Наземные сооружения, буровые установки и буровое оборудование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наземные сооружения, буровые установки и буровое оборудование

(Лекция 20)

Общие сведения

На отведенной площадке в пункте заложения скважин для выпол­нения работ монтируют буровую установку и возводят необходимые наземные сооружения.

Буровая установка представляет собой комплекс различных функ­ционально взаимосвязанных машин, механизмов и конструктивных элементов для выполнения основных и вспомогательных работ при строительстве скважины.

Конструктивное исполнение буровой установки, ее оснащен­ность, габариты и параметры зависят от многих факторов, и в первую очередь от способа бурения, глубины и конструкции скважины.

При механическом бурении буровая установка, прежде всего должна обеспечить выполнение трех основных функций. Условно их можно подразделить на грузовую, приводную и циркуляционную.

Грузовая функция охватывает все работы по перемещению тяже­лых инструментов в стволе скважины или их удержанию на весу. Сюда относятся следующие виды работ: спуск в ствол скважины или подъем бурильной колонны (спуско-подъемные операции), поддержа­ние бурильной колонны на весу в процессе проходки ствола скважи­ны, спуск обсадных колонн в ствол скважины, спуск в скважину и из­влечение различного вспомогательного инструмента, в том числе инструмента для ликвидации аварий в скважине.

Под приводной функцией понимается передача мощности враща­тельного движения на бурильную колонну, а с ее помощью и на породоразрушающий инструмент, находящийся на забое, или на различ­ные инструменты, спущенные в скважину для проведения вспомога­тельных работ.

Циркуляционная функция реализуется созданием непрерывной циркуляции агента по стволу скважины. К этой же функции можно отнести и все работы по регулированию и поддержанию, необходимых свойств циркулирующего бурового раствора.

Функциональная схема буровой установки представлена на рис. 12.1.

Соответственно трем названным функциям в структуре буровой установки выделяются три технологические цепочки, каждая из ко­торых включает силовой привод, трансмиссию с редуктором, главный исполнительный орган и вспомогательное оборудование и инструмент.

В технологическую цепочку для исполнения грузовой функции входят буровая лебедка (главный исполнительный орган), силовой

 

 

привод, трансмиссия, редук­тор (в конструкции буровой лебедки или отдельно), а так­же буровая вышка и талевая система.

Технологическая цепоч­ка привода состоит из ротора (главный исполнительный орган) силового привода ро­тора, трансмиссии и редукто­ра (в буровых установках не­которых типов используют редуктор буровой лебедки).

Технологическая цепочка для создания циркуляции в стволе скважины объединяет буровой насос (главный ис­полнительный орган), силовой привод насоса, трансмиссию, а также механизмы и аппараты для при­готовления, очистки и обработки промывочной жидкости и элементы поверхностной циркуляционной системы: желоба, трубопроводы, сто­як, шланг, вертлюг, емкости. В случае использования газообразных агентов в качестве главного исполнительного органа в цепочку входит компрессор.

Помимо оборудования, объединенного в технологические цепоч­ки, буровая установка имеет: средства механизации вспомогательных работ и автоматизации процессов; органы управления агрегатами; приборы для контроля работы отдельных агрегатов буровой установки и аппаратуру технологического контроля процесса бурения; средства противопожарной, противовыбросовой безопасности и охраны труда.

Поблизости от буровой установки на безопасном расстоянии раз­мещают бытовые помещения для отдыха и обслуживания персонала буровой бригады, контору бурового мастера, подсобные помещения для хранения материалов и инструментов, резервные емкости для воды, химреагентов и ГСМ.

Таким образом, современная буровая установка глубокого буре­ния со всем вспомогательным оснащением представляет собой произ­водственный объект для выполнения буровых работ в полевых усло­виях в любой погодно-климатической обстановке.

 

Буровое оборудование должно обеспечивать строительство сква­жины с высокими технико-экономическими показателями. Важнейшая особенность буровой установки — ее эксплуатационно-техническая характеристика. К. эксплуатационно-техническим показателям буровой установки относятся производительность, надежность, ремонтоспособ- ность, уровень исполнения технологических функций и его соответст­вие требованиям современной технологии, удельный расход энергии,

относительная масса (отношение массы установки к ее грузоподъем­ности), простота обслуживания, удобство демонтажа, монтажа и транспортирования бурового оборудования в различных коммуника­ционных условиях.

Имеется и ряд других требований эксплуатации, которые непре­менно учитываются при выборе буровых установок для конкретных условий, а также при их модернизации и разработке новых конст­рукций. К таким требованиям относятся: создание благоприятных ус­ловий для работы обслуживающего персонала, обеспечивающих безо­пасность работ и исключающих травматизм; повышение уровня механи­зации вспомогательных работ и автоматизации процессов в бурении; удобство в управлении работой агрегатов и исполнительных органов буровой установки; обеспечение достаточно полной и достоверной ин­формации о процессе бурения.

