Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации де­нежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Нацио­нальном банке Республики Беларусь» и последующими зако­нодательными актами, определившими ее правовые основы.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Рес­публики Беларусь в стране сформирована двухуровневая бан­ковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские фи­нансовые организации (второй уровень).

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Возможны различные классификации кредита:

- по субъектам кредитора и заёмщика, которыми могут являться государство, предприятия, финансово- промышленные группы, домашние хозяйства, банки, страховые компании, различного рода фонды и т.д.

- по способу кредитования кредит может принимать натуральную форму, т.е. выступать в форме инвестиционных или потребительских товаров, сырья, других ресурсов, предметов производственного потребления. Кредит может принимать также денежную форму, выступая в качестве покупательных средств, денежного капитала, акций, векселей, облигаций и других долговых обязательств.

- по сроку кредитования кредит выступает как краткосрочный (до 1 года), среднесрочный ( от 2 до 5 лет), долгосрочный (от 6 до 10 лет), долгосрочный специальный (от 20 до 40 лет).

- по характеру кредитного пространства кредит может быть межгосударственный, государственный, коммерческий, банковский, потребительский.

Классификацию кредитов можно представить следующим образом (Табл.1):

Таблица 1.Классификация кредита

Форма Субъекты кредита Объект кредита Целевые установки
Коммерческий Предприятия (фирмы) Товарный капитал Облегчение платежей, отсрочка платежей между
Банковский Банки, специализированные кредитные учреждения, фирмы, государство, домашние хозяйства Денежный капитал Предоставление ссуды капитала или ссуды денег
Потребительский Фирмы, домашние хозяйства Товары длительного пользования Облегчение системы оплаты за товары пуцтем отсрочки платежа
Ипотечный Фирмы, банки, домашние хозяйства Долгосрочные ссуды под залог недвижимости Инвестиции в сельское хозяйство и жилищное строительство
Государственный Субъекты государственной власти, фирмы, домашние хозяйства Кредиты на финансирование бюджетного дефицита, на жилищное строительство, развитие инфраструктуры Использование системы внутренних займов для решения бюджетных проблем, а также для межрегионального экономического выравнивания
Международный Государство, ТНБ, ТНК, МВФ Международные коммерческие и банковские кредиты Реализация международных предпринимательских и банковских программ, международная кредитная помощь

По сроку кредитования различают следующие виды кредита: краткосрочный кредит, при котором ссуда выдается на срок до одного года; среднесрочный со сроком от двух до пяти лет; долгосрочный - от шести до десяти лет; долгосрочный специальный - от двадцати до сорока лет.

В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.

Лизинг- это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.

Факторинг- это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому предприятие продало товар или оказало услугу.

Форфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1-5 лет.

Траст - это операции по управлению капиталом клиентов.

Ссудный процент - плата за полученную ссуду. Норма процента рассчитывается как отношение суммы процента к величине ссудного капитала.

Кредитная система с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно - финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

В современной кредитной системе выделяют три основных звена: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно - финансовые институты.

Ядро кредитной инфраструктуры составляет банковская система. Банковская система - совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи между собой. Банковская система имеет два уровня. На первом уровне находится центральный (эмиссионный) банк. На втором уровне расположены коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.) банки.

Банковская система выполняет следующие основные функции:

1. аккумулирование временно свободных средств;

 

2. предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;

 

3. создание кредитных денег;

 

4. кредитное регулирование;

 

5. денежная эмиссия;

 

6. эмитирование (выпуск) ценных бумаг.

 

Теория монетаризма

 

Проблемы в развитии мировой экономики вызвали не только пересмотр кейнсианских идей, но и возрождение неоклассической концепции, в которой содержится обоснование необходимости ограничения роли государства в экономике, сведение ее к минимуму. В современной неоклассической теории выделяют три основных направления: монетаризм, новая классическая макроэкономика (теория рациональных ожиданий), экономика предложения.

Термин «монетаризм» введен Карлом Бруннером в 1968 г. и может иметь два значения:

1) это теория о ведущей роли денег и денежно-кредитного механизма в современном рыночном хозяйстве, что и определяет название концепции, а также особый подход к проблемам воспроизводства, социальной политики, международных экономических отношений и борьбы с преступностью;

2) это политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении и процентных ставок для обеспечения экономического роста экономической и социальной стабильности.

