Предмет и методы политологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЛИТОЛОГИЯ.ОТВЕТЫ.1-16

Предмет и методы политологии

Политика – деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и исполнение власти, как инструмент саморегулирования общества; стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти.

К общим методам относятся: социологический, исторический, математический методы,  общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и моделирование и др.).

Специальные методы:

- системный – комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организаций, институтов. Уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – изучение полит. явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (анализ результатов выборов, развитие политических институтов). Способы:

А) статистическое исследование политической активности (анализ поведения избирателей);

Б) анкетное обследование и интервью;

В) лабораторные эксперименты (разработка предполагаемых будущих сценариев развития)

- сравнительный – сопоставление двух или более полит. объектов, имеющих черты подобия

- метод принятия решений – самый распространенный. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

 

Политология в системе гуманитарного знания.

Философия изучает общие закономерности функционирования и развития политических структур, государства, права и политики.

Юриспруденция рассматривает конституционные и правовые формы политической жизни.

Близость политологии и истории: «кровосмесительная дочь истории и права» (Кот и Мунье). Э.Фримен: «история – это прошлая политика и политика – это сегодняшняя история».

Также связаны политическая социология, политическая психология (настроения, мнения, ценностные ориентации на уровне сознания людей, наций, социальных групп).

Наиболее тесные связи у политологии с социологией. Многие классики социологии - это авторитеты политической науки: М. Вебер, Т. Парсонс.

 

Политическая система РФ.

Россия — федеративная президентско-парламентская республика.

Государственный строй России определяется Конституцией, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Главой государства является Президент России, избираемый на 6 лет всенародным голосованием. Он обладает целым рядом важнейших полномочий: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя Правительства назначает на должности Заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Совета Федерации кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное Собрание. Обладает правом издания Указов, обязательных для исполнения на всей территории России (Указы не должны противоречить федеральным Законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации — назначаемые губернаторами и спикерами региональных парламентов представители. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых всенародным голосованием по партийным спискам.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Формы правления.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя (Саудовская Аравия);

2) ограниченная (конституционная) – может быть парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. В дуалистических за ним остается исполнительная власть, в парламентских она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Парламентская монархия: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер) (Великобритания, Испания).

Дуалистическая монархия: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним (Марокко).

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США, Мексика, Бразилия.

В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Италия, Германия, Греция.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. РФ, Финляндия, Египет.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ.ОТВЕТЫ.1-16

Предмет и методы политологии

Политика – деятельность социальных групп и индивидов, направленная на обретение, организацию и исполнение власти, как инструмент саморегулирования общества; стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти.

К общим методам относятся: социологический, исторический, математический методы,  общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и моделирование и др.).

Специальные методы:

- системный – комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организаций, институтов. Уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – изучение полит. явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (анализ результатов выборов, развитие политических институтов). Способы:

А) статистическое исследование политической активности (анализ поведения избирателей);

Б) анкетное обследование и интервью;

В) лабораторные эксперименты (разработка предполагаемых будущих сценариев развития)

- сравнительный – сопоставление двух или более полит. объектов, имеющих черты подобия

- метод принятия решений – самый распространенный. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 188.