С развитием бурового дела, совершенствованием технологии бурения в соответствии с общим техническим прогрессом в народном хозяйстве страны совершенствуется и модернизируется буровое оборудование, повышается уровень механизации и автоматизации буровых работ.

В совершенствовании бурового оборудования можно выделить не­сколько направлений: замена отдельных агрегатов и узлов буровой установки на более совершенные; модернизация конструкции буровой установки без изменения ее принципиальной схемы; создание принци­пиально новых конструкций с реализацией процессов по новой техно­логии; создание буровой установки, отвечающей каким-то особым тре­бованиям (например, установки с подогревом для ведения буровых работ в условиях Крайнего Севера, установки для кустового буре­ния и т. п.).

Поскольку за весь период эксплуатации каждая буровая установ­ка, как правило, подвергается неоднократному демонтажу и монтажу, большое внимание уделяется разработке таких конструктивных реше­ний, которые максимально упрощали бы и облегчали монтажно- демонтажные работы и в благоприятных условиях позволяли бы со­кратить их объем до минимума. Для решения этой задачи разрабаты­ваются буровые установки универсальной монтажеспособности.

Наблюдается постоянная тенденция к увеличению глубин буре­ния, особенно в области поисков и разведки новых месторождений. С ростом глубин бурения возникает потребность в буровых установках тяжелого типа. Созданы и внедрены установки БУ-15000 для бурения скважин на глубины до 15 тыс.м.

Открытие крупных месторождений нефти и газа в отложениях морского дна привело к широкому развитию буровых работ в аквато­риях морей и океанов и потребовало создания специальных буровых установок для морского бурения.

Подробно установки для морского бурения будут рассмотрены ниже в разделе 13.

 

Таблица 12.1

Нагрузка на крюке, кН

Глубина буре­ния, м, для скважин

о. F о S 5

Таблица 12.2

Параметры

Класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Диапазон глубин бурения, м 600- 1250 1000- 1600 1250 - 2000 1600-2500 2000 - 3200 2500 - 4000 3200 - 5000 4000 - 6500 5000 - 8000 6500- 10000 800 - 12500 Допускаемая нагрузка на крюке, МН 0,8 1,0 1,25 1,6 2,0 2,5 3,2 4,0 5,0 6,5 8,0 Мощность на приводном валу лебедки, кВт 200 - 240 240 - 300 300 - 440 440 - 550 550 - 670 670 - 900 900- 1100 1100- 1475 1475 - 2200 2200 - 2950 2500 - 2950 Оснастка талевой системы 4x5 4x5 4x5 4x5 5x6 5x6 6x7 6x7 7x8 7x8 7x8 Скорость подъема незагру­женного элеватора, м/с 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 Мощность привода насоса, кВт 300, 375 300, 375 475 475, 600, 750 465, 600, 750 475, 600, 750 600, 750, 950 600, 750, 950 950, 1180 1180 1180, 1840 Наибольшее давление на выходе насоса, МПа 20,21 20,21 21,25 25,32 25, 32, 35 25, 32, 35 25, 32 25, 32, 35 32, 40 32, 40 40, 105 Число насосов 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 Высота основания, м 3 4 4,4; 5,5 4,4; 5,5 5; 5,5 5,6 6 6,7; 8,0 6,9; 8,0 - 6,9; 8,0 8,5 Номинальная длина свечи, м 18 18 18, 25, 27 18, 25,27 25, 27, 36 25, 27, 36 25, 27, 36 25, 27, 36 25, 27, 36 25, 27, 36 27, 36

Основные параметры БУ Волгоградского завода буровой техники (ВЗБТ) для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 1000 - 3500 м даны в табл. 12.5, а основные комплектующие механизмы и агрегаты (для базовых моделей) в табл. 12.6.

Исходными данными при выборе БУ являются проектная глубина и конструкция скважины.

Параметр максимальная грузоподъемность характеризует пре­дельно допустимое значение нагрузки на крюке, которое не может быть превышено при выполнении любых технологически операций в процессе всего цикла строительства скважины (вертикальные нагрузки от веса бурильной колонны, находящейся в скважине, обсадных труб, спускаемых в скважину, а также нагрузки, возникающие при ликвида­ции аварий и осложнений в скважине).

Параметр рекомендуемая глубина бурения скважины в каждом конкретном случае может отличаться от указанного значения в табл. 12.1, 12.2, 12.3 и 12.5 в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от типа и веса бурильных труб и компоновки буриль­ной колонны. Однако во всех случаях должно соблюдаться условие


Тип привода выбирается в зависимости от степени обустройства конкретного региона.