Монетаризм сформировался в 1950-70 е годы. Главой школы монетаризма считается американский экономист Милтон Фридмен, основатель Чикагской школы неоклассического возрождения. К представителям монетаризма также относятся К. Брукнер, А. Шварц, Р. Селден, Ф. Кейген. М. Фридман в послевоенные годы участвовал как советник в реализации плана Маршалла – программы экономического возрождения стран Западной Европы, в 1980-е годы был экономическим советником Р. Рейгана, участвовал в разработке программы либерального реформирования Израиля, Чили. Его основные работы «Капитализм и свобода» (1962), «Монетарная история Соединенных штатов» (1963 г. в соавторстве со Шварцем), сборник статей «Оптимальное количество денег и другие очерки» (1969 г), «Хозяева свой судьбы» (1980, в соавторстве с Р. Фридмен), «Тирания статус-кво» (1984, в соавторстве с Р. Фридмен).

Под влиянием популярности идей монетаристов стали быстро развиваться и иные неоклассические теории, такие как «экономика предложения», теория рациональных ожиданий.

Распространение монетаризма пришлось на 1970-е годы, когда экономика Запада переживала новое для себя явление, получившее название стагфляции – это одновременный рост уровня цен и уровня безработицы. Неоклассики считают, что кризис 1973-75 гг. показал ошибочность идей кейнсианства. Распад социалистического лагеря способствовал распространению монетаризма. Западные эксперты, придерживающиеся монетаризма, и их последователи оказали существенное влияние на рыночные реформы в восточно-европейских и постсоветских государствах. Однако низкая результативность этих рекомендаций вызвала в 1990-е годы серьезные сомнения в их универсальности, что способствовало снижению авторитета экономикса.

В отличие от неоклассиков конца XIX- начала XX века монетаристы рассматривают не микро-, а макроэкономические проблемы. Монетаристы исходят из того, что рыночная экономика способна к эффективному саморегулированию, поэтому необходимо ограничить государственное вмешательство в экономику, в частности, уменьшить долю ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Роль государства – это роль судьи в спортивном состязании. Ограниченность государственного вмешательства неоклассики связывают с тем, что

- правительство блокирует работу рыночных регуляторов вместо того, чтобы дополнять их;

- государство способно создавать дополнительный спрос, но не может увеличить товарное предложение, поскольку государственные услуги – это прямой вычет из ВВП;

- правительство по политическим причинам ориентировано на краткосрочную перспективу (правительству нужно как можно быстрее успокоить граждан) в отличие от рыночного механизма, который срабатывает не сразу, но дает более устойчивые результаты.

По мнению монетаристов, экономическая теория должна представлять собой не только академическую науку, но и определенную идеологию, т.е целостной системы ценностей и нормативных принципов жизни общества. По мнению М. Фридмана, главная ценность экономической деятельности, это свобода, когда на выбор человека не действуют ограничения со стороны других людей. В частности Фридман пришел к выводу, что политика правительства по борьбе с потреблением наркотиков нарушает свободу граждан, поскольку любой из них должен иметь право добровольно выбирать между здоровым образом жизни и фактическим самоубийством, вызванным потреблением наркотиков. Справедливое равенство по Фридману– это равенство не результатов, а возможностей, когда каждый в принципе должен иметь если не равные, то, по крайней мере, близкие возможности строить свою жизненную карьеру.

В основе монетаризма лежит количественная теория денег, которая в классическом виде сформулирована И. Фишером в 1912 г.: MV=PQ

Представители кембриджской неоклассической школы записали уравнение следующим образом: М=kPQ,

где k =1/V– часть произведенного продукта, который люди стремятся хранить в ликвидной форме.

Правая часть представленных уравнений характеризует спрос на деньги, левая – предложение денег.

