Основные государственные гарантии по оплате труда работников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В обеспечении права работников на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы особое значение придается гарантиям оплаты труда. Система основных государственных гарантий по оплате труда работников установлена в ст. 130 ТК РФ, а в дальнейших статьях ТК РФ эти гарантии раскрываются и детализируются.

В указанную систему включаются следующие государственные гарантии:

  • — величина МРОТ в Российской Федерации;
  • — меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • — ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • — ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • — обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • — федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • — ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • — сроки и очередность выплаты заработной платы.
  • 1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) является одной из первых гарантий в указанной системе. Он устанавливается согласно ст. 133 ТК РФ одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Напомним, что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7, 37) указанный МРОТ гарантируется каждому работнику и без всякой дискриминации. Основой для его установления является величина прожиточного минимума, что было предусмотрено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ в перспективе до величины прожиточного минимума, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, определяются специальным федеральным законом согласно ст. 421 ТК РФ. С 1 июля 2017 г. МРОТ в сумме 7800 руб. в месяц установлен Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 460-ФЗ, внесшим изменения в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В ст. 133 ТК РФ определены источники финансирования, за счет которых обеспечивается МРОТ в организациях бюджетного сектора экономики:

  • — организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета;
  • — организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ;
  • — организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов.

Наряду с этим МРОТ всеми указанными организациями обеспечивается и за счет иных видов финансовых источников. К ним отнесены внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, другими работодателями обеспечивается за счет собственных средств.

У работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), его месячная заработная плата не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Данная норма содержит важную юридическую гарантию установления и выплаты работнику за его труд заработной платы не ниже МРОТ, предусмотренного на федеральном уровне. Соответствующая обязанность возлагается на работодателя. Минимальный размер оплаты труда служит основой, как бы «точкой отсчета», тарифных ставок или должностных окладов в схеме должностных наименований и окладов, конкретизированных в штатном расписании, расстановке кадров и т.д.

Следует выделить также минимальную заработную плату, согласно ст. 133.1 ТК РФ, устанавливаемую в субъекте РФ региональным соглашением, которая не может быть ниже МРОТ, определенного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, за счет средств этих бюджетов, а также за счет внебюджетных средств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

2. Следующей государственной гарантией являются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение такого повышения, согласно ст. 134 ТК РФ, включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация направлена на поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; другие работодатели — в порядке, определенном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).

3. Государственной гарантией является ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Перечень оснований и размеры удержаний из заработной платы работников устанавливаются ТК РФ (ст. 137, 138) и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в следующих случаях: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). Удержания также могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания не производятся при увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. 1, 2, 5—7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Работодатель вправе сделать распоряжение об удержании не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат при том условии, что работник не оспаривает как оснований, так и размеров удержаний. Заработная плата, излишне выплаченная работнику, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не может быть с него взыскана, за исключением следующих случаев: 1) счетной ошибки; 2) если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; 3) если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Во всех указанных случаях удержаний из заработной платы законом предусмотрены предельные размеры таких удержаний. При каждой выплате заработной платы размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ или взыскании алиментов на несовершеннолетних детей либо при возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний в этих случаях не может превышать 70%.

Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание. К такому роду выплат Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» относит денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, некоторые пособия по социальному страхованию (ст. 101). Ограничение размеров налогообложения доходов от заработной платы регулируется не трудовым законодательством, а другими федеральными законами, НК РФ.

  • 4. К системе государственных гарантий ТК РФ относит ограничение оплаты труда в натуральной форме. Выплата заработной платы производится согласно ст. 131 ТК РФ в денежной форме в валюте РФ (в рублях). Оплата труда может осуществляться в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ, при следующих условиях: 1) выплата части заработной платы в неденежной форме (натуральная оплата) допускается в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника; 2) доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы, т.е. остальные 80% должны быть обязательно выплачены в денежной форме; 3) не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.
  • 5. К числу государственных гарантий в ТК РФ отнесено обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. Данное право обеспечивается не ТК РФ, а федеральными законами. При ликвидации юридического лица (работодателя) расчеты по оплате труда и выплате выходных пособий производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью (п. 1 ст. 64 ГК РФ). Такое же правило установлено п. 3 ст. 25 ГК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями. При банкротстве работники организации признаются кредиторами в части требований по оплате труда и выходных пособий в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • 6. В указанную систему (ст. 130 ТК РФ) входит федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Данный надзор является частью государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который осуществляют Федеральная инспекция труда и федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных норм всеми работодателями на территории РФ осуществляется этими органами, Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Следует выделить также ведомственный контроль. Все эти вопросы рассматриваются в гл. 16 учебника.
  • 7. Важной государственной гарантией является установление сроков и очередности выплаты заработной платы. В ст. 136 ТК РФ