Пример 12.1. Вычислить глубину бурения БУ500ЭУ(Нрек = 5000 м) при весе 1 м бурильных труб 270 и 360 Н/м. Запас грузоподъемности

Решение По формуле (12.2)

 

Пре весе 1 м бурильных труб q = 270 Н/м данной установкой можно бурить до глубины

 

 

При весе 1 м бурильных труб q = 360 Н/м

 





Таблица 12.5

Таблица 12.6

Буровая вышка

Буровая вышка предназначена для спуска в скважину и извле­чения из нее бурильных труб при выполнении спуско-подъемных опе­раций; размещения свечей, извлеченных из скважины; спуска обсадных колонн; поддержания бурильной колонны в подвешенном состоянии в процессе бурения и выполнения различных вспомогательных работ в скважине.

Буровая вышка представляет собой высотную металлическую кон­струкцию. Ее основные параметры - высота и грузоподъемность. Вы­сота вышки определяет длину свечи, которую можно извлечь из сква­жины. Длина свечи составляет примерно две трети от высоты вышки. С увеличением длины свечи продолжительность спускоподъемных операций сокращается, поэтому с увеличением глубины бурения высота и грузоподъемность вышек увеличивается. Например, для бурения скважин на глубину 300 - 500 м применяется вышка высотой 16 - 18 м, на глубину 2000 м - высотой 27 - 28 м, на глубину 3000 - 4000 м - 42 м, на глубину 5000 - 6500 м - 53 м.

В зависимости от количества и расположения несущих элемен­тов (ног) вышки подразделяются на два типа: башенные и мачтовые.


К вышкам башенного типа принято относить такие, у которых ос­новная нагрузка передается на три или четыре точки, не расположен­ные на одной прямой. Иными словами, геометрически вышка башен­ного типа представляет собой пространственную фигуру (рис. 12.2).

 

Чем выше грузоподъемность, тем больше высота вышки. Вышки изготавливаются из труб диаметром 168 мм и уголкового железа и состоят примерно из 10 разъемных секций. Вышки башенного типа собирают и разбирают при помощи специального подъемного Я.М. Кершенбаума методом сверху вниз при сборке и снизу вверх при разборке. Применяют при этом подъемники ПВК - 1 для монтажа - демонтажа вышек высотой до 41 ми ПВ2 - до 53.

Если же основная нагрузка передается на одну или две опорные точки, то вышка относится к мачтовому типу и геометрически она может быть представлена плоскостной фигурой (например, имеются А-образные и П-образные мачты).

В последнее время при создании современных буровых устано­вок конструкторы отдают предпочтение вышкам мачтового типа, которые имеют ряд преимуществ: облегчены монтажно-демонтажные работы и повышена их безопасность; более удобны при транспорти­ровании; уменьшена общая металлоемкость сооружения при сохране­нии основных параметров. Недостаток этих установок состоит в том, что мачтовая вышка представляет собой более дорогостоящее соору­жение (рис. 12.3).

По степени разборности вышки подразделяются на секционные и разбираемые на отдельные стержни.

Мачтовые вышки почти всегда являются секционными, тогда как башенные чаще относятся ко второму типу.

Секционные вышки в зависимости от конструктивной схемы монтажа делятся на сборные, складные и телескопические.

Отдельные секции сборных вышек при монтаже соединяются крепежными деталями. К складным относятся вышки, у которых сек­ции соединены шарнирно, и при демонтаже такие вышки складыва­ются в более удобные габариты. У телескопических вышек одни сек­ции могут размещаться внутри других, а при монтаже они телеско­пически выдвигаются.

Размеры основания вышек определяют с учетом размещения на полу буровой наземного оборудования: лебедки, ротора, подсвечни­ков, ключей, а также шурфов для ведущей трубы и бурильной трубы, подготовленной к наращиванию. Основание должно обеспечивать достаточно свободного места для работы буровой бригады. У устано­вок глубокого бурения размер основания вышки 8 х 8м или 10 х 10м.

Мачтовые буровые вышки дли буровых установок завода «Уралмаш» изготовляются следующих типов: А-образные (ВМ), П-образные (ВМП) и четырехопорные (ВУ).

А-образные вышки применяются в буровых установках классов 3200/200 и 5000/320, П-образные - в буровых установках класса 5000/320.

Четырехопорные мачтовые вышки используются в буровых ус­тановках классов 6500/400 и 8000/500. Обладая жесткостью башен­ных, вышки этого типа сохранили монтажные качества мачтовых

 

вышек. Оригинальная схема подъема предусматривает использова­ние в качестве устройства для подъема вышки буровой площадки. Вышки такого типа обеспечивают одновременное размещение двух комплектов свечей: для работы с механизированной их расстановкой с одной стороны и для работы с ручной расстановкой - с другой.

                                                                                                                    


 

Подъем и опускание вышек осуществляются буровой лебедкой с помощью специальных устройств.

Внутри одной ноги вышки имеются лестницы тоннельного типа до подкронблочной площадки, внутри второй ноги - лестницы мар­шевого типа с переходными площадками (до платформы верхнего рабочего).

