25 до 6 лет и 7 лет на флоте. После этого солдаты находились 9 лет на учете в запасе. Для тех, кто имел образование, срок службы дополнительно сокращался (среднее образование – 3- 4 года, высшее – 6 месяцев). Кроме этого, были созданы юнкерские училища и военные гимназии. Численность армии уменьшилась с 1 млн. до 742 тыс. человек. Происходило ее техническое перевооружение: появились железнодорожные войска; создавались военные округа, в частности в Украине: Киевский, Одесский и Харьковский. Эта реформа укрепила армию, сделала ее более современной и обороноспособной.

Итак, реформы 60-70 гг. XIX в. имели большое значение для развития страны и нашего региона в частности. Предоставление свободы крестьянству, получение им права свободно судиться, получать образование, самостоятельно решать с помощью земств вопросы местного управления – способствовало созданию благоприятных условий для капиталистического развития, которое уже давно прошли западноевропейские государства. Государство смогло реально воспользоваться своим промышленным и научным потенциалом, начать переход от аграрного к индустриальному обществу.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 467.