Теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга в качестве индикатора национальной безопасности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реферат

 

Курсовая работа состоит из 44 страниц, 28 использованных источника, 6 таблиц, 6 рисунка.

Государственный долг, государство, экономика, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, совокупный национальный долг

Основной целью является исследование современной системы, обеспечения экономической безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз экономической безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

исследовать теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга как индикатора экономической безопасности государства.

проанализировать совокупность национального долга (СНД) России с позиции индикаторов экономической безопасности.

Предметом исследования работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает государственный долг.

Методологическая основа исследования представляет собой совокупность общенаучных и специальных методов познания. Наряду с общенаучными методами (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации), использовались также частные методы (системно – структурный, формально – логический, сравнительно – правовой). Применение названных и некоторых других методов позволило исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязях, в ее целостности и всесторонности.


Содержание:

 

Введение. 3

1.Теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга в качестве индикатора национальной безопасности. 6

1.1 Новая парадигма бюджетной политики, ориентированная на обеспечение национальной безопасности. 6

1.2 Государственный долг как особый индикатор экономической  безопасности 12

1.3 Меры государственной политики по снижению долгового бремени, зарубежный опыт. 17

2.Диагностика уровня экономической безопасности РФ с позиции совокупного национального долга. 26

2.1 Динамика государственного долга и его масштабов. 26

2.2 Определение рискобразующих факторов, обуславливающих совокупный национальный долг РФ.. 30

2.3 Оценка остроты кризисной ситуации в сфере государственного долга. 35

Заключение. 40

Список использованных источников. 42

 

 




Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю - общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты). Иными словами можно сказать, что государственный долг - это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.

Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит -- совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита:

· принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств.

· принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.

· принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

И последние и, пожалуй самое важное - большой внешний государственный долг может быть причиной угрозы экономической безопасности страны.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики формирования и развития системы экономической, и финансовой безопасности в разное время раскрывались в трудах российских учёных: Л.И. Абалкина, К.Л. Астапова, С.А Афонцева, П.Я. Бакланова, В.В. Бурцева, СЮ. Глазьева, АН. Илларионова, В.Г. Новикова, АА Прохожева, В.В. Рудько-Силиванова, В.К. Сенчагова и др.; проблемами управления государственным долгом- и денежно-кредитной политики занимались: К.Л. Астапов, Е.В. Балацкий, АП. Вавилов, АЛ. Ведев, Е.А. Звонова, АН. Илларионов, К.Г. Калинкин, Е.А. Ковалишин, А.Г. Саркисянц, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Б.А. Хейфец, Е.Г. Ясин и др.

Цели и задачи исследования. Основной целью является исследование современной системы, обеспечения экономической безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз экономической безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

исследовать теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга как индикатора экономической безопасности государства.

проанализировать совокупность национального долга (СНД) России с позиции индикаторов экономической безопасности.

Предметом исследования работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает государственный долг.

Методологическая основа исследования представляет собой совокупность общенаучных и специальных методов познания. Наряду с общенаучными методами (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации), использовались также частные методы (системно – структурный, формально – логический, сравнительно – правовой). Применение названных и некоторых других методов позволило исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязях, в ее целостности и всесторонности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Заключение

 

Под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

Внутренний государственный долг прошел 5 этапов развития, начиная с 1993 года и по сегодняшний день. Анализируя эти этапы, можно сделать вывод о том, что рано или поздно внутренние заимствования выходят за рамки возможностей государства. Примером этому служит дефолт в августе 1998 года.

Однако, по состоянию на 1 января 2017 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет 8003,46 млрд. руб., в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1903,11 млрд. руб.

Анализ динамики государственного внутреннего долга РФ за 2013 – 2017 гг. показал, что его объем вырос за это период на 2036,06 млрд. руб. или на 150,1%. Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода наблюдалось стремительное увеличение объема государственного внутреннего долга, которое связано с тем, что дефицит государственного бюджета покрывался в это период за счет внутренних ресурсов страны.