В табл. 12.7 приведены основные параметры мачтовых вышек. Параметры четырехопорных мачтовых вышек приведены в табл. 12.8, а буровых вышек ВЗБТ - в табл. 12.9.

Общие виды буровых установок с вышками башенного и мачто­вого типов приведены на рис. 12.2 и 12.3, а схемы установки БУ300ЭУК, кинематическая схема буровой установки с дизельным приводом и схема буровой установки с дизельным приводом и схема

электропривода постоянного тока лебедки и буровых насосов приве­дены на рис. 12.4, 12.5, 12.6.



Таблица 12.7

Показатели

А-образные вышки

П-образные вышки ВМА-45х200 ВМР-45х200У ВМР-45х320 ВМА-45х320 ВМП-45х320 Допускаемая нагрузка на крюке, КН 2 000 2 000 3 200 3 200 Рабочая высота (расстоя­ние от ротора до под- кронблочной рамы), м 45 45 45 45 Нагрузка на крюке при испытании, кН 2 400 2 400 3 840 3 840 Расстояние между ногами, м 10,3 10,3 10,3 - База нижняя (расстояние между осями опорных шарниров), м - - - 2,6x10,3 Длина свечи, м 25-27 25-27 25-27 25-27 Диаметр и толщина трубы, мм 140x8 140x8 140x14 - Профиль уголка - - - 200x200x17 Соединение секций меж­ду собой Пальцевое Пальцевое Пальцевое Фланцевое Длина секций,м 11 940 11 940 И 940 11 900-12 750 Габариты сечения ноги, м 1 640x2 440 1 640x2 440 1 640x2 440 1 800x3 000 Размеры, мм: Н 44 800 44 800 44 800 44 800 Н 1 6 200 7 200 8 200 8 200 Н2 3 550 4 750 5 300 2 400 Н3 4 600 4 600 4 600 4 100 Н4 16 750 17 250 17 750 17 350 А1 10 300 10 300 10 300 10 300 А2 - - - 2 600 В 620 650 630 250 B 1 9 880 9 635 4 450 5 250 Масса, кг:         секция (максимальная) 3 795 3 483 4 475 7 010 вышки 36 290 30 766 41 050 69 450 Система подъема вышки

Буровой лебедкой с помощью специального приспособления

 

Таблица 12.8

Таблица 12.9

Продолжение таблицы 12.9

Показатели Б4.01.00.000 Сб.01/ БУ2500ЭУ Б1.01.00.000, Б11.01.00.000, Б11.01.00.000-01 Б12.01.00.000

Б12.01.00.000-01

Рабочая высота (расстояние от стола ротора до подкронблочной рамы), м 38,8 42,1 40,8 41,6

41,6

Длина свечи, м 25-27 25-27 25-27 25-27

25-27

Расстояние между ногами, м 7,0 9,0 7,5 6,5

6,5

Сечение ноги вышки Трехгранное Четырехгранное Трехгранное Четырехгранное

Четырехгранное

Число секций 8 8 6+общий наго­ловник +6 общий наго­ловник

+6 общий наго­ловник

Диаметр и тол­щина трубы, мм 140x6 140x6 140x12 140x12

140x12

Соединение секций между собой

Фланцево-хомутовое

Секций - фланцевое, наголовник - на осях

Габариты сече­ния ноги, мм 1640х1640х х1620 1640x2140 1640x1640x1620

1682x2183

1682x2183 Наличие марше­вых лестниц - Имеются -

Имеются

Имеются Масса, кг: секции (наибольшая) вышки (без механизма подъема) вышки (с механизмом подъема) 1544 15 200 21 800 2520 33 300 42 700 1980 18 500-18 700 26 300-26 600

4527 31 520

33 872

4527 31 520 33 881 Полезная площадь магазинов, м2 3,23 4,38 4,28

4,66

4,66 Система подъе­ма вышки

От буровой лебедки через систему специального полиспаста

             

Таблица 12.10

Параметры буровых лебедок

Показатели

Буровые лебедки

ЛБУ22 -720 ЛБУ22 -620 ЛБУ 37 -1100 БЛУ 2000ПС ЛБУ 3000М1 БЛУ- 1200 ЛБУ- 1200 (Д-1) ЛБУ- 1200 (Д-1) Максимальное уси­лие в канате, кН 220 220 370 365 460 273 289 289 Расчетная мощность на входном валу, кН 720 670 1100 1475 2200 710 690 690 Диаметр талевого каната, мм 28 28 35 35 38 32 32 32 Диаметр бочки бара­бана, мм 650 500 685 835 935 800 800 800 Длина бочки бараба­на, мм 840 1180 1373 1445 1540 1030 1030 1030 Число скоростей лебедки (с учетом коробки скоростей) /на ротор 4 2 4 2 2 5/4 5/4 5/4 Диаметр тормозных шайб, мм 1180 900 1270 1450 1600 1450 1450 1450 Ширина тормозной колодки, мм 230 230 230 230 260 230 230 230 Тип вспомогательно­го тормоза тэи- 710-45 тэи- 710-45 тэи- 800-60

Основной элек­тродвигатель

УТГ- 1450 УТГ- 1450 УТГ- 1450 Габаритные размеры, мм длина ширина высота 6854 3208* 2695 7866 3100 2207 833 3230* 2208 8430** 3480** 2540** 8725** 3464** 2560** 7250 3545 2865 7407 2776 2420 7430 2903 2420 Масса, кг 31490 34000 39050 39330** 49200* 26320 23875 24450

Транспортный размер.