предусмотрен порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Закреплена обязанность работодателя при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Все указанные данные должны отражаться в специальных расчетных листках, форма которых утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения работы или перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца, в конкретные сроки (день) выплаты заработной платы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Эта обязанность работодателя по выплате заработной платы каждые полмесяца, установленная законом, не допускает возможности предусматривать иные сроки, например, один раз в месяц. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

При увольнении работника выплата всех причитающихся ему сумм в соответствии со ст. 140 ТК РФ производится в день увольнения (последний день работы). Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требований о расчете. При споре о размере сумм, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить неоспариваемую им сумму в указанный срок.

8. Государственной гарантией является ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы, регулирующие общий порядок и сроки выплаты заработной платы, закреплены в ст. 136 ТК РФ на уровне требований, предъявляемых к работодателям в силу исполнения их основных обязанностей по своевременной выплате в полном размере заработной платы, причитающейся работникам. Многочисленные нарушения сроков выплаты заработной платы, к сожалению, продолжающиеся и ныне, требуют более эффективных мер воздействия в пресечении этих нарушений, включая ответственность работодателей. Такая ответственность за задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда определена для работодателя и (или) уполномоченных им представителей в ст. 142 ТК РФ.

При задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Впервые такое право закреплено в ТК РФ в целях самозащиты работника и на основе запрещения принудительного труда. В ст. 4 ТК РФ к принудительному труду отнесено в том числе «нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере». В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Но он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Работодатель за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, несет материальную ответственность перед работником согласно ст. 236 ТК РФ. Работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Работодателем возмещается моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием по выплате заработной платы, иным выплатам. Возмещение осуществляется в денежной форме и размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае спора — судом (ст. 237 ТК РФ). Руководитель организации за невыплату свыше двух месяцев заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности несет уголовную ответственность (ст. 145.1 УК РФ). За нарушение трудового законодательства или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению руководитель (представитель работодателя) привлекается к административной ответственности (ст. 5.27, 5.31 КоАП РФ).

Вопрос 32

:Семейное право рф: понятие, предмет, метод, принципы, источники.

Семейное право — одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

Предмет регулирования семейного права– неимущественные и связанные с ними имущественные отношения в семье, т. е. брачно-семейные отношения в семье, которые включают в себя и регулируют:

  • порядок и условия заключения брака; прекращения брака и признания его недействительным;
  • личные отношения между супругами (например, отношения по поводу выбора рода занятий, места жительства, владения, пользования и распоряжения общим имуществом);
  • имущественные и неимущественные отношения между родителями и детьми (например, по воспитанию и образованию детей) и другими членами семьи (например, СК РФ устанавливает право ребенка на общение с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи);
  • усыновление, опеку и попечительство (в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах и других случаях).

Источники семейного права

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным Кодексом РФ, а также законов субъектов РФ.

Источники семейного права:

1. Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права.

2. федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3. законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ.

Законы субъектов РФ:

  • регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);
  • могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;
  • не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

1. указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

2. нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

3. ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

  • определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;
  • установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;
  • порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);
  • утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);
  • установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит:

1. принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности;

2. принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;

3. принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным;

4. равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах;

5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.);

6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ;

7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают – они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке;

8. защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.

Метод правового регулирования, наряду с предметом, является основ­ным признаком, позволяющим отграничивать одну отрасль права от другой.

Метод выражает содержание отраслевых норм по способу их воздейст­вия на опосредуемые отношения.

