Рецептивная эстетика как форма диалога между читателем и текстом художественного произведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рецептивная эстетика вводит в сферу исследования читателя и общество, представляя литературный текст как продукт исторической ситуации, зависящей от позиции интерпретирующего читателя. В ее основе взаимодействие вымышленного текста с реальным читателем. Идеи рецептивной эстетики возникают в англо-американском и немецком литературоведении в конце 60-х гг. XX века. Рецептивная эстетика отталкивается от царивших тогда «эпохальных систем объяснения» литературы» (В. Изер). Рецептивная эстетика складывается в притяжении и отталкивании от ОПОЯЗа, Пражского лингвистического кружка,

англо-американской «Новой критики» и структурализма. Опорой рецептивной эстетики служат философские концепции Э. Гуссерля, идеи феноменологического литературоведения Р. Ингардена, ключевые положения герменевтики. Большое значение для рецептивной эстетики имели философские идеи Х.-Г. Гадамера, перенесенные на литературу1. «Рецептивная эстетика» нацелена в первую очередь на изучение «литературного опыта» (Erfahrung) читателя. При этом «рецепция» произведения, его «воздействие» на публику соотносятся с литературными «ожиданиями» читателей, с их «предпониманием» жанра, формы и тематики произведения на фоне предшествующей литературной традиции. Р. Ингарден полагает, что содержанию и форме присущи неустойчивость, неполная названность (поименованность), смысловая неопределенность.

Сформулировалось новое понимание литературы:

1. Смысл произведения не является постоянной величиной.

2. Смысл меняется от рецепции читателя.

3. Рецепция возникает на основе отношений между произведением и реципиентом.

4. Рецепция осуществляется на основе читательских ожиданий. Горизонт ожиданий.

5. Произведение может изменить горизонты.

6. Первичная рецепция отличается от вторичной.

В.Изер ввел термин «имплицитный читатель» - идеальный.

22.Исследование литературного произведения «сквозь призму пространственности». Понятие о ментальном пространстве автора.
Попытки осмысления категории пространства предпринимались ещё в античности. Понятие «Топос» ввёл Аристотель.

В философии начала 19в. Проблему пространства ввёл Шопенгауер. («Мир есть моё представление», «Искусство- способ представления вещей»).

В 90-е годы проблемами пространства в произведении занимался М. Хадеггер, справедливо полагавший, что пространство не дано, а производимо, то есть пространство не существует , пока оно не осмыслено. В работе «Искусство и пространство» подчёркивается способность пространства к наполнению.

В.А. Подорога «Методика пространства»- картина окружающего мира отражают мировоззрение автора. « цельность художественного восприятия заключается в ясности, определённости отношения самого автора к жизни, которое пропитывает всё произведение».

Только к 20в. В литературоведении чётко оформились тенденции, требующие рассмотрения литературного произведения сквозь призму пространственности на основе стилистического подхода. С этих позиций С.Е. Шаталов формирует определение понятия «художественный мир». Он считает, что литературоведение «имеет дело с особой системой определённых, первосозданных реалий бытия и тех идаеалогических категорий, которыми обусловлено художественное восприятие писателя.

В 21в. Появилась работа Д.Н.Замятина «Метагеография:пространство образов и образы пространства» основана на когнитивном подходе: «Границы художественного и реального географического пространства становятся не чёткими и фактически стираются». Такой подход привёл к неоюходимости учёта ментальных особенностей писателя при анализе художественного произведения.

Ментальное пространство автора- система ценностей писателя или поэта выраженная посредством пространственных характеристик.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.