**Параметры приведены без основного электродвигателя.

Таблица 12.11

Показатели

Буровая лебедка

Б7. 02.00.000 Сб.02/ ЛБ-750 Б1. 02.30.000 Б12 02.02.000 Б12 02.02.000-01 М12. 02.02.000 Буровые установки, в которых применены буровые лебедки БУ 1600/ ЮОДГУ, БУ1600/ ЮОЭУ БУ2900/ 17ДГМ1 БУ2900/ 175ЭП-М, БУ2900/ 175ДЭП-2, БУ2900/ 175ЭПК 500 БУ2900/ 175ЭПБМ1 БУ2900/ 200ЭПК БУ1600/ 100 дмм Расчетная мощность на входном валу подъем­ного агрегата, кВт 300 550 550 550 550 300 Максимальное усилие в канате, кН 145 225 225 225 250 145 Диаметр каната, мм 25 28 28 28 32 25 Диаметр бочки бараба­на, мм 550 700 550 560 560 550 Длина бочки барабана, мм 800 1200 1200 1071 1071 640 Число скоростей (с учетом трансмиссии):            

Продолжение таблицы 12.11

Показатели

Буровая лебедка

Б7. 02.00.000 Сб.02/ ЛБ-750 Б1. 02.30.000 Б12. 02.02.000 Б12. 02.02.000-01 М12. 02.02.000 прямых обратных 4/2 4/- 4 2 2 2 2 2 2 3 1 Число скоростей на ротор 4/2 4 - - - 3/1 Диаметр тормозных шайб, мм 1180 1180 1180 1180 1180 1180 Ширина тормозной колодки, мм 230 230 230 230 230 230 Вспомогательный тормоз Гидромат Ф1000 22 ТЭП-45- У1 37 ТЭП-45-У1 37 ТЭП-45-У1 37 ТЭП-45-У1 37 Гидромат Ф1000 22 Мощность вспомога­тельного привода, кВт 22 37 37 37 37 22 Габаритные размеры, мм: длина ширина высота 4570 3175 2187 4620 2040 1895 4980 3190 3190 12000 (с приводом) 3230 3230 12000 (с приводом) 3230 3230   Масса, кг 12000 12200 21000 20940 20940  

Буровая лебедка предназначена для выполнения спускоподъемных операций, плавной подачи удерживаемого на весу инструмента по мере углубления скважины, регулирования нагрузки на долото, спуска обсадных колонн в скважину. В установках тяжелого типа буровая лебедка служит также для передачи мощности на ротор, если он не имеет индивидуального привода.

Наиболее важны следующие характеристики буровой лебедки: наибольшее усилие натяжения в рабочей (набегающей) ветви каната; мощность на барабане; число скоростей навивки каната на барабан и их величины, диаметр и ширина барабана лебедки, канатоемкость ба­рабана, характеризующая длину каната, который можно разместить на барабане при расположении его не более чем в четыре слоя.

Буровая лебедка имеет подъемный вал с барабаном, ленточный и гидродинамический тормоза, трансмиссионный и промежуточный валы.

Чаще всего лебедки однобарабанная двухвальная с ленточным (механическим) пневматически управляемым главным тормозом, с двумя цепными передачами для привода главного барабана и двумя фрикционными муфтами для его оперативного включения.

Барабан - приемный орган лебедки, на который наматывается канат. Ленточный тормоз предназначен для торможения барабана до полной остановки при спуске инструмента, для удержания на весу бу­рильной или обсадной колонны и плавной их подачи. Гидродинамиче­ский тормоз - вспомогательный он развивает тормозной момент при спуске инструмента и автоматически поддерживает скорость его спус­ка на заданном уровне, тем самым, предохраняя главный тормоз от длительной нагрузки и снижая его износ. Он поглощает значительную

часть энергии, выделяющуюся во время спуска колонны, что облегчает труд бурильщика. Применяются также электрические поглотители энергии. Они более легко управляемые и обладают плавностью управления.

