Федеральные меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей с признаками РАС и с РАС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1. Меры социальной поддержки в сфере социального обслуживания
и пенсионного обеспечения

v Социальная пенсия ребенку-инвалиду

Детям-инвалидам государство ежемесячно выплачивает социальную пенсию.

Социальная пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором родитель ребенка или его законный представитель (усыновитель, опекун, попечитель) обратились за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого ребенку установлена инвалидность.

Для установления пенсии необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства законного представителя (родителя или усыновителя, опекуна или попечителя) либо по месту жительства ребенка. Если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии также может быть подано:

1. Через многофункциональные центры (МФЦ) по месту жительства.

2. В форме электронного документа с использованием системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или через «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте Пенсионного фонда.

Документы, необходимые для установления социальной пенсии:

ü паспорт родителя (законного представителя), документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (для опекуна);

ü свидетельство о рождении ребенка;

ü выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, который находится в распоряжении пенсионных органов;

ü свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (выдается ОУФМС);

ü документ о регистрации ребенка в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

 

 

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг       

Дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Для того чтобы она была назначена, необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства, либо через МФЦ, либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг с соответствующим заявлением.

С оформлением ЕДВ все дети-инвалиды приобретают право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. При этом родители ребенка могут выбрать, получать социальные услуги в натуральной форме или их денежный эквивалент.

В состав предоставляемого набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: лекарственные препараты, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Право на бесплатные социальные услуги подтверждается справкой территориального органа Пенсионного фонда России, которая затем предъявляется в билетную кассу для получения бесплатного билета, в поликлинику для выписки рецепта, в учреждение социальной защиты для постановки на учет в качестве нуждающегося в санаторно-курортном лечении.

Исходя из того, что выгоднее ребенку, вы принимаете решение, в каком виде вам удобно получать социальные услуги - в натуральной форме или в денежном эквиваленте.

Для получения социальных услуг в денежном эквиваленте вы должны обратиться в Пенсионный фонд либо через МФЦ по месту получения ЕДВ с соответствующим заявлением. Заявление подается до 1 октября текущего года и начинает действовать с 1 января следующего года.

Заявление о сделанном вами выборе достаточно подать один раз. После этого нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление будет действовать, пока гражданин не изменит свой выбор. Только в этом случае вновь необходимо до 1 октября обратиться в Пенсионный фонд с заявлением.

Вы можете отказаться от получения набора социальных услуг полностью, от получения одной из социальных услуг или от получения двух любых социальных услуг. Набор социальных услуг является частью ЕДВ, поэтому выплата начисляется с учетом решения об отказе от получения набора социальных услуг. Другими словами, при получении набора социальных услуг в натуральной форме его стоимость не включается в сумму ЕДВ. Если гражданин отказывается от получения набора социальных услуг (одной или нескольких) в пользу денежного эквивалента, их стоимость включается в сумму ЕДВ.

Размер ЕДВ на 01.02.2018 – 1 582,6 рублей (челябинский коэффициент).

Стоимость набора социальных с 1 февраля 2018 года – 1 075 рублей 19 копеек в месяц.

Набор социальных услуг включает в себя:

- обеспечение, в соответствии со стандартами медицинской помощи, необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов - 828 рублей 14 копеек.

- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - 128 рублей 11 копеек.

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 118 рублей 94 копейки.

Размер ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг индексируется один раз в год.

Пенсии и выплаты родителям ребенка-инвалида

 

Если состояние ребенка настолько тяжелое, что вы вынуждены постоянно находиться с ним рядом и не можете работать, то государством по вашему заявлению будет установлена ежемесячная выплата. На 1 января 2016 года выплата устанавливается:

ü родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере      5 500 рублей (с учетом районного коэффициента в Челябинской области 1,15 – 6 325 рублей);

ü другим лицам в размере 1 200 рублей (с учетом районного коэффициента в Челябинской области 1,15 – 1 380 рублей).

Документы, необходимые для назначения ежемесячной выплаты:

ü заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

ü заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет о согласии на осуществление ухода конкретным лицом. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

ü документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка (при ее наличии) лица, осуществляющего уход;

ü В случае осуществления ухода в свободное от учебы время учащимся, достигшим возраста 14 лет, представляется:
разрешение (согласие) одного из родителей и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (учащимся, достигшим возраста 15 лет, такое разрешение (согласие) не требуется);
справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;

ü документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем).

Один из родителей может досрочно выйти на страховую пенсию по старости. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

ü воспитание ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет;

ü достижение возраста мужчинами - 55 лет, женщинами - 50 лет;

ü наличие страхового стажа соответственно не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин;

ü наличие минимальной величины индивидуального коэффициента, которая ежегодно увеличивается до достижения 30 лет.

В случае если вы являетесь опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если имеется:

ü страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчины и женщины;

ü минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента.