Метод семейного права по содержанию воздействия на общественные отношения является диспозитивным, поскольку в большинстве случаев го­сударство предоставляет участникам семейных правоотношений самим выбирать модель поведения. Диспозитивные начала правового регулирова­ния семейных отношений усилены в новом Семейном Кодексе РФ: брач­ный договор, соглашение об уплате алиментов, что не умаляет значение императивных норм. В ряде институтов семейного права вообще возможно применение только императивных норм: признание брака недействитель­ным, лишение родительских прав, отмена усыновления.

Таким образом, метод семейного права является дозволительно-импе­ративным.

Распространенным способом регулирования семейных отношений яв­ляется применение запретов и дозволений.

Запреты обладают определенностью, четко выражены в правовых ак­тах, относятся к конкретным действиям и поступкам.

В зависимости от формы выражения запреты подразделяются на пря­мые и косвенные (см. схему 10), сформулированные в Семейном Кодексе РФ дозволения стимулируют желательное поведение участников семейных правоотношений.

Дозволения, в отличие от запретов, менее определены, помимо участни­ков семейных отношений адресуются юридическим лицам (органам загса, опеки и попечительства, суду), тесно связаны с процессуальными нормами.

По форме выражения дозволения также бывают прямые и косвенные (см. схему 11).

Наряду с запретами и дозволениями, нормы семейного права содержат предписания к совершению определенных действий. Так, в п. 5 ст. 25 СК РФ установлено, что суд обязан в течение трех дней со дня вступления в за­конную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту го­сударственной регистрации заключения брака.

К способам регулирования семейных отношений относятся правила-разъяснения. Например, в ст. 14 СК РФ поясняется кто входит в круг близ­ких родственников, между которыми не допускается заключение брака.

Вопрос 33

Личные неимущ. И имущ. Правоотношения между супругами, родителями и детьми и между др. Членами семьи

Отношения между членами семьи, урегулированные нормами сем.права, представляют собой сем. правоотношения. Сем. правоотношения подразделяются на личные (неимущ.) и имущественные.

Под личными неимущ. правами понимаются закрепленные сем. законодательством права, затраги­вающие личные интересы супругов. К личным неимущ. пра­вам относятся:

1) право супруга выбирать род занятий;

2) получать профессию по своему желанию;

3) выбирать место жительства и место пребывания, т.е. решать для себя вопрос, где жить и жить ли совместно с дру­гим супругом или отдельно от него;

4) право супругов на равенство при решении вопросов:

  • воспитания и образования детей;
  • отцовства и материнства;
  • планирования семьи;
  • распределения сем. бюджета;
  • ведения дом. хозяйства;
  • других вопросов семейной жизни;

5)иные права, предусмотренные сем.законодатель­ством.

Данные личные неимущ. права не могут быть предметом брач. договора, иных сделок.

К личными неимущ. правам тесно примыкают такие обязанности супругов, как:

  • обязанность не препятствовать другому супругу в осу­ществлении им личных неимущ. прав;
  • оказывать друг другу взаимную моральную поддержку;
  • содействовать мат. благополучию семьи;
  • способствовать всестороннему духовному, нравственно­му и физ. развитию всех членов семьи.

С момента рег-ции брака в органах ЗАГС между супругами возникают лич. и имущ. права и обязанности. Лич.права и обязанности супругов явля­ются прямым следствием заключения брака и определяют основу взаимоотношений супругов в семье.

Личные отношения супругов регулируются как правовыми нормами, так и нравственными правилами поведения, посколь­ку закон предусматривает построение сем. отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответ­ственности (ст.1 СК).

Лич.неимущ. права супругов тесно связаны с личностью каждого их них и являются элементами право­вого статуса гражданина (ст.19,27 и 37 К.РФ). Они не могут быть отменены или изменены в связи со вступлени­ем гражданина в брак.

Имущ. правоотношения (имущ. права и обязанности) супругов возникают по поводу нажитого в браке имущества, а также в связи с предоставлением средств на содержание друг друга. По своему прав.режиму имущество супругов делится на общее имущество супругов и лич­ное (раздельное) имущество супругов.

