Этапы формирования компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

    Международное право     

 

 

Направление:                              Юриспруденция                                                            

Профиль:                                     гражданско-правовой                                                   

Квалификация выпускника:                 бакалавр                                                             

Форма обучения:                                    очная                                                                   

 

 

Одобрено на заседании кафедры

________________________________________

 

протокол № _________

«___»____________________ 201___г.

 

Зав. кафедрой ______________/_____________

 

 

Москва 2016


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Международное право»

1.1 Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в институте.

1.2 Сводная таблица фонда оценочных средств по дисциплине

№ п.п.

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной

1.

ОПК-1, ОПК-2

2.

Этапы формирования компетенций

Название и содержание этапа

Код(ы) формируемых на этапе компетенций  

Этап 1: Формирование базы знаний

- лекции по основным темам дисциплины в соответствии с рабочей программой дисциплины

- практические занятия по темам теоретического содержания

- самостоятельная работа обучающихся по вопросам тем теоретического содержания 

ОПК-1, ОПК-2  

Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний

- практические задания

- анализ международных документов

 - анализ и оценка активности и эффективности участия в групповой дискуссии  

- самостоятельная работа по подготовке докладов и презентаций.

ОПК-1, ОПК-2  

Этап 3: Проверка усвоения материала

- проверка решений самостоятельно выполненных практических задач

- проверка правильности составления проектов документов

- тестирование текущих знаний

- устный опрос

ОПК-1, ОПК-2 3.

Показатели оценивания компетенций

 

 

Этап 1: Формирование базы знаний

- посещение лекционных и практических занятий

- ведение конспекта лекций

- выполнение заданий для самостоятельной работы

Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний

- обоснованное решение ситуационных задач

- наличие правильно выполненной самостоятельной работы по решению ситуационных заданий

- подготовка таблицы анализа международных документов

- активное участие в групповой дискуссии

- своевременная, качественная подготовка докладов и презентаций

Этап 3: Проверка усвоения материала

- активное и эффективное участие обучающегося в каждом практическом занятии

- успешное прохождение тестирования

- правильное и самостоятельное решение практических задач

- правильное и своевременное  составление проектов документов

-зачет с оценкой

4.

Критерии оценки

  Этап 1: Формирование базы знаний

- посещение не менее 80% всех аудиторных занятий (лекционных и практических)

- наличие конспекта лекций по всем темам, вынесенным на лекционное обсуждение

- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практическом занятии

- наличие краткого конспекта вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение

  Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний

- обучающийся может обосновать применение норм международного права и соответствующих международных документов при разрешении конкретных ситуаций

- обучающийся может применять различные  виды классификации международных документов, анализировать их содержание

- обучающийся может активно и аргументировано участвовать в обсуждении различных аспектов международно-правовой действительности

- обучающийся может самостоятельно подготовить аналитический материал для составления доклада и презентации на заданную тему.

  Этап 3: Проверка усвоения материала

- наличие правильных и обоснованных ответов на практических занятиях

-тестовые задания решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений

- ситуационные задачи решены самостоятельно с наличием правильных обоснований, опирающихся на действующую нормативно-правовую базу

- составлены проекты всех необходимых документов, предусмотренных программой курса

       

 

1.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

      

Аббревиатура компетенций Оценочные средства
1. ОПК-1 Ситуационные задачи (Приложение 1) Составление докладов и презентаций в соответствии с рабочей программой дисциплины Анализ международных договоров в соответствии с рабочей программой дисциплины
2. ОПК-2 Задания в тестовой форме (Приложение 2) Устный опрос (Приложение 3) Групповая дискуссия: «Соотношение международного и внутригосударственного права». Составление проектов документов в соответствии с рабочей программой дисциплины

Решение ситуационных задач

Решение ситуационных задач проводится в двух формах: совместное решение задач на практических занятиях и самостоятельное решение задач дома. Ситуационные задачи выдаются преподавателем в соответствии с изучаемой темой. На решение одной ситуационной задачи на практическом занятии отводится не менее 10 минут. Обучающийся должен логично и последовательно излагать свои мысли, приводить решение задачи с обоснованием отдельных этапов, применять теоретические знания для обоснования и объяснения предложенных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях, прогнозировать последствия, формулировать гипотезы, делать выводы выражать и обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы в поддержку определенной точки зрения или в опровержении ее и др.

