Тема 5. Понятие и принципы пенализации и депенализации. Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие, способы и принципы пенализации. Виды пенализации.

Правила построения санкций уголовно-правовых норм. Дефекты регламентации санкций («вилка», недостаточность санкции, проблема нижнего предела санкции). Нарушения принципа справедливости при назначении уголовного наказания.

Уголовная политика в отношении конфискации.

Депенализация как метод уголовно-правовой политики.

Система уголовных наказаний и пути ее оптимизации. Проблема наказаний, не введенных в действие. Тенденции и перспективы развития системы наказаний. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве.

 

Тема 6. Криминальная ситуация и ее влияние на формирование и реализацию уголовной политики России.

Криминальная ситуация как предпосылка разработки и реализации уголовной политики в России.

Криминологическое обоснование уголовно-политических решений.

Роль криминологического прогнозирования в обеспечении уголовной политики.

Криминологическая экспертиза нормативных правовых актов.

 

Тема 7. Современные тенденции уголовной политики.

Современное состояние российской уголовной политики. Тенденции развития уголовной политики в России. Цели современной уголовно-правовой политики: теория и реальность. Криминологическое и уголовно-правовое прогнозирование в обеспечении уголовной политики. Доктринальные и концептуальные основы развития уголовной политики в России.

Динамика уголовного закона как политическая проблема:

а) «точечное реформирование» уголовного закона;

б) «мертвые нормы» в Уголовном кодексе.

Модернизация уголовного закона в Российской Федерации.

Современная уголовная политика в оценках российских ученых.

Оптимизация уголовной политики в России.

 

Тема 8. Уголовная политика в сфере предупреждения отдельных видов преступлений.

Проблемы предупреждения организованной преступности. Уголовная политика в борьбе с терроризмом. Противодействие незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Антикоррупционная политика государства: понятие, принципы, основные этапы развития. Уголовная политика и наркобизнес. Отмывание криминальных доходов: вопросы криминализации, пенализации и законодательной техники. Противодействие незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.

 

Тема 9. Эффективность уголовной политики

Понятие эффективности уголовной политики как соответствие ее результатов целям и задачам позитивного воздействия на уровень преступности в обществе.

Изменение криминальной обстановки в стране как интегративный критерий эффективности уголовной политики. Понятие достаточности уровня общественной безопасности от преступности. Значение восприятия населением криминальной ситуации для оценки эффективности уголовной политики.

Комплекс частных критериев эффективности уголовной политики, относящихся к правоохранительной деятельности: латентность преступности, раскрываемость преступлений, сроки предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел, характер и размеры санкций, возмещение ущерба потерпевшим и др.

Тема 10. Уголовная политика в контексте сравнительного правоведения.

Правовые и уголовно-политические системы, их классификация.

Уголовная политика в государствах англосаксонской правовой семьи (США, Великобритании, Австралии и Канаде).

Уголовная политика в государствах романо-германской правовой семьи (Германии, Франции, Италии).

Уголовная политика в государствах исламской правовой семьи (Саудовской Аравии, Турции, Иордании, Иране).

Уголовная политика в государствах дальневосточной правовой семьи (Китае, Японии).

Образовательные технологии

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

- технология проблемного обучения;

- технология учебной дискуссии;

- исследовательские технологии;

- проектная технология;

- технология ситуационного анализа;

- технология развития критического мышления;

- технология «мозговой штурм».

Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: технологии смешанного обучения, технологии визуализации (презентационная графика).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа организуется следующими способами:

1) подготовка к практическим занятиям (поиск и изучение учебной и научной литературы, информационных источников по различным темам курса, подготовка опорного конспекта, выполнение практических заданий);

2) подготовка докладов по теме практического занятия;

3) подготовка и защита индивидуальных проектов информационного или исследовательского характера. Защита проекта осуществляется на практическом занятии: необходимо выступление с презентацией;

4) подготовка к сдаче зачета: изучение теоретических вопросов той или иной темы, необходимого нормативного материала;

5) выполнение творческих заданий (по согласованию или под научным руководством преподавателя): подготовка выступления на научном мероприятии, например, на Круглом столе «Современная уголовная политика в оценках российских ученых», написание научной статьи, участие в конкурсе научных работ и др.).

Для организации самостоятельной работы студенту необходимо обратиться к Методическим указаниям для обучающихся по освоению дисциплины «Уголовная политика социального государства». Составитель – к.ю.н., доцент И.Б. Степанова. Иваново, 2018. (размещены в ЭИОС).

 

7. Характеристика оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 343.