Различают следующие осн. виды общ. имущества супругов:

а) общие доходы - доходы каждого из супругов (з/плата, доходы от предприн. деятельности, гонорары за созданные произведения науки, искусст­ва и т.п., пенсии, пособия и иные денеж.выплаты, за ис­ключением выплат, которые имеют спец. целевой характер – мат.помощь, суммы, выплаченные одному из супругов в возмещение ущерба вследствие увечья, и т.п.);

б) вещи (движимые и недвижимые), приобретенные за счет общих доходов супругов;

в) ценные бумаги (акции, облигации и т.п.), паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации;

г) любое иное имущество, нажитое супругами в браке.

Данное имущество является общим независимо от того, приобретено ли оно на имя обоих супругов или только одного из них. Также не имеет значения, на чье имя зарегистрирова­но имущество, требующее регистрации, например автомо­биль.

Имущественные отношения супругов можно разделить на две группы:

1) отношения супружеской собственности:

  • нормы, устанавливающие законный режим имущества супругов,
  • нормы, определяющие договорный режим иму­щества супругов,
  • нормы, регулирующие ответственность супругов по обязательствам перед третьими лицами.

2) алиментные правоотношения супругов

Вопрос35

Понятие, предмет, метод, задачи и система угол. Права рф. Соотношение с другими отраслями права. Наука угол. Права.

Понятие УП - расположенная в строгой логической последовательности система общеобязательных норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействие) признаются преступными, и какое наказ-е применяется за их совершение.

Также существует троякое понятие УП:

  • отрасль угол. зак-ва, представляющая собой систему норм, которые принимаются ГосДумой и состоят из УК РФ, при этом новые законы, предусматривающие УО, подлежат включению в УК РФ (ч.1 ст.1);
  • отрасль права, включающая в себя не только нормы уголовного законодательства, но и возникающие на их основе уголовные правоотношения, а также правотворческую и правоприменительную деят-ть;
  • наука, изучающая эту отрасль права, и учебная дисциплина, изучаемая в юридических ВУЗах.

Предмет УП - общ-е отнош-я, которые возникают в связи с совершением лицом преступления и применением к нему наказания:

  • охранительные уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное УЗ деяние, и государством;
  • запрещающие уголовно-правовые отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах;
  • регулятивные (управомочивающие) уголовно-правовые отношения, возникающие при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно опасных посягательств при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (гл.8).

Методы УП :

  • императивно-запретительный метод правов. регулир-ия - уголовно-правовые нормы устанавливают почти исключительно запреты, а суть предписаний сводится к неукоснительному соблюдению этих запретов;
  • особый метод охраны общественных отношений - применение уголовно-правовых санкций, т.е. различных видов уголовного наказания; освобождение от УО; применение принудит. мер медицинского хар-ра.

Задачи УП (ч.1 ст.2):

  • обеспечение мира и безопасности человечества;
  • предупреждение преступлений.
  • охрана прав и свобод чел-ка и гражданина; собств-ти; обществ. порядка и обществ. безоп-ти; окружающей среды; конст. строя РФ от преступ. посягательств;

Система УП :

  • Общая часть - нормы УП, определяющие общие принципы, институты, понятия, закрепл-ие основания и пределы УО, назначение наказания, освобождение от угол. отв-ти и наказания;
  • Особенная часть - нормы УП, определяющие конкретные преступления, расположенные в зависимости от родового объекта по разделам, а внутри разделов в зависимости от видового объекта по главам.

Принципы УП - это выраженные в нормах УП руководящие положения, определяющие содер­жание и основы данной отрасли права. Т.е. это основополаг. правовые положения, к-е обязательны как при законотворч-ой, так и при правоприменит-ой деят-ти.

В УК РФ есть статьи, специально посвященные принципам УП.

1. Принцип законности (ст.3) – к угол. ответ-ти м.б. привлечено лицо, совершившее лишь запрещённое уг. законом общественно опасное деяние. Нет преступления и нет наказания без указания на то в законе. Практич. знач-е: не т-ко наказуемость, но и др. уг.-прав. последствия (освоб-ие от уг. отв-ти, погашение и снятие суд-ти) опред-ся лишь УЗ.