Алгоритм решения ситуационных задач: изучаем и оцениваем фабулу задачи. На данном этапе необходимо определить конкретный вид правоотношений. Определить к какому из институтов трудового права относится задание, в чем конкретно оно состоит (решить ситуацию, дать оценку ситуации, определить ошибки и т.д.). На втором этапе необходимо найти норму права, регулирующую отношения, описанные в задаче. Третий этап – самый важный – определение соотношения имеющихся фактических данных и нормы права. На данном этапе важно четко осознавать цель, которую необходимо достичь. Провести анализ нормы, определиться, насколько точно она описывает фактические отношения. Кроме того, важным является проверка наличия (или отсутствия) других норм права, регулирующих данные правоотношения. После проведения сравнительного анализа, делается обоснованный и логический вывод в соответствии с поставленными вопросами. Вывод должен обязательно содержать ссылку на соответствующую статью нормативно-правового акта.

 

Проведение устного опроса

Устный опрос проводится с целью текущей проверки знаний обучающегося и итоговой проверки знаний на экзамене. Вопросы для текущих опросов выдаются за неделю до его проведения. Количество вопросов – 5-6. Подготовка к ответу на устные вопросы проводится самостоятельно с использованием конспекта лекций, учебной литературы и дополнительной литературы. На занятии для ответа на вопрос выделяется 3-4 минуты, для уточнений и дополнений не более 2 минут на одного обучающегося.

Вопросы для устного итогового опроса выдаются не позднее, чем за две недели до его проведения. Количество итоговых вопросов для опроса при проведении зачета с оценкой – 72. Для подготовки на экзамене выделяется 10 минут. Ответ на вопросы на экзамене не должен превышать регламента 3 минуты на один вопрос. Ответ на вопросы предполагает оценку владения понятийно-категориальным аппаратом, логикой изложения основных понятий и взаимосвязей в области международных правоотношений.

Подготовка презентаций

Задание на подготовку презентаций выдаются обучающемуся или группе обучающихся на дом. Обучающийся должен схематично раскрыть основные особенности данной темы. При выполнении презентации необходимо помнить, что презентация не должна содержать большие текстовые вставки, иметь краткий и четкий характер. Главная отличительная особенность презентации: ее схематичность и визуальность

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора.

Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации   · Используйте короткие слова и предложения. · Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. · Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: · с текстом; · с таблицами; · с диаграммами.

 

Подготовка докладов

Доклад, как вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить. При написании доклада по заданной теме студент составляет план, подбирает основные источники. В процессе работы с источниками систематизирует полученные сведения, делает выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут привлекать несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления.

Тематика доклада обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему доклада, автору необходимо выявить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

В процессе изучения международного права обучающемуся предоставлена возможность выбрать любой аспект из представленной широкой сферы «Дипломатический этикет».

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Далее последовательно осуществляются следующие действия:

1. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).

2. Составление списка использованных источников.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана доклада.

5. Написание доклада.

6. Публичное выступление с результатами исследования.

Структура доклада:

- титульный лист

- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);

- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);

- список использованных источников.

Структура и содержание доклада

1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.

2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.

Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.

В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.

В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.

В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.

3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.

4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.

5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

Требования к оформлению доклада

1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

 

 

Приложение 1 к ФОС

по дисциплине «Международное право»

Вопросы для устного опроса и дискуссий

Приложение 2 к ФОС

по дисциплине «Международное право»

Ситуационные задания

Задача № 1.

 

В районном суде рассматривалось дело по обвинению В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ. Было установлено, что В. страдает наркоманией. В ходе судебных слушаний адвокат обвиняемого, сославшись на положения ч.4 ст.3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и п. 4 ст. 15 Конституции РФ, просил суд вместо наказания установить для В. меры по лечению, воспитанию, восстановлению трудоспособности и реинтеграции.

 Как должен поступить суд?

 

Задача № 2.

 

 Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать ее письмо родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо.

Может ли Красный Крест выполнять почтовые функции?

