Определяемая на уровне подхода, методологии, метода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда перед человеком стоит задача получение определенного знаний о предмете познания, возникает проблема: какие именно концептуально организованные знания должны быть применены для получения новых знаний? Если при этом нельзя ограничиться одной группой концептуально организованных знаний, то возникает проблема порядка применения разных групп таких знаний.

Предметная содержательность и организационная сущность метода (или группы методов, например, логических методов), определяется соответствующим методологическим (точнее, научно-методологическим) подходом.

 «Методологический подход — это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» (Э.Г.Юдин).

Методологический подход – это теоретическое основание исследования, определяющее общее предметное содержание метода, а через него и его организационную сущность. Применение определенного подхода обозначается соответствующим принципом. Словесное выражение определенного принципа в научном исследовании означает, что предметом исследования становиться та система качеств предмета познания, которая отражена содержанием определенного понятия или выступает основанием определенной теории. Например, принцип системности означает применение теории систем, позволяющего познавать и (или) проектировать предмет исследования в его целостности.

Определенный методологический подход, применение которого выражается соответствующим принципом, задает стратегию исследования, тем, что объективным основанием определения порядка познания становиться определенная теория (концептуально-теоретическая модель). На её основе вырабатывается система правил научного исследования, в которой отражается порядок познавательных действий, необходимых и достаточных для изучения всей системы качеств предмета познания, отраженных теорией. 

Особенностью применения методологических подходов в конкретном исследовании является то, что субъект познания, как правило, выбирает из всей совокупности теорий и концептов, решающих одну и ту же научно-познавательную проблему, что-то одно. Таким образом, применение исследователем какого-либо подхода означает, что он самостоятельно выбирает в качестве предметного основания метода своего исследования или отдельные положения целостной теории (например из теории систем берется только определение понятия «система» одного из исследователей), или отдельные концепции и определяет порядок своего исследования на основе этих теоретических знаний – т.е. сам формирует метод своего исследования. Каждый применяемый методологический подход всегда должен быть представлен системой принципов. Посредством этих принципов субъект научной деятельности фиксирует значимые для его исследования основные положения применяемой в его исследовании теории.

Методологический подход, представленный в исследовании не только принципом или принципами, которые отражают наиболее существенные моменты применяемой теории, но и правилами организации познавательных действий субъекта (требованиями), есть метод.

«Научный метод никогда не есть техника. Как только он становится таковым, так сразу же отпадает от своей собственной сути. ….Метод растет и изменяется на основании тех знаний о вещах, которые с его же помощью и получены». [28] 

Методология – способ организации научного исследования, который формируется на основе применения комплекса взаимосвязанных методологических подходов, находящихся по отношению друг к другу в связях иерархического подчинения и (или) связях дополнения. Методология определяет порядок, логику познания предмета (последовательность познания его отдельных сторон, уровней общности и т.п.), исходя из встроенности этого предмета в целостность мира. В то же время, методология рассматривается и как процесс становления методов, предметное содержание которых определяется философскими знаниями. В.И. Плотников пишет: «…методология не только совокупность приемов, но еще и процесс научного поиска философски осмысленными приемами. Область методологии — не арсенал, где хранится и обновляется оружие «приемов» и «методов»; это, скорее всего, само поле взаимодействия между философией и частными науками, где на конкретных проблемах научного знания непосредственно испытывается острота и эффективность философски обобщенных методов познания и приемов исследования.

Совместный прорыв в неизвестное — вот сфера, где в определенной степени уравновешиваются силы и возможности философии и специального знания. Только в такой деятельности можно разрешить реальное противоречие между необходимостью опоры на всю совокупность научного знания и вытекающей отсюда опасностью дилетантизма».[29]

 

 

Итак, методы научного исследования являются основными средствами научно-познавательной деятельности. Но так как каждый исследователь должен выработать свой метод исследования на основе знаний, образующих предметную содержательность этого метода, то эти знания также используются как средство научно-познавательной деятельности.

 

 Тема 2.5. Проблема как исходный пункт научного исследования.

Проблема как проблемная ситуация. Обнаружение проблемы в жизни человека и общества. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач научных исследований в научные проблемы.

Познавательная проблема как форма существования знания о незнании. Анализ степени разработанности познавательной проблемы. Применение методологических подходов при определении научной проблемы. Научная проблема и проблемный исследовательский вопрос как форма её выражения. Проблематика исследования.

Формулировка общей проблемы научного исследования. Определение предмета, объекта и темы исследования. Развертывание проблемы исследования на уровне определения цели и задач научного исследования (или: Определение порядка решения проблемы (логики исследования) через формулировку цели, частных проблем и задач).

    Проблему (греч. πρόβλημα)  в целом рассматривают:

· как противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения; как ситуацию, которая отличается, препятствием или затруднением для существования чего-либо, для достижения какой-либо цели. В качестве таковых могут выступать: нехватка, отсутствие чего-либо необходимого или наличие факторов, оказывающего негативное влияние на что-то.  

· как вопрос, задачу, требующие разрешения, исследования.

Возникает проблема как проблема-ситуация, преодоление которой осуществляется через привлечение знаний о том, что позволяющих осознать как саму противоречивую ситуацию, так и возможные источники её возникновения.

Осознание проблемы-ситуации происходит через