2. Принцип равенства перед законом (ст.4) – перед законом все равны и подлежат уг. ответ-ти на рвных началах независимо от пола, расы, нац-ти, языка, происхождения, имущ. и должностного положения, места жит-ва, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществ. объед-ям, а т.же др. обстоят-в. Этот принцип предполаг. рав-во перед судом. Исключ-ие из этого принципа – неприкоснов-ть Презид-та, членов СФ, депутатов ГД и судей (особ. порядок привлеч-ия к уг. отв-ти депутатов и судей).

3. Принцип виновной ответственности (ст.5) – лицо подлежит угол. отв-ти только за те обществ. опасные действия, в отнош-ии к-х установлена его вина (субъективное вменение). Объективное вменение, то есть уг. ответ-ть за невиновное причинение вреда, не допускается. Этот принц. предполаг. личн. отв-ть -> в УЗ нет отв-ти юр.лиц.

4. Принцип справедливости (ст.6) – наказ-е и иные меры уг.-прав. хар-ра, применяемые к лицу, совершившему ПР-е, д.б. справедливыми, то есть соответствовать хар-ру и степени обществ. опасности прест-ия, обстоят-вам его совершения и личности виновного. Справедливость как юр. категория реализ-ся законодателем при установл-ии и дифференц-ии уг. отв-ти и судом при индивидуализации наказания. Этот принц. реализ-ся и в институте освоб-ия от уг. отв-ти. Никто не может нести УО дважды за одно и то же ПР-е.

5. Принцип гуманизма (ст.7) – УЗ-во РФ обеспеч. безопасность человека. Наказ-е и иные меры уг.-прав. хар-ра не м. иметь своей целью причинение физич. страданий или унижение чел. достоинства. Этот принц. заключ-ся в таких понятиях, как условное осуждение, назнач-е наказания ниже нижнего предела, а т.же освобожд-ия от наказ-я и уг. отв-ти, применение к виновн. лицу актов амнистии и помил-я…

2. Структура УК РФ : построен по пандектному принципу и сост.из 2 частей - Общей и Особенной, к-ые в свою очередь, объедин. разделы и главы, а последние - статьи, содержащие угол.-прав. нормы.

Общая часть содержит 6 разделов, 15 глав, статьи 1-104, и посвящена: — раздел I "Уг. закон" - задачам и принципам УЗ, его действию во времени и в пространстве; — раздел II "ПР-е" - понятию и видам прест-ий, лицам, подлежащим уг. отв-ти, вине, неоконченному прест-ию, соучастию в преступлении, обстоятельствам, исключ-им преступность деяния; — раздел III "Наказ-е" - понятию, целям и видам наказаний, назначению наказаний; — раздел IV "Освобождение от уг. отв-ти и наказ-ия" - освобождению от уг. отв-ти, от наказания, амнистии, помилованию, судимости; — раздел V "УО н/летних". — раздел VI "Принудительные меры медицин. хар-ра".

Особенная часть содержит 6 разделов, 19 глав, статьи 105-360. Разделы и главы сформир. на основании общности родового и видового объектов и располагаются в соответствии с общепринятой иерархией ценностей, обеспечивающей приоритет личности (раздел VII «Прест. потив личности», раздел VIII «Прест. в сфере эк-ки», раздел IX «Прест. против обществ. безоп-ти и обществ. порядка», раздел X «Прест. против гос. власти», раздел XI «Прест. против воен. службы», раздел XII «Прест. против мира и безоп-ти чел-ва»). Деление на разделы обусловлено единым объектом посягательства, т.е. охраняемыми УЗ обществ. отнош-ми. Статьи Особ. части устанавливают угол. ответ-ть за конкретные виды преступлений (составы конкретных преступлений). Статья - форма существования угол.-прав. нормы. Статьи могут содержать части, в которых, как правило, отражаются основные и квалифиц-е и особо квалифицированные составы преступлений.

Структура норм Общей части УК : в норме не выделяются элементы (гипотеза, диспозиция, санкция).