 

Задача № 3.

 

Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963 -1966 гг. 12 малайских китайцев заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.

 Можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть что они являются подданными Малайзии?

 

Задача № 4.

 Вооруженные силы противника подвергли бомбардировке с воздуха и полностью разрушили госпиталь, имевший отчетливо видимое изображение Красного Креста.

 Кто понесет за это ответственность и на каких основаниях?

 

Задача № 5.

 

 Гражданин РФ, пришел в посольство ФРГ и попросил политического убежища на основании права убежища в международном праве, Конституции РФ и Конституции ФРГ.

 

Задача № 6

 

Со времен колониализма Португалия обладала рядом территорий на Северо-Западе индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После приобретения независимости Индия заявила протест против прохода через свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения недовольного португальским присутствием. Португалия в 1955г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сервитута.

 Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего зависело решение Международного Суда ООН по данному делу?

 

Задача № 7

 

В случае присоединения Польши и Литвы к ЕС и к НАТО, Калининградская область в составе России превратиться в анклав внутри государств-членов ЕС и НАТО.

 Какие последствия для данной территории могут вытекать из данного факта, и в чем должны проявляться основные особенности международно-правового регулирования проблемы Калининградской области?

 

Задача № 8

 

Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, не дает исчерпывающего ответа на вопросы о том, имеют ли международные договоры Российской Федерации приоритет над ее Конституцией, а также имеют ли общепризнанные принципы и нормы международного права верховенство над Конституцией и законодательством РФ. Сторонником буквального толкования данной нормы Конституции является, например, В.И. Андрианов, который полагает, что "нормы международных договоров преобладают над нормами внутреннего права, а общепризнанные принципы и нормы такого преимущества не имеют", а также что "международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами". В отличие от данной позиции И.И. Лукашук отмечает, что отказ государства от выполнения своего обязательства по международному договору допустим лишь в случае коренного порока воли при заключении такого договора, а относительно общепризнанных принципов и норм международного права никаких исключений не допускается, и они имеют безусловный приоритет перед Конституцией.

О приоритете норм международного договора над внутригосударственным законодательством, включая Конституцию, свидетельствует позиция Европейского суда по правам человека. Так, в решении по делу Оцтюрк против ФРГ (1984) Суд указал об отсутствии суверенитета у национальной государственной власти по вопросам прав человека и основных свобод.

Представляет интерес и регулирование этой проблемы в конституциях ряда зарубежных государств. Ст. 55 Конституции Франции 1958 г., ст. 94 Конституции Нидерландов 1983 г. закрепляется приоритет норм международных договоров над внутригосударственным законодательством; в ст. 25 Конституции ФРГ говорится о приоритете общепризнанных норм международного права над внутригосударственным законодательством; в ст. 28 Конституции Греции 1975 г. - о приоритете договоров и общепризнанных норм международного права над внутригосударственными. В ст. 6 Конституции США записано “Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать такому праву, что бы ему ни противоречило в Конституции или законах любого штата”. П. 1 ст. 95 Конституции Испании 1978г.: «Заключение международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, не может иметь место без предварительного пересмотра Конституции».

На основе развернутого юридического анализа данной проблемы выскажите свое мнение относительно того имеют ли международные договоры Российской Федерации приоритет над ее Конституцией? Решение данного вопроса увяжите с проблематикой государственного суверенитета.

 

 

Задача № 9

 

Согласно нормам дипломатического права государство пребывания может в любое время уведомить аккредитующее государство, что глава дипломатического представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является «persona non grata» или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым.

Обязано ли в таком случае таком случае аккредитующее государство отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. Возможно ли объявление «persona non grata» или неприемлемым лицом до его прибытия на территорию государства пребывания. Охарактеризуйте основания объявления «persona non grata».

 

Задача № 10

 

В 1804 году к испанскому послу, занявшемуся в США политической пропагандой по вопросу о Флориде было и его правительству было сообщено, что данного представителя отныне рассматривают как частное лицо. В советской практике такие случаи известны с французским послом Нулансом в 1919 году и с японским чрезвычайным представителем Ватанабе в 1924 году. В обоих случаях политическая деятельность этих дипломатов приобрела настолько одиозный характер, что пришлось прибегнуть к сообщению, что они будут рассматриваться как частные лица, после чего они покинули пределы СССР.