При наличии в семье двух и более детей-инвалидов право на досрочную страховую пенсию по старости будут иметь оба родителя: отцу ребенка пенсия может быть назначена за одного ребенка, а матери - за другого.

Социальное такси

Для проезда к объектам социальной инфраструктуры города Челябинска семьи, воспитывающие детей-инвалидов с ограниченными возможностями в передвижении вследствие заболевания опорно-двигательного аппарата, могут воспользоваться услугами бесплатного социального такси.

Заказ социального такси производится за 2 суток до предполагаемой поездки. Подробные сведения об условиях предоставления услуги можно узнать на сайте Комитета социальной политики города Челябинска. Телефоны, по которым можно сделать заказ, вы найдете в справочнике «особого» родителя.

Услуга «Социальное такси» доступна для жителей некоторых городов и районов Челябинской области. На 1 января 2016 года такие службы организованы в территориях: Магнитогорск, Кыштым, Миасс, Трехгорный, Усть-Катав, Куса, Сатка, Копейск, Еманжелинск, Чесма.

Клиенты службы «Социальное такси» имеют право на 72 поездки в год, одного сопровождающего во время поездки, перевозку с собой необходимых средств реабилитации (кресло-коляска, костыли и др.).

Уточнить информацию о наличии услуги в вашем районе можно в Управлении социальной защиты населения по месту жительства.

Материнский капитал на нужды ребенка-инвалида

 

С 2016 года средства материнского капитала можно использовать по новому направлению:

ü на товары и услуги;

ü на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Направить средства материнского капитала на ребенка-инвалида можно в любое время, не дожидаясь трехлетия ребенка.

Шаг 1. Родители должны обратиться в медицинскую организацию для заполнения направления на МСЭ.

Шаг 2. Затем необходимо обратиться в орган МСЭ с заявлением о внесении в ИПРА показаний для обеспечения конкретным товаром или услугой за счет средств материнского капитала.

Шаг 3. После того как орган МСЭ рассмотрит заявление, проведет освидетельствование и дополнит ИПРА сведениями о рекомендации приобретения данного товара или услуги, семья может их приобретать.

Сохраняйте все сопутствующие платежные документы - договоры купли-продажи, об оказании услуг, товарные чеки и т. д.

ИПРА с внесенными в нее изменениями должна быть действительна на день их приобретения.

Шаг 4. Если приобретен товар, а не услуга, родителям необходимо обратиться в орган соцзащиты для подтверждения наличия приобретенного товара (составляется соответствующий акт, один экземпляр которого остается семье для представления в Пенсионный фонд).

Шаг 5. После этого родители обращаются в орган Пенсионного фонда по месту жительства (можно через МФЦ) за компенсацией расходов на приобретенные товары или услуги со всеми необходимыми документами.

Гражданам, решившим использовать сертификат материнского капитала с 1 февраля 2018 года для детей-инвалидов, следует учесть, что:

- деньги перечисляются на счет заявителя только в качестве компенсации за уже сделанные покупки;

- необходимые товары и мероприятия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка (ИПРА);

- деньги нельзя потратить на лечение ребенка, реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации (ТСР), которые предоставляются государством бесплатно по федеральному перечню;

- перед обращением в Пенсионный фонд необходимо получить акт проверки наличия приобретенного товара или услуги в органах социального обслуживания населения по месту жительства;

- подать заявление о распоряжении по этому направлению можно в любой момент после рождения или усыновления второго ребенка или последующих детей, дожидаться 3-х лет не нужно.

В 2018 году Правительством были внесены изменения в правила признания лица инвалидом, согласно которым установлен новый порядок замены ИПРА для детей-инвалидов в случае необходимости включения в нее рекомендаций о товарах и услугах, на приобретение которых направляются средства материнского капитала.

Теперь рекомендации по приобретению и использованию необходимых товаров возможно добавить без повторного прохождения МСЭ. Все изменения в индивидуальную программу реабилитации теперь можно вносить по предоставлению справки от медицинской организации.

Средства материнского капитала нельзя направить на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, ТСР и услуги, которые должны предоставляться ребенку-инвалиду за счет государства.

3.2. Меры социальной поддержки в сфере образования детей с признаками РАС и с РАС

 

В Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра выделены следующие специфические образовательные потребности детей с аутизмом (2010г.):

ü в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

ü в период индивидуальной подготовки к школьному обучению;

ü в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;

ü в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

ü в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка, дозированное введение в его жизнь новизны;

ü в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем;

ü в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

ü в организации обучения с учетом специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме;

ü в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

ü во введении специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;

ü в индивидуализации программы обучения, в том числе для использования в социальном развитии ребенка существующих у него избирательных способностей; в оценке достижений ребенка с учетом специфики шкалы простого и сложного при аутизме;

ü в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

ü в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательного учреждения;

ü в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательного учреждения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводятся понятия:

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа - для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Ч. 3 ст. 55 ФЗ: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В ст. 16, 17 ФЗ указаны такие формы получения образования, как семейное образование и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. НТ - 1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» дается разъяснение в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме.