Трансмиссионный и промежуточный валы лебедки служат для изменения частоты вращения барабана лебедки. Так как при выполнении спуско- подьемных операций нагрузка на крюке изменяется и, следовательно, меняет­ся натяжение в набегающей вегви каната, то при постоянной мощности на валу лебедки для более рационального использования мощности привода приходится изменять скорость подъема. По мере уменьшения нагрузки на крюке скорость навивки каната на барабан увеличивают, скорость подъема нагруженного крюка - 0,3 - 0,5 м/с, а ненагруженного - 1,7 - 2,0 м/с. Чем выше грузоподъ­емность установки, тем больше число скоростей барабана

Механический тормоз служит для замедления движения и пол­ной остановки лебедки, а также для подачи колонны труб при буре­нии скважины.

Высшая и низшая частоты вращения барабана лебедки оперативно включаются осевыми одно-, двух- и трехдисковыми или радиальными шинно-пневматическими муфтами. Сжатый воздух к муфтам подается через вертлюжки, установленные на концах главного вала лебедки.

Механизмы управления работой лебедки приведены на рис. 12.4.А. (а - При торможении, поворачивая коленчатый вал 3, обеспечивается натяжение тормозной ленты 1, охватывающей тормозной шкивы бара­бана лебедки. Поворачивая рукоятку 4, сжатому воздуху из сети обес­печивается доступ в цилиндр 6.

6 - Внутри корпуса гидродинамического тормоза находится вода. При вращении ротора лопатки отбрасывают воду от оси к периферийной зоне, а ребра 2 корпуса поворачивают ее в обратном направлении к центру. В результате создается тормозной момент. Для регулирования его величины и охлаждения жидкости используют холодильник 7. В холодильник вода поступает из водопровода. Уровень заполнения хо­лодильника водой и соответственно величина тормозного момента регулируются сливными кранами 8.

в - В шинно-пневматической муфте обжимного действия при подаче сжатого воздуха, обжимают полумуфту ведомого вала, находящуюся внутри баллона. При подаче сжатого воздуха колодки 5 и фрикцион­ные накладки 7 взаимно прижимаются и обеспечивают передачу кру­тящего момента. Отключение сжатого воздуха за счет упругости рези- нокордных элементов муфты вызывает разъединение этих поверхно­стей и выключение муфты.

г - В дисковых муфтах сжатый воздух, поступая в баллон 4, обеспечи­вает прижатие ведущих и ведомых дисков и передачу крутящего мо­мента. Сбросив давление воздуха, за счет пружин 10, диски 2 и 9 раз­жимаются и передача крутящего момента прекращается.)

 

Для привода барабана применяются многорядные втулочно- роликовые цепи. Лебедка оборудована катушечным валом, на котором размещены приспособления для свинчивания, развинчивания и рас­крепления резьб в замках бурильных труб, а также фрикционная ка­тушка для подтаскивания и подъема грузов массой до 3000 кг. Свин­чивание и развинчивание бурильных труб производится специальным стационарным ключом АКБ-3 (автоматический стационарный буровой ключ), а докрепление резьб - машинными (подвесными) ключами.

Мощность на привод лебедки определяется по формуле


 

Значения скоростей навивки каната на барабан определяется ско­ростями подъема крюка vK (в нашем случае v„ = vK) и числом подвиж­ных (рабочих) струн «с талевой системы.


На рис. 12.5 показано наивыгод­нейшее соотношение между скоро­стью подъема v„ и нагрузкой на крю­ке Q. Необходимо, чтобы мощность на привод лебедки была близка к по­стоянной. Характеристика двигате­лей может быть:

а) «жесткой» (шунтовой) - асин­хронные электродвигатели (смягчается добавочными сопротивлениями), ДВС (очень жесткая характеристика) - рис. 12.6

б)   мягкой (сериесной) - двига­тели постоянного тока, паровые ма­шины и др. (рис. 12.7).


12.4.2. Талевая система.

Талевая (полиепастная) система служит для уменьшения натяже­ния рабочей ветви каната по сравнению с поднимаемым грузом. С по­мощью талевой системы вращательное движение барабана лебедки преобразуется в поступательное движение подвешенного груза (спуск или подъем) (рис. 12.8).

Талевая система размещена в буровой вышке и включает кронб- лок, талевый подвижный блок, крюк, штропы и талевый канат. Талевая система характеризуется грузоподъемностью, усилием натяжения ра­бочей ветви каната при номинальной нагрузке на крюке и наибольшей оснасткой, которая показывает соотношение числа роликов в подвиж­ном и неподвижном блоках. Например, запись «оснастка 5x6» означа­ет, что подвижный блок имеет 5 роликов, а неподвижный - 6.

Кронблок включает один или несколько роликов, смонтирован­ных на единой раме, установленной на самом верхнем поясе буровой вышки (рис. 12.9), табл. 12.12.