Виды норм Общей части УК по содержанию и целям:

  • нормы-определения (определение преступления (ст.14), наказания (ст.43));
  • нормы-принципы (принцип законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст.3-7));
  • нормы-декларации (декларирование обстоятельств, исключающих преступность деяния (гл.8));
  • нормы-правила (установление видов наказания (ст.44), правил условного осуждения (ст.73));
  • обязывающие нормы (обязанность правоприменителя назначать наказ-е за неоконченное ПР-е, учитывая обстоятельства недоведения его до конца (ст.66));
  • управомочивающие нормы (право на освобождение от уг. отв-ти в связи с деятельным раскаянием (ст.75), примирением с потерпевшим (ст.76)).

Структура норм Особ. части УК : в норме выдел-ся два элемента: диспозиция и санкция, а гипотеза отражается в ст.8 Общей части УК «Основание угол. ответ-ти» либо, по мнению некоторых, во всех статьях Общей части УК. Гипотеза - условие применение угол.-прав. нормы. Диспозиция - структурный элемент уголовно-правовой нормы, в котором указаны признаки состава преступления. Санкция - структурный элемент угол.-прав. нормы, в к-ом закреплены вид, срок или размер наказания.

Виды диспозиций норм Особенной части УК :

  • простая диспозиция - только называет деяние, не раскрывая его признаков (похищение человека (ст.126));
  • описательная диспозиция - содержит более полное описание наиболее сущ-нных признаков преступления (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111), хулиганство (ст.213));
  • бланкетная диспозиция - формулирует лишь общий запрет, содержание которого можно уяснить, обратившись к нормам других отраслей права (нарушение правил безоп-ти дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264));
  • ссылочная диспозиция - для опред-ия признаков данного преступления она отсылает к другим статьям или частям статей УК (истязание (ст.117), не повлекшее последствий, предусмотренных ст.111, 112 (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда));
  • смешанная диспозиция - содержит в себе различное сочетание вышеуказанных диспозиций (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека (ст.112) и не повлекшего последствий, указанных в ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) - описательная и ссылочная диспозиции).

Виды санкций норм Особенной части УК :

  • относительно-определенная санкция - в санкции указано наказ-е и зафиксирован нижний и верхний предел наказания, либо зафиксирован только верхний предел, а нижний предел содержится в Общей части УК (использ-ся в большинстве норм);
  • санкция с альтернативно указанными видами наказания - в санкции указано как минимум 2 вида наказания (нарушение правил охраны труда (ст.143) наказывается штрафом либо исправит. работами, либо лишением свободы);
  • отсылочная санкция - в санкции не указ. наказ-е, а есть ссылка на др.статьи или части статей УК (сейчас в УК не примен-ся);
  • кумулятивная (суммированная, увеличенная) санкция - в санкции наряду с основ. видом наказ-я содержится еще и доп. вид наказания.

Источниками угол.закона яв-ся:

1. Международно-правовые акты (договоры, конвенции).

2. Конституция РФ.

3.ФЗ (Ооружии, О наркотических и психотропных вещ-вах).

4. Подзаконные нормативные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ, приказы Ген. Прокурора).

5. Постановления Конституционного суда РФ.

6.Постановления пленумов ВС РФ.

Уголовным законом РФ является только официальный текст УК РФ. Все ФЗ изменяющие и дополняющие УК РФ подлежат обязательному в него включению.

Уголовный закон – это принятый федеральным органом государственной власти правовой акт, содержащий юридические нормы, одни из которых устанавливают общие положения относительно преступности и наказуемости деяний, а другие определяют какое конкретное общественно опасное деяние является преступлением и наказание за его совершение.

Вопрос 36

дано в ч. 1 ст. 14 УК РФ, в которой говорится, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Такое определение не совсем полностью отражает всех признаков присущих преступлению. Более точным на взгляд автора является следующее определение: Преступление – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание. Это определение наиболее полно отражает все признаки преступления, как опасного социального явления. Такими признаками являются: Общественная опасность деяния, Противоправность, Виновность, Наказуемость.

Под составом преступления понимается совокупность определенных признаков (элементов), при наличии которых совершенное общественно опасное деяние признается преступлением. К таким обязательным признакам относятся: объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления.

Объект преступления - это общественные отношения, сложившиеся в обществе, интересы и блага, охраняемые уголовным законом, на которые посягает то или иное преступное посягательство.

