Свойства мифологического сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мифологическое сознание – это вид мировоззрения, которое основывается, главным образом, на желании верить. Это один из самых древних типов восприятия мира, и примечательно то, что действительность до сих пор многими людьми воспринимается мифологично. Обычно, чем больше развита наука, тем более скептично отношение общества к мифам, однако сейчас популяризация научных знаний приводит к искажению достоверной информации, и возникают так называемые «научные мифы».

Рассматривая мифологическое сознание в различных отношениях, можно выделить его основные свойства:

* в отношении содержания миф – это мистическое сознание,

* в отношении способа выражения миф – это символическое сознание,

* в отношении способа связи представлений миф – это пра-логическое сознание,

* в отношении субъекта миф – это коллективное сознание.

Для мистического сознания любой объект – будь то неживой предмет либо живое существо – представляется неразложимым целым, однако в этом едином объекте различаются чувственная и «иная» стороны. Для этой «иной» стороны у нас нет других терминов, кроме как сверхъестественный, трансцендентный, мистический. На первый взгляд понятнее было бы назвать эту сторону сверхчувственной, однако под сверхчувственным чаще всего понимают умопостигаемое, тогда как мистическое – это не только сверхчувственное, но и сверхразумное. «…В самом узком смысле термин мистический подходит к вере в силы, влияния, действия, неприметные, неощутимые для чувств, но тем не менее реальные». (Очевидно, что мистические свойства объектов важнее чувственных.) «Собственно физическое действие не мыслится без мистического. Или, вернее, нет физического действия в собственном смысле слова: для первобытного человека существуют только мистические действия»28. Чувственное восприятие объекта и представление о его мистической силе едины, видимые существа неотрывны от существ невидимых. Мир (природа, в которую включены и люди) предстает подвижной системой мистических взаимодействий.

Несомненно, здесь проявляется особая интуиция, благодаря которой мир дан человеку в особенном свете. Подобное восприятие действительности, конечно же, не является врожденным свойством сознания первобытного человека. Оно обеспечивается благодаря определяющему воздействию коллективного сознания на сознание индивидуальное. Именно коллективное сознание «диктует» человеку некоторый изначальный способ восприятия объектов – предассоциацию.«Предассоциации, которые имеют не меньше силы, чем наша потребность связывать всякое явление его причинами, устанавливают для первобытного мышления, не оставляя места для колебаний, непосредственный переход от данного чувственного восприятия к данной невидимой силе»29. «Чувственный» мир и мир «иной» представляются первобытному человеку изначально нерасчлененной целостностью.

По-другому «видит» мир современное сознание. «Суеверный, а часто также и религиозный человек нашего общества верит в две системы, в два мира реальностей: один – видимый, осязаемый, подчиненный неизбежным законам движения, другой – невидимый, неосязаемый, «духовный». Последний образует как бы мистическую сферу, которая окружает мир физический. Для первобытного мышления не существует двух таких миров, соприкасающихся друг с другом, отличных, но вместе с тем связанных, более или менее проникающих друг в друга. Для первобытного мышления существует только один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие, следовательно, мистично и всякое восприятие»30.

Мистичность мифологического сознания проявляется многообразно. Так, уже говорилось о всеобщей персонификации в мифе, когда все то, что действует в мифе, и все те, кто действуют в мифе, наделяются личностными свойствами, которые радикально отличаются от «физических», телесных («чувственных») свойств и имеют, по сути, сверхъестественный характер. В ряде случаев вместо персонификации в качестве фундаментального свойства мифа называют анимизм. Не касаясь подробностей такой дискуссии, заметим лишь, что персонификация и анимизм принципиального не различаются в отношении мистичности сознания. Несколько по-иному выражаются мистические свойства изображений, имен, сновидений – они характеризуют уже не объекты как таковые, а особенности их связи.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 664.