Как называется такой статус? Поясните его сущность и необходимость. К каким юридическим последствиям приводит рассмотрение дипломата страной его пребывания «в качестве частного лица»?

 

Задача № 11

 

В годы Второй Мировой войны датский посланник в США Э. Кауфман заявил, что он отказывается представлять датское правительство, вошедшее в контакт с гитлеровцами, но он готов представлять свободную Данию. Датское правительство под давлением Германии заявило, что оно его больше посланником не считает и требует его возвращения. Американское правительство заявило, что считает его представителем Свободной Дании и в качестве такового он может выполнять свои функции по защите датских интересов и датских граждан, находящихся в США, что Кауфман и делал в течение нескольких лет. Потом, после разгрома Гитлера, датское правительство признало его своим законным представителем, и в качестве такового он и находился в США.

Как называется такой статус датского дипломата? Поясните его сущность и практическую значимость. Приведите аналогичные примеры из международной дипломатической практики.

 

Задача № 12

 

В 1996 году правительство Грузии отказалось от иммунитета своего сотрудника в посольстве США Г. Махарадзе, совершившего автодорожную аварию, в результате которой погибла американская девушка. 27 января 2001 года, находясь в нетрезвом состоянии, первый секретарь посольства РФ в Канаде Андрей Князев, сбил своим автомобилем в Оттаве двух канадок. Одна из них, адвокат Кэти Маклейн, скончалась на месте, другая — Кэтрин Доре — попала в тяжелом состоянии в больницу.Канадский суд предъявил российскому дипломату обвинение в непреднамеренном убийстве и управлении машиной в нетрезвом состоянии и требовал, чтобы он отбывал наказание в местной тюрьме. Однако МИД отказался лишить его дипломатического иммунитета, и 29 января Князев вернулся в Москву. Московский суд приговорил дипломата к четырем годам отбывания в «колонии-поселении» .

Оцените правомерность действий правительств Грузии, России, США и Канады в описанных ситуациях. Существуют ли пределы дипломатического иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания. Для каких целей предоставляется дипломатам иммунитет от уголовной юрисдикции. Возможно ли снятие иммунитета от уголовной юрисдикции государства его пребывания помимо воли правительство страны, которую он представляет, если он подозревается в террористической деятельности, наркотрафике, геноциде, экоциде?

 

Задача № 13

 

Осенью 2003 года между причерноморскими государствами Россией и Украиной возник территориальный спор. Предметом спора послужил небольшой (7х0,5 км) остров (коса) Тузла в Керченском проливе.

Исторически Тузла – это естественное продолжение Таманского полуострова, который еще при Екатерине II вошел в состав Российской Империи на основании акта о присоединении Крыма и Кубани к России от 1783 г.

Общая протяженность косы вместе с надводными и подводными частями составляет немногим более 11 км. Тузла замыкает южную часть Таманского полуострова и глубоко вдается в Керченский пролив. В результате штормов и нарушения экосистемы часть косы была размыта, и сегодня она внешне напоминает остров. Однако сухопутное сообщение по косе с Таманским полуостровом остается и поныне, поскольку длина промоины составляет около 2 км, а глубина не превышает 60 см. Расстояние между оконечностью косы и Крымским полуостровом (Украиной) не превышает 4 км.

В 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Тузла как остров была передана из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР, а в феврале 1954 г. Тузла со всем Крымским полуостровом перешла в состав Украины на основании Постановления Президиума Верховного Совете РСФСР. В 1973 г. бывший первый заместитель Краснодарского крайисполкома Елисеев и заместитель председателя Крымского облисполкома Украины Семенчук «согласовали» прохождение границы между Краснодарским краем и Украиной, как раз по линии размыва.

В сентябре 2003 г. по решению российских властей на косе Тузла были начаты строительные работы, целью которых было восстановление участка суши, который соединял косу с Таманским полуостровом и был размыт еще в ХХ в.

