Характеристика информации как продукта и предмета труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблеме определения роли, места и специфики информа­ции как экономического ресурса уделяется много внимания в научных разработках последнего времени.

По мере своего развития экономика информационного об­щества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, которые являются необходимым усло­вием эффективного использования остальных ресурсов. Струк­тура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все более и более индивидуализируют­ся. Совокупное предложение сдвигается в сторону увеличения информационных товаров и услуг.

Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная, или первичная, ин­формация. Именно на ее основе создается информационный продукт, нужный для пользователя.

Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различ­ных видов информационных технологий. Информация собира­ется, подвергается контролю, преобразуется, если это необхо­димо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математичес­кой обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользо­вателю в требуемой форме. Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, орга­низациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

· в процессе производства информации не создается веще­ственных продуктов;

· информация может фиксироваться на определенном ве­щественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;

· имеется возможность как однократного, так и многократ­ного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании инфор­мации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;

· при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с применением этой ин­формации, а при многократном использовании информации ее стоимость переносится на готовый продукт частями;

· потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительная сто­имость, могут изменяться во времени;

· в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от техни­ческих средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивает­ся, и, следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;

· производство информации однородно по всем сферам уп­равления.

Влияние некоторых характеристик информации на величи­ну затрат, связанную с получением информации, а также на ее ценность отражено в табл. 1.1. Здесь использован подход к эко­номической оценке информации, проведенной на основе ана­лиза отношения затраты/эффективность.

В практике обработки данных приняты следующие единицы измерения:

• машинописная страница (лист) — стандартного размера лист объемом 1,8 тыс. печ. зн.;

• печатный лист — типографский термин для измерения объема печатных полиграфических изданий, соответствует 24— 25 машинописным листам или примерно 40 000 печ. зн.;

• документострока — выделяется в документации, подлежа­щей обработке;

• знак — любой применяемый для отображения информа­ции значок, имеющий отображение на бумаге или на экране, используемый в качестве универсального измерителя объема данных при их подготовке к обработке;

• символ — включает в себя кроме знаков, имеющих отобра­жение в виде значка, также (невидимые) специальные символы (конец строки/возврат каретки, начало текста, конец текста);

• байт — компьютерный эквивалент знака и символа (ком­бинация из восьми бит);

• бит — один двоичный разряд.

Таблица 1. 1 Влияние некоторых характеристик информации на величину затрат,
связанную с получением информации.

Характеристики информации Влияние на затраты, связанные с получением информации Влияние на ценность информации
1. Характеристики формы Общее количество информации.   Доступность.     Гибкость.   Затраты на сбор, восста­новление, ввод в па­мять непрерывно             сни­жаются.   Затраты на кодирование находятся в асимптоти­ческой зависимости от степени доступности.     Модульная концепция информации все меньше противоречит экономич­ному достижению этой характеристики.   Рост количества ин­формации вызывает увеличение ее         потенци­альной полезности.   Экономический оптимум находят между затратами на легкий доступ и вызываемыми такой легкостью субъективными изъянами.   Решающее и часто главное условие.
2. Характеристики сроков Скорость сбора данных.     Скорость операции запрос/ответ.   Затраты на сбор данных в реальном масштабе времени постепенно сближаются с затратами на сбор данных со сдвигом времени.   Экономические показа­тели улучшаются.   Менее полезна, чем можно было ожидать.   Чрезвычайно полезна.
3. Характеристики места Условия доступа.   Свобода доступа (с юридической точки зрения).   Прогресс дистанционной обработки, но затраты на нее высоки и снижаются мало.   Не влияет на затраты.   Играют, бесспорно, оп­ределяющую роль.     Имеет косвенное зна­чение.

Окончание таблицы 1.1.

4. Характеристики содержимого Выборочное содер­жимое.     Структурное содер­жимое (категории).   Метрическое со­держимое (точность).   Не связано со значи­тельными затратами.   Вероятно, сопряжено с трудностями и еще долго будет обходиться дорого.   Обходится все дороже и дороже.   Не играет такой ре­шающей роли, как принято считать.   Очень важно.     Не столь полезно, как принято считать.

Эти единицы измерения лежат в основе определения объе­мов информационно-вычислительных услуг, предоставляемых пользователям. В процессе преобразования нашей экономики очень важны вопросы юридического характера по информаци­онным правоотношениям.   С одной стороны, согласно приня­той в Российской Федерации Декларации прав и свобод чело­века и гражданина, «каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию».            С другой стороны, ограничения этого права устанавливаются законом в целях ох­раны личной, профессиональной, коммерческой и государствен­ной информации.

На рис. 1.2 представлены элементы информационных пра­воотношений, где перечислены основные права, обязанности, ограничения прав на информацию и ответственность пользова­теля.

Элементы информационных правоотношений
Права · на информацию и информационные услуги; · авторства на информационные технологии и их элементы; · собственности на информацию и информационные технологии; на защиту интересов физических, юридических лиц в области информатизации и информации; защиту прав граждан в условиях информатизации; · на информационную безопасность.
Ограничение прав · собственности на информацию; · на доступ и распространение информации; · личных прав в связи с защитой государственной тайны; · на личную тайну по условиям правоохранительной деятельности; · на деятельность в области информационного обслуживания.
Обязанности · по формированию информационных ресурсов; · по обеспечению информационными ресурсами (предоставлению услуг); · по созданию условий для развития информатизации; · по защите информации, прав физических и юридических лиц, государства; · по использованию информации в соответствии с законодательством.
Ответственность · за нарушение в работе с информацией; · за нарушение прав и свобод граждан, прав юридических лиц; · за создание недоброкачественной продукции; · за нарушение обязательств в отношении субъектов по поводу информации и информационных технологий.

Рис. 1. 2 Классификация элементов правоотношений в информационной сфере.

Законодательство РФ устанавливает правовой режим фор­мирования и использования информационных ресурсов. По воз­можностям защиты имущественных прав они приравнены к дру­гим, в том числе материальным ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информаци­онные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

Классификация информационных ресурсов по признаку соб­ственности, по доступу информации и ее использованию (рис. 1.3) проведена с учетом требований и в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».

Порядок формирования информационных ресурсов и дос­тупа к ним должен определяться их собственником или другим законным владельцем. В то же время определенные массивы информации, необходимые для обеспечения деятельности государства и общества, могут в установленном законом порядке изыматься из товарного обращения, что предусмотрено соответствующим законом РФ.

Рис. 1.3 Классификация информационных ресурсов.

Информационные ресурсы могут быть государственными и, как элемент состава имущества, находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Соб­ственниками и владельцами информационных ресурсов на тер­ритории государства могут являться Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, а также иностранных государств и лица без гражданства.

При создании единого информационного пространства РФ необходимо придерживаться государственных стандартов и клас­сификаторов, использовать Единый государственный регистр предприятий и организаций.

В рамках единого информационного пространства в приори­тетном порядке необходимо формировать и вести государствен­ный информационный регистр организаций—держателей госу­дарственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов (по видам информационной продукции и услуг).

Это может быть обеспечено путем создания:

• регионального центра для накопления сведений о госу­дарственных информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для сертификации информацион­ных систем и сетей, баз и банков данных;

• региональных и межрегиональных государственных ком­мерческих организаций для справочно-информационного об­служивания юридических и физических лиц.

Особое место в развитии информационных ресурсов и ин­формационных систем занимают создание развитой системы информационной поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления и создание единой системы норма­тивно-правовых баз данных в составе информационно-правового пространства России.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.