                                                                                       

таблица 12.12




Параметры кронблоков

Показатели

УКБ-6-270

УКБ-7-400 для ЗД86-1

УКБ-7-400 для ЗД86-2 УКБ-7-500 Схема кронблоков Б

Б

Е

Е А Максимальная на­грузка, кН 2500

2700

4000

4000 5000 Число канатных шкивов 6

6

7

7 7+2 Диаметры каната, мм 28

32

32

32 35 Наружный диаметр шкива, мм 1000

1120

1120

1120 1400 Диаметр шкива по дну канавки, мм 900

1000

1010

1010 1285 Диаметр оси, мм 220

220

260

260 280 Подшипник шкива 97744ЛМ Конический двухрядный 220x340x100

42244 Ролико­вый цилиндри­ческий 220x400x65

7097152М Конический двухрядный 260x400x104

7097556М конический двухрядный 280x420x110 Габаритные размеры, мм: длина ширина высота 3180 2606 1335

2320 1440 1322

2220 1460 1590

3230 3190 2440 6815 2440 2200 Масса, кг 3885

3430

3560

6400 9515 Максимальная на­грузка, кН 2500 4000

5000

6000

6000 Число канатных шкивов 6 6

7+2

7

7+2 Диаметры каната, мм 28 35

35

38

38 Наружный диаметр шкива, мм 1000 1400

1400

1500

1500 Диаметр шкива по дну канавки, мм 900 1285

1285

1365

1375 Диаметр оси, мм 200 280

280

380

280 Подшипник шкива 97744ЛМ Конический двухрядный 220x340x100 7097156М Конический двухрядный 280x420x110

7097156М Конический двухрядный 280x420x110

1097976К Конический двухрядный 380x520x150

7097156М Конический двухрядный 280x420x110 Габаритные размеры, мм    

 

 

  длина 4390 4390

6750

5090

6920 ширина 2820 3190

3130

2250

3250 высота 1810 2200

2192

2240

2360 Масса, кг 5170 8040

9925

11683

11855                

 

Необходимая сжимающая нагрузка на пакер при его срабатыва­нии (деформировании) может быть подсчитана по формуле

Размеры и характеристики пакеров приведены в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Пакер нормальной

Пакер повышенной

Пакер повышенной

проходимости (γ = 1,10-1,12)

устойчивости = 1,08)

проходимости (γ=1,14)

D пак, ММ G пак кН Δрпак МПа D пак, ММ G пак кН Δрпак МПа D пак, ММ G пак кН Δрпак МПа 98 87 30 30 90* 30 45 83* 40 20 132 120* 40 28 127* 30 45 115* 50 17 140 127* 40 25 135 30 45 123* 50 18 145 135 40 30 140* 40 45 127* 60 16 190 173* 70 30 180 50 45 167* 90 16 214 195 90 26 202* 70 38 188* 110 18 243 220 120 25 230* 90 40 210* 160 15 295 270 160 28 280* 110 40 258* 200 14

* Пакеры индивидуального изготовления.

Общую продолжительность Т цикла работы пластоиспытателя в скважине определяют по допустимому времени безаварийного нахож­дения инструментов в открытом стволе скважины и по ресурсу работы регистрирующих скважинных приборов (манометр, термометр). Про­должительность безопасного оставления пластоиспытателя в открытом стволе составляет от 30 мин до нескольких часов. В случае обсаженно­го ствола время испытания устойчивости стенок скважины не ограничено.

Наземные сооружения, буровые установки и буровое оборудование

(Лекция 20)

Общие сведения

На отведенной площадке в пункте заложения скважин для выпол­нения работ монтируют буровую установку и возводят необходимые наземные сооружения.

Буровая установка представляет собой комплекс различных функ­ционально взаимосвязанных машин, механизмов и конструктивных элементов для выполнения основных и вспомогательных работ при строительстве скважины.

Конструктивное исполнение буровой установки, ее оснащен­ность, габариты и параметры зависят от многих факторов, и в первую очередь от способа бурения, глубины и конструкции скважины.

При механическом бурении буровая установка, прежде всего должна обеспечить выполнение трех основных функций. Условно их можно подразделить на грузовую, приводную и циркуляционную.

Грузовая функция охватывает все работы по перемещению тяже­лых инструментов в стволе скважины или их удержанию на весу. Сюда относятся следующие виды работ: спуск в ствол скважины или подъем бурильной колонны (спуско-подъемные операции), поддержа­ние бурильной колонны на весу в процессе проходки ствола скважи­ны, спуск обсадных колонн в ствол скважины, спуск в скважину и из­влечение различного вспомогательного инструмента, в том числе инструмента для ликвидации аварий в скважине.

Под приводной функцией понимается передача мощности враща­тельного движения на бурильную колонну, а с ее помощью и на породоразрушающий инструмент, находящийся на забое, или на различ­ные инструменты, спущенные в скважину для проведения вспомога­тельных работ.

Циркуляционная функция реализуется созданием непрерывной циркуляции агента по стволу скважины. К этой же функции можно отнести и все работы по регулированию и поддержанию, необходимых свойств циркулирующего бурового раствора.

