Наиболее распространенные ошибки при написании выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе написания ВКР неизбежны трудности, заблуждения и ошибки, которые студент преодолевает при помощи научного руководителя. Однако есть ряд типичных недостатков, которых можно избежать с самого начала, не давая научному руководителю излишнего повода для возвращения ВКР на доработку.

Отсутствие обоснования целей и задач ВКР. Начиная работу, следует четко сформулировать цель, а также определить те задачи, которые необходимо решить для ее достижения.

Цель ВКР заключается в углубленном изучении какой-либо проблемы в рамках данной научной дисциплины. Во введении следует обозначить эту проблему, а также выделить те конкретные вопросы, которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть ее суть. Как правило, эти вопросы и составляют основу структуры ВКР. Следует также определить последовательность их изучения, что поможет в составлении логичного плана. Типичный недостаток заключается в том, что студент во введении неоправданно много внимания уделяет вопросам, которые подробно должны рассматриваться в основной части (например, даются определения, статистические данные, излагаются дискуссионные точки зрения и т.д.), но при этом обоснованию целей и задач ВКР уделяет недостаточное внимание.

Использование устаревших источников и неактуальной информации. К числу качественных источников относят работы авторов, внесших заметный вклад в развитие научного знания, достоверные и актуальные статистические издания, официальные документы. Однако, если в ВКР, написанной в 2014 г., нет ни одного источника, датированного позднее 2009 г., то возникает вопрос о том, действительно ли избранная тема сохраняет свою актуальность, коль скоро она не находит отражения в научной литературе.

Неактуальная информация и устаревшие источники особенно характерны для несамостоятельных работ.

Несбалансированный план. Изучив большой объем материала, студент должен структурировать его, выделив основные аспекты и элементы проблемы. Им посвящаются определенные части работы, которые находят свое отражение в плане ВКР. План отражает не только ее структуру, но и последовательность изложения. При его составлении необходимо равномерно и сбалансировано распределить изученный материал по разделам и подразделам, избегая разделов, состоящих из одного подраздела, либо, наоборот, из слишком большого (более 3-4) числа подразделов. Следует следить и за количеством страниц в подразделах и разделах во избежании «раздутых» по сравнению с остальными частей работы.

Отсутствие промежуточных выводов. Задача ВКР заключается в том, чтобы в результате изучения избранной проблемы прийти к определенным научным выводам. Самостоятельность выводов, полученных в результате выполнения ВКР, является одним из важнейших критериев ее оценки. Заключительные выводы излагаются в конце ВКР, однако необходимо формулировать и промежуточные выводы, завершая очередной подраздел. Они необходимы для того, чтобы логично перейти от одного подраздела к другому, они обеспечивают последовательность изложения и целостность ВКР. Поэтому каждая часть ее основного содержания должна завершаться выводом.

Отсутствие связи между содержанием работы и заключительными выводами. В заключение студент должен показать те знания, которые он получил в результате выполнения ВКР, поэтому они играют особенно важную роль в ее оценке. Типичным недостатком является нарушение связи между основным содержанием работы и заключительными выводами. Это происходит по двум причинам. Во-первых, выводы приобретают формальный характер, если студенту не удалось полно и глубоко изучить проблему. В этом случае в заключении преобладают второстепенные детали, в то время как важные выводы остаются за его пределами. Во-вторых, иногда в заключении неожиданно появляются проблемы, которые в основном содержании не затрагивались. Введение какого-либо нового материала (фактов, суждений) в заключительной части выглядит необоснованно.

Неадекватный стиль изложения. При написании ВКР студент изучает большой объем литературы, написанной в разных жанрах: это учебники, научные монографии, полемические статьи, публикации в периодических изданиях и т.д. Они заметно различаются стилем изложения. Например, учебная и научная литература, как правило, отличается строгим стилем изложения, в то время как для полемической и публицистической литературы характерна яркая эмоциональная окраска. Очень часто студент оказывается под заметным влиянием жанра и переносит в свою работу выражения, которые несут слишком большую эмоциональную нагрузку и выглядят неуместно в ВКР, например, «к большому сожалению», «к счастью», «огромный», «прекрасный» и т.д. При написании ВКР необходимо избегать такого влияния, следует сосредоточить свои усилия на выработке навыков научного стиля изложения своих мыслей.

Отсутствие графических иллюстраций. Исследуемые проблемы всегда имеют количественные характеристики, выраженные в определенных показателях. Будущий специалист должен уметь обобщать статистические данные, группировать их в целях обоснования своих выводов. Полезным инструментом работы со статистикой и средством ее презентации являются таблицы, рисунки, гистограммы, различного вида графики и диаграммы и т.д. Их использование всегда ведет к более содержательному и убедительному изложению материала.

Отсутствие связи между содержанием работы и материалами, размещенными в приложении. Часть материала, представленного в таблицах, диаграммах, графиках, целесообразно разместить в приложении. Однако в основном содержании работы необходимо давать соответствующие ссылки на эти материалы.

Отсутствие связи между содержанием работы и библиографическим списком. При написании работы и при составлении списка литературы студент должен точно и как можно более полно отразить те источники, которые он изучил. Полнота информационного обеспечения ВКР характеризуется не только библиографическим списком, но и теми сносками, которыми автор обозначает использование того или иного источника. Типичный недостаток заключается в том, что студент не всегда дает ссылки на использованную литературу в самом тексте. Отсутствие связи между библиографическим списком и текстом приводит к тому, что список приобретает формальный характер, а сама работа выглядит легковесно и неубедительно.

Неправильное оформление библиографического списка. Библиографический список имеет очень большое значение, так как он характеризует те информационные ресурсы, которыми воспользовался студент для выполнения ВКР. Требования к оформлению списка широко известны, они установлены для того, чтобы как можно более полно и точно охарактеризовать использованные ресурсы. Однако студенты часто недобросовестно относятся к этой обязательной части работы.

Очень часто неправильно оформляются источники Интернета: указывается лишь адрес сайта и не дается никаких указаний на то, какой организации он принадлежит, и какой конкретно документ изучался при выполнении ВКР. При использовании информационных ресурсов Интернета необходимо давать полную информацию об источниках.

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Для оформления блок схем

ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».

ГОСТ 19.002-80 Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.

ГОСТ 19.003-80. Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические.

Для оформления библиографического списка, формирования ссылок, сносок, и формирования библиографической записи

ГОСТ Р 7.0.5-2008. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления. (Для библиографических ссылок)

ГОСТ 7.1 – 2003. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления. (Для списка литературы)

ГОСТ 7.80 – 2000. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. ЗАГОЛОВОК. Общие требования и правила составления. (формат записи)

Для оформления чертежей, схем и т.д.

ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов [Текст]: ГОСТ 2.102–68 (2001).

ЕСКД. Основные надписи [Текст]: ГОСТ 2.104-2006.

ЕСКД. Текстовые документы [Текст]: ГОСТ 2.106-96.

ЕСКД. Основные требования к чертежам [Текст]: ГОСТ 2.109–73.

ЕСКД. Форматы [Текст]: ГОСТ 2.301–68.

Для оформления отчёта о научно-исследовательской работе

ГОСТ 7.32-2017. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25.09.2017 г. №9103*П).

ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. (Дата ввода 01.07.2004)

 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дата: 2019-02-19, просмотров: 230.