Ст. 44, 45. Родители (законные представители) имеют право:

1. До завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости) выбирать: формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, семейное); формы обучения (в школе, на дому, инклюзивное, индивидуальное, дистанционное); организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык, языки образования; факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (из перечня, предлагаемого школой).

2. Предоставлять ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.

3. Знакомиться с уставом школы; лицензией на осуществление образовательной деятельности; свидетельством о государственной аккредитации; учебно-программной документацией и другими документами.

Родители (законные представители) обязаны:

1. Обеспечивать получение детьми общего образования (согласно закону общее образование является обязательным по достижении ребенком 18 лет).

2. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы для обучающихся; требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; иные права и обязанности родителей (законных представителей), установленные законодательством РФ, договором об образовании (при его наличии).

3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приложение 8) определены требования к структуре четырех АООП НОО (адаптированных образовательных программ начального общего образования) для обучающихся с РАС: 8.1 (А), 8.2 (В), 8.3 (С) и 8.4 (D). Варианты могут реализовываться в разных формах: обучающиеся с РАС могут получать образование как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Родители обучающегося с РАС, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме согласие обучать своего ребенка совместно со сверстниками без ограничений возможностей здоровья, а также готовность активно участвовать в образовательном процессе под руководством и в содружестве со специалистами.

Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. Срок получения образования по вариантам АООП 8.1 (А), 8.2 (В) может быть увеличен до 5 лет, по вариантам 8.3 (С) и 8.4 (D) - до 6 лет.

В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

Пояснительная записка должна дополнительно отражать психолого-педагогическую характеристику обучающихся с РАС.

Программа учебного предмета должна включать общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися с РАС.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей (с ОВЗ и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с РАС, так и их обычно развивающихся сверстников.

Коррекционно-развивающая область обеспечивает удовлетворение основных особых образовательных потребностей детей с РАС и включает специальную коррекционную работу:

- по развитию адекватного учебного поведения и социально-бытовых навыков ребенка;

- по развитию аффективной сферы и преодолению трудностей во взаимодействии с окружающими; развитию средств вербальной и невербальной коммуникации;

- осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного;

- упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического формального накопления;

- развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитию избирательных способностей обучающихся.

Программа коррекционной работы должна раскрывать механизм взаимодействия с родителями обучающихся в разработке и реализации коррекционных мероприятий.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии;

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с РАС с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

· возможность освоения обучающимися с РАС АООП НОО и их интеграцию в образовательной среде.

Программа коррекционной работы должна включать:

· содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и освоение ими специальной индивидуальной образовательной программы;

· систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики их развития и успешности в освоении специальной индивидуальной образовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий;

· механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.

· механизм взаимодействия с родителями обучающихся в разработке и реализации коррекционных мероприятий.




Планируемые результаты коррекционной работы.

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с РАС предполагает:

· помощь в формировании адекватного учебного поведения;

· развитие сознательного использования речевой коммуникации в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми;

· помощь в формировании отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;

· работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;

· поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

· развитие способности воспринимать новый учебный материал в условиях класса;

· обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Содержание психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с РАС находит отражение в индивидуальной программе коррекционной работы или в специальной индивидуальной образовательной программе (СИОП). На основе индивидуального учебного плана образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с РАС.

Структуру СИОП должны составлять: общие сведения о ребенке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; условия реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.

При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка-инвалида с РАС в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Государством предусмотрена компенсация затрат родителей на обучение и воспитание детей-инвалидов в семье. Для ее оформления необходимо обратиться в Комитет по делам образования по месту жительства. Компенсация устанавливается с момента обращения, поэтому не стоит затягивать с решением этого вопроса. В конце учебного года компенсировать расходы за весь год будет уже невозможно.

Размер компенсации зависит от уровня обучения. С 1 апреля 2014 года установлены следующие суммы компенсации в городских округах/сельских поселениях:

ü дошкольное образование до 3х лет – 4 883,29 руб./4 594,50 руб.,
с 3-х до 7 лет – 2 343,79 руб./2 335,79 руб.

ü начальное общее образование – 9 913,15 руб./10 012,88 руб.

ü основное общее образование – 11 946,46 руб./12 021,41 руб.

ü среднее общее образование – 14 421,09 руб./14 396,30 руб.

В Челябинской области существует сеть специализированных образовательных учреждений, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но есть немало примеров того, как ребенок-инвалид посещает самый обычный детский сад или школу и успешно справляется с учебной программой. Для полноценного развития каждому ребенку необходим коллектив. Поэтому, прежде чем выбрать образовательное учреждение, тщательно взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь с психологом, соберите мнения других родителей, оказавшихся в подобной ситуации.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 300.