Функциональная схема буровой установки представлена на рис. 12.1.

Соответственно трем названным функциям в структуре буровой установки выделяются три технологические цепочки, каждая из ко­торых включает силовой привод, трансмиссию с редуктором, главный исполнительный орган и вспомогательное оборудование и инструмент.

В технологическую цепочку для исполнения грузовой функции входят буровая лебедка (главный исполнительный орган), силовой

 

 

привод, трансмиссия, редук­тор (в конструкции буровой лебедки или отдельно), а так­же буровая вышка и талевая система.

Технологическая цепоч­ка привода состоит из ротора (главный исполнительный орган) силового привода ро­тора, трансмиссии и редукто­ра (в буровых установках не­которых типов используют редуктор буровой лебедки).

Технологическая цепочка для создания циркуляции в стволе скважины объединяет буровой насос (главный ис­полнительный орган), силовой привод насоса, трансмиссию, а также механизмы и аппараты для при­готовления, очистки и обработки промывочной жидкости и элементы поверхностной циркуляционной системы: желоба, трубопроводы, сто­як, шланг, вертлюг, емкости. В случае использования газообразных агентов в качестве главного исполнительного органа в цепочку входит компрессор.

Помимо оборудования, объединенного в технологические цепоч­ки, буровая установка имеет: средства механизации вспомогательных работ и автоматизации процессов; органы управления агрегатами; приборы для контроля работы отдельных агрегатов буровой установки и аппаратуру технологического контроля процесса бурения; средства противопожарной, противовыбросовой безопасности и охраны труда.

Поблизости от буровой установки на безопасном расстоянии раз­мещают бытовые помещения для отдыха и обслуживания персонала буровой бригады, контору бурового мастера, подсобные помещения для хранения материалов и инструментов, резервные емкости для воды, химреагентов и ГСМ.

Таким образом, современная буровая установка глубокого буре­ния со всем вспомогательным оснащением представляет собой произ­водственный объект для выполнения буровых работ в полевых усло­виях в любой погодно-климатической обстановке.

 

Буровое оборудование должно обеспечивать строительство сква­жины с высокими технико-экономическими показателями. Важнейшая особенность буровой установки — ее эксплуатационно-техническая характеристика. К. эксплуатационно-техническим показателям буровой установки относятся производительность, надежность, ремонтоспособ- ность, уровень исполнения технологических функций и его соответст­вие требованиям современной технологии, удельный расход энергии,

относительная масса (отношение массы установки к ее грузоподъем­ности), простота обслуживания, удобство демонтажа, монтажа и транспортирования бурового оборудования в различных коммуника­ционных условиях.

Имеется и ряд других требований эксплуатации, которые непре­менно учитываются при выборе буровых установок для конкретных условий, а также при их модернизации и разработке новых конст­рукций. К таким требованиям относятся: создание благоприятных ус­ловий для работы обслуживающего персонала, обеспечивающих безо­пасность работ и исключающих травматизм; повышение уровня механи­зации вспомогательных работ и автоматизации процессов в бурении; удобство в управлении работой агрегатов и исполнительных органов буровой установки; обеспечение достаточно полной и достоверной ин­формации о процессе бурения.

С развитием бурового дела, совершенствованием технологии бурения в соответствии с общим техническим прогрессом в народном хозяйстве страны совершенствуется и модернизируется буровое оборудование, повышается уровень механизации и автоматизации буровых работ.

В совершенствовании бурового оборудования можно выделить не­сколько направлений: замена отдельных агрегатов и узлов буровой установки на более совершенные; модернизация конструкции буровой установки без изменения ее принципиальной схемы; создание принци­пиально новых конструкций с реализацией процессов по новой техно­логии; создание буровой установки, отвечающей каким-то особым тре­бованиям (например, установки с подогревом для ведения буровых работ в условиях Крайнего Севера, установки для кустового буре­ния и т. п.).

Поскольку за весь период эксплуатации каждая буровая установ­ка, как правило, подвергается неоднократному демонтажу и монтажу, большое внимание уделяется разработке таких конструктивных реше­ний, которые максимально упрощали бы и облегчали монтажно- демонтажные работы и в благоприятных условиях позволяли бы со­кратить их объем до минимума. Для решения этой задачи разрабаты­ваются буровые установки универсальной монтажеспособности.

Наблюдается постоянная тенденция к увеличению глубин буре­ния, особенно в области поисков и разведки новых месторождений. С ростом глубин бурения возникает потребность в буровых установках тяжелого типа. Созданы и внедрены установки БУ-15000 для бурения скважин на глубины до 15 тыс.м.

Открытие крупных месторождений нефти и газа в отложениях морского дна привело к широкому развитию буровых работ в аквато­риях морей и океанов и потребовало создания специальных буровых установок для морского бурения.

Подробно установки для морского бурения будут рассмотрены ниже в разделе 13.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1098.