Анализ структура государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации за 2013 – 2017 гг. показал, что в состав государственного внутреннего долга включал в этот период обязательства по таким ценным бумагам, как облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации (ОВОЗ), облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС), государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), облигации федерального займа с индексированным номиналом (ОФЗ-ИН), облигации с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации федерального займа с постоянным доходом, фиксированный купон по которым выплачивается раз в год (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), бескупонные облигации федерального займа (БОФЗ). На протяжении всего анализируемого периода наибольший удельный вес в с структуре государственного внутреннего долга занимали обязательства по ОФЗ-ПД, их доля варьировалась от 55,31% в 2013 г. до 50,02% в 2017г.

Не смотря на довольно быстрый рост государственных внутренних заимствований, величина государственного внутреннего долга находится на приемлемом уровне. Одной из задач государства является оптимизация структуры государственного внутреннего долга к 2036 году, так как рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту и обеспечивать снижение уровня инфляции, а также защиту государственных финансов от воздействия внешних шоков; расширение ресурсной базы банковской системы страны, увеличение возможности привлечения финансовых средств с внутреннего рынка страны и эффективное использование процентных ставок в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

 



Реферат

 

Курсовая работа состоит из 44 страниц, 28 использованных источника, 6 таблиц, 6 рисунка.

Государственный долг, государство, экономика, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, совокупный национальный долг

Основной целью является исследование современной системы, обеспечения экономической безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз экономической безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

исследовать теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга как индикатора экономической безопасности государства.

проанализировать совокупность национального долга (СНД) России с позиции индикаторов экономической безопасности.

Предметом исследования работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает государственный долг.

Методологическая основа исследования представляет собой совокупность общенаучных и специальных методов познания. Наряду с общенаучными методами (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации), использовались также частные методы (системно – структурный, формально – логический, сравнительно – правовой). Применение названных и некоторых других методов позволило исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязях, в ее целостности и всесторонности.


Содержание:

 

Введение. 3

1.Теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга в качестве индикатора национальной безопасности. 6

1.1 Новая парадигма бюджетной политики, ориентированная на обеспечение национальной безопасности. 6

1.2 Государственный долг как особый индикатор экономической  безопасности 12

1.3 Меры государственной политики по снижению долгового бремени, зарубежный опыт. 17

2.Диагностика уровня экономической безопасности РФ с позиции совокупного национального долга. 26

2.1 Динамика государственного долга и его масштабов. 26

2.2 Определение рискобразующих факторов, обуславливающих совокупный национальный долг РФ.. 30

2.3 Оценка остроты кризисной ситуации в сфере государственного долга. 35

Заключение. 40

Список использованных источников. 42

 

 




Введение

 

Актуальность темы курсовой работы. В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю - общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты). Иными словами можно сказать, что государственный долг - это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.

Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит -- совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита:

· принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств.

· принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.

· принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

И последние и, пожалуй самое важное - большой внешний государственный долг может быть причиной угрозы экономической безопасности страны.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики формирования и развития системы экономической, и финансовой безопасности в разное время раскрывались в трудах российских учёных: Л.И. Абалкина, К.Л. Астапова, С.А Афонцева, П.Я. Бакланова, В.В. Бурцева, СЮ. Глазьева, АН. Илларионова, В.Г. Новикова, АА Прохожева, В.В. Рудько-Силиванова, В.К. Сенчагова и др.; проблемами управления государственным долгом- и денежно-кредитной политики занимались: К.Л. Астапов, Е.В. Балацкий, АП. Вавилов, АЛ. Ведев, Е.А. Звонова, АН. Илларионов, К.Г. Калинкин, Е.А. Ковалишин, А.Г. Саркисянц, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Б.А. Хейфец, Е.Г. Ясин и др.

Цели и задачи исследования. Основной целью является исследование современной системы, обеспечения экономической безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз экономической безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

исследовать теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга как индикатора экономической безопасности государства.

проанализировать совокупность национального долга (СНД) России с позиции индикаторов экономической безопасности.

Предметом исследования работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает государственный долг.

Методологическая основа исследования представляет собой совокупность общенаучных и специальных методов познания. Наряду с общенаучными методами (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации), использовались также частные методы (системно – структурный, формально – логический, сравнительно – правовой). Применение названных и некоторых других методов позволило исследовать рассматриваемую проблему во взаимосвязях, в ее целостности и всесторонности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Теоретико-методологические аспекты исследования государственного долга в качестве индикатора национальной безопасности

Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.