Украинская сторона расценила действия России как попытку нарушения ее государственной границы и потребовала прекращения строительных работ, так как по мнению Украины остров Тузла является ее государственной территорией, и Россия не имела права вторгаться в ее пределы. В результате односторонних действий Украины данный остров фактически взят под ее юрисдикцию, здесь установлены украинские пограничные знаки и функционирует украинская пограничная застава.

Проведите юридический анализ ситуации и разрешите возникший межгосударственный казус. Какими средствами должны регулироваться территориальные споры между государствами? На основании норм каких нормативных актов и каким образом осуществляется делимитация территориального моря между государствами с противолежащими или смежными побережьями? Какими правовыми актами, регулируются отношения России и Украины в области использования Азовского моря и Керченского пролива?

 

Задача № 14

 

24 марта 1999 г. блок НАТО без санкции Совета Безопасности ООН начал операцию “Союзническая сила”. Бомбардировке (продолжалась до 10 июня 1999 г.) были подвергнуты цели в субъектах федерации Югославии - Сербии и Черногории. На их территорию было сброшено 5 тысяч тонн бомб, выпущено 1500 крылатых ракет, убито 1,2 тысячи мирных жителей, более 4,5 тысяч получили ранения, экономической, управленческой, транспортной и военной инфраструктуре страны нанесен огромный урон. Данная акция была прямым вмешательством в противостояние двух этнических групп, сербов, составляющих основное население Югославии, и албанцев, составляющих большинство населения сербской провинции Косово. Выступив в защиту косовских албанцев, страны НАТО обвинили сербско-югославское руководство в их геноциде, мотивируя свою военную акцию гуманитарными целями. Под военным давлением руководство Югославии было вынуждено отвести из Косова свои вооруженные силы и согласилось на ввод туда миротворческого контингента, основу которого составили войска НАТО.

В результате событий 11 сентября 2001 в США погибли около 3 тыс. человек, в основном американских граждан. Обвиненный в организации данных терактов саудовский миллионер Усама бен Ладен по заявлениям спецслужб США скрывался в Афганистане, и администрация США потребовала от движения Талибан его выдачи. Ответом на отказ были слова Буша: «Мы выкурим их из нор… и приведём их к правосудию или доставим правосудие к ним». В результате активных дипломатических усилий и военных приготовлений США удалось создать беспрецедентную коалицию для боевых действий на территории Афганистана, и в декабре 2001 при поддержке авиаударов и американских подразделений войска коалиции НАТО и группа моджахедов под названием «Северный альянс» установили контроль над Афганистаном и создали правительство национального единства, а основные силы Талибана были разгромлены.

20 марта 2003 вторжением в Ирак сил объединённой коалиции (США и Великобритании), без санкции Совета Безопасности ООН, началась операция, названная американским командованием «Шок и трепет». Она продлилась до 1 мая 2003 и закончилась разгромом иракских вооруженных сил, установлением контроля оккупантами над территорией страны. Официальными причинами вторжения являлись обнаружение и уничтожение оружия массового поражения и обнаружение данных, говорящих о поддержке Ираком международного терроризма. Помимо этого инициаторами вторжения в Ирак преследовалась «освободительная миссия» направленная на свержение диктаторского режима лидера Ирака Саддама Хусейна, заочно обвиненного в геноциде курдского и шиитского населения Ирака и недемократичных методах управления страной.

8 августа 2008 г. Грузия развязала боевые действия в Южной Осетии (бывшая часть территории Грузии провозгласившая в 1991 г. независимость) и обстреляла столицу республики город Цхинвал. Жертвами вооруженного конфликта, по данным властей Южной Осетии, стали 2100 человек. Россия для защиты жителей Южной Осетии, многие из которых являются российскими гражданами, без санкции Совета Безопасности ООН ввела в регион в помощь расквартированным там миротворцам (несколько десятков из которых погибли в результате грузинской агрессии) около 10 тысяч военнослужащих и сотни единиц военной техники. 12 августа Россия заявила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, а 22 августа объявила, что закончила отвод войск на позиции, определенные решением Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 1999 года. 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Южной Осетии.