Монетаристы считают, что предложение денег автономно, поэтому действия правительства по продаже облигаций и дополнительной эмиссии вызывают экономические шоки. Фридман ввел понятия денежных агрегатов М1, М2, М3. Монетаристская теория – это в первую очередь теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги у Фридмана имеет вид

MD=f (Y,X),

MD – спрос на деньги, Y – национальный доход, X- прочие факторы, в т.ч. степень доходности разных видов богатства, цели, ожидания и предпочтения собственников богатства. Поскольку эти факторы в краткосрочном периоде достаточно стабильны, то единственной причиной инфляции является чрезмерное предложение денег государством. По мнению Фридмена нестабильность денежной системы порождается некомпетентным кредитно-денежным регулированием, а вовсе не внутренней неустойчивостью системы, как считал Дж. М. Кейнс. Фридман выявил на данных Великой депрессии 1929-1933 гг. прямую зависимость между изменением денежной массы и изменением ВВП (временной лаг составляет 6-9 месяцев). Согласно правилу монетаристов денежное предложение должно расширяться в темпе, совпадающим с ежегодным темпом потенциального роста ВВП, т.е. устойчиво возрастать на 3-5% в год.

Монетаристы обосновали новый подход к анализу взаимосвязи между инфляцией и безработицей. Последователи кейнсианской теории считали, что между среднегодовыми темпами инфляции уровнем безработицы существует обратная зависимость, которая выражается кривой Филлипса. Она была выведена английским экономистом А. Филлипсом на основе анализа экономической статистики Великобритании за 1891-1957 годы. Однако оказалось, что эта кривая подходит только для краткосрочных периодов времени.

Для объяснения стагфляции Фридман выдвинул концепцию естественного уровня безработицы, согласно которой любые попытки правительства снизить естественный уровень безработицы ведут только к повышению уровня безработицы, поэтому кривая Филлипса имеет вид вертикальной прямой. Таким образом, монетаристы отвергли толкование инфляции как платы за занятость.

Монетаристы считают, что проблему бедности следует решать, сократив до минимума государственное вмешательство, предоставить бедным дополнительный доход, чтобы они сами решали свои проблемы, поскольку финансирование жилищного строительства, выплата дотаций на продовольствие и т.п. не достигают цели, бюрократическая система раздает эти льготы вовсе не бедным, а представителям среднего класса. Даже если дотации попадают в руки нуждающихся, они лишают бедняков стимулов к экономической активности. Фридмен предлагал заменить бесплатное школьное образование ваучерной системой: родители получают от правительства специальные чеки и отдают их в те школы, которые им больше нравятся. Вместо государственной пенсионной системы предлагается создавать коммерческие пенсионные фонды: если государственной пенсией можно пользоваться только лично, то вклады в пенсионных фондах можно завещать, капитализировать и т.д. В частности, такая система была создана при Пиночете в Чили. Фридмен выступал за введение регрессивного налога. Однако те, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума, должны освобождаться от уплаты налогов и получать пособия.

Монетаризм как экономическая политика реализовывался М. Тэтчер и р. Рейганом.

В Великобритании в 1980-е годы развернулась политика тэтчеризма, в рамках которой была принята среднесрочная финансовая политика жесткого контроля за денежным предложением. Бюджетный дефицит за счет роста налоговых поступлений и распродажи государственных активов за 1980-1986 гг. снизился с 35% до 1% ВВП. В рамках среднесрочной финансовой политики проводилась новая политика заработной платы: ограничивалась деятельность профсоюзов, рост заработной платы в государственных предприятиях, снижены налоги на корпорации и на личные доходы, реализованы мероприятия по поддержке малого бизнеса, налажено переобучение рабочей силы. Удалось добиться снижения инфляции с 18 до 8% в год за период 1980-1988 гг. Однако одновременно существенно выросла безработица.

В США в рамках рейганомики в 1980-984 гг. были снижены налоги в надежде на рост налоговых поступлений. Однако надежды не оправдались: дефицит бюджета вырос в 4 раза. Однако снижение налогов стимулировало рост эффективного спроса и вывело американскую экономику из состояния застоя. Поэтому существует мнение, что администрация Р. Рейгана добилась успеха, реализуя ультра-кейнсианскую политику.

В 1992 г. неоклассические идеи пользовались большой популярностью в России, в том числе у правительства Е. Гайдара. Следование этим идеям проявилось в масштабной приватизации, гашении инфляции любой ценой вплоть до прекращения выплаты заработной платы. В результате произошел резкий спад производства и обострились все социальные проблемы. Вместо капитализма сложилась криминально-олигархическая система.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.