Объективная сторона характеризует внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект выраженное в действии или бездействии.

Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности.

Субъективная сторона характеризует внутреннее, психическое отношение лица к содеянному и к наступившим последствиям. Более подробно все эти элементы состава будут рассмотрены в дальнейшем.

Только состав преступления содержит в себе объективные и субъективные основания для привлечения виновного к уголовной ответственности. Наличие всех признаков состава преступления строго обязательно. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.

Общественная опасность являет собой качество, присущее всем преступлениям. Однако они различаются между собой содержанием и уровнем причиняемого вреда. В зависимости от характера и степени общественной опасности, а также формы вины все преступные деяния подразделяются на следующие категории: 1) преступления небольшой тяжести; 2) преступления средней тяжести; 3) тяжкие преступления; 4)
особо тяжкие преступления. Согласно ст. 15 УК преступлениями небольшое тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное статьей Особенной части УК, не превышает двух лет лишения свободы (например, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – ст. 119 УК РФ). Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий - ст. 218 УК РФ) и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Таким образом, законодатель исключил преступления совершенные по неосторожности из категории тяжких, что, по мнению автора, является вполне обоснованным. Опасность неосторожных преступлений, не зависимо от тяжести последствий не обладает большой значимостью по сравнению с умышленными преступлениями. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления – ч.2 ст. 299 УК РФ). Особо тяжкими преступлениями умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (например, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование – ст. 295 УК РФ). Более строгим наказанием может быть пожизненное лишение свободы или смертная казнь.


Вопрос 37

Понятие и признаки соучастия в преступлении

Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Соучастие в преступлении характеризуется:

– объективными признаками;

– субъективными признаками.

К объективным признакам соучастия относятся:

1) участие в совершении одного и того же преступления нескольких лиц. Этот признак показывает:

– какое количество людей участвует в совершении преступления;

– что участвуют в совершении преступления физические, вменяемые лица, т. е. лица, являющиеся субъектами уголовно-правовых отношений. Если один из двух является малолетним или невменяемым, то этого признака нет;

2) совместность действий соучастников, которая проявляется в том, что:

– преступление совершается взаимно дополняющими усилиями нескольких лиц;

– преступный результат является общим для соучастников;

– преступный результат находится в причинной связи с действиями каждого из соучастников.

В совершении преступления могут участвовать два и более лица, но у них может не быть совместности, т. е. каждый из них действует в своих интересах.

А может быть и обратная ситуация – присутствует совместность, но нет двух и более лиц (например, когда в совершении преступления вместе со взрослым участвует малолетний).

С субъективной стороны соучастие характеризуется только умышленной виной. При этом умысел может быть прямым и косвенным. Умышленным должно быть и совершение преступления соучастниками и присоединение к преступной деятельности других лиц.

Интеллектуальный признак умысла соучастия включает в себя:

– осознание общественно опасного характера своего деяния;

– осознание общественно опасного характера деяний других соучастников;

– предвидение возможности наступления единого преступного результата.

Соучастие возможно только в преступлениях, совершенных умышленно, в совершенных по неосторожности его быть не может.

Особенностью субъективной стороны при соучастии является не только то, что лицо действует умышленно, но и то, что оно действует свободно, что это вменяемое лицо, что у него есть свобода воли. Если будет совместное участие двух и более лиц, но под принуждением физическим или психическим, то никакого соучастия нет.

О соучастии можно говорить в случае, когда все участники конкретного преступления обладают признаками субъекта преступления – вменяемые физические лица, достигшие возраста уголовной ответственности.

Формы соучастия – это структура связи между двумя или более лицами, совместно совершающими умышленное преступление.

Формами соучастия являются:

1) простое соучастие (соисполнительство, совинов-ничество) – характеризуется тем, что все соучастники являются исполнителями;

2) сложное соучастие – соучастие с разделением ролей.

Виды соучастия в зависимости от степени сплоченности соучастников:

1) соучастие без предварительного соглашения;

2) соучастие по предварительному соглашению;

3) совершение преступления организованной группой;

4) совершение преступления преступным сообществом (преступной организацией).

Вопрос 38

Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.