Характерно, что впоследствии государственный секретарь США Кондолиза Райс объявила о неуместности параллелей между действиями Российской Федерации в Грузии (в августе 2008 г.) и вторжением США в Ирак (в 2003 г.) Отвечая на вопрос, не полагает ли она, что Запад утратил моральное право осуждать Россию после вторжения в Ирак, глава американской дипломатии заявила, что «никаких сравнений быть не может, и Россия не должна применять такой аргумент». Со слов К. Райс, Ирак времен Саддама Хусейна являлся «государством, которое нападало на своих соседей, применяло оружие массового уничтожения и было зачинщиком двух крупных военных конфликтов».

Вопросы. Оправдано ли нормами международного права вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенных государств с «гуманитарными целями», целями «борьбы с терроризмом» и «распространением оружия массового поражения»? Насколько такие действия соответствуют принципам международного права jus cogens, основополагающим международным актам и системе международных средств разрешения подобных конфликтных ситуаций? В каких случаях с позиций международно-правовых императивов допустимы военные акции в отношении суверенных государств? На основе международного права проведите сравнительно – правовой анализ законности действий нападающих сторон во всех четырех приведенных ситуациях.

 

Задача 15.

Международные трибуналы – это международные органы, создаваемые для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия. Идея создания международного уголовного трибунала зародилась еще в позапрошлом веке, когда глава Красного Креста Густав Мойнер предложил учредить суд над виновниками франко-прусской войны.

В различное время созданы следующие международные трибуналы и суды международной уголовной юрисдикции:

1) Международный военный трибунал над нацистскими преступниками в Нюрнберге. Действовал в 1945 г.;

2) Международный военный трибунал для Дальнего Востока (над военными преступниками Японии) в Токио. Действовал в 1946 г.;

3) Международный трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ), действует с 1993 г. по настоящее время, создан в Гааге с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.;

4) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. Трибунал действует с 1995 г. по настоящее время;

5) Международный Трибунал ООН по морскому праву. Расположен в Гамбурге, действует с 1996 г. по настоящее время;

6) Международный уголовный суд (МУС). Действует в Гааге. Первый судебный процесс прошел в 2006 г.

Вопросы. Охарактеризуйте статус и детализируйте задачи каждого из вышеназванных судебных органов, назовите международные правовые акты, на основе которых они действуют (действовали). Приведите примеры из их практики. Разыщите и прокомментируйте критические высказывания ряда СМИ и политиков относительно малой эффективности, низкой легитимности и спорной правомочности некоторых из этих судебных учреждений. Насколько в действиях этих судов присутствует политическая составляющая? Почему Россия, Израиль, США, Китай, Индия отказались признавать для себя юрисдикцию Международного уголовного суда?

Приложение 3 к ФОС

по дисциплине «Международное право»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕСТ 1

ТЕСТ 2

ТЕСТ 3

ТЕСТ 4

ТЕСТ 5

ТЕСТ 6

ТЕСТ 6

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

    Международное право     

 

 

Направление:                              Юриспруденция                                                            

Профиль:                                     гражданско-правовой                                                   

Квалификация выпускника:                 бакалавр                                                             

Форма обучения:                                    очная                                                                   

 

 

Одобрено на заседании кафедры

________________________________________

 

протокол № _________

«___»____________________ 201___г.

 

Зав. кафедрой ______________/_____________

 

 

Москва 2016


ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Международное право»

1.1 Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в институте.

1.2 Сводная таблица фонда оценочных средств по дисциплине

№ п.п.

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной

1.

ОПК-1, ОПК-2

2.

Этапы формирования компетенций

Название и содержание этапа

Код(ы) формируемых на этапе компетенций  

Этап 1: Формирование базы знаний

- лекции по основным темам дисциплины в соответствии с рабочей программой дисциплины

- практические занятия по темам теоретического содержания

- самостоятельная работа обучающихся по вопросам тем теоретического содержания 

ОПК-1, ОПК-2  

Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний

- практические задания

- анализ международных документов

 - анализ и оценка активности и эффективности участия в групповой дискуссии  

- самостоятельная работа по подготовке докладов и презентаций.

ОПК-1, ОПК-2  

Этап 3: Проверка усвоения материала

- проверка решений самостоятельно выполненных практических задач

- проверка правильности составления проектов документов

- тестирование текущих знаний

- устный опрос

ОПК-1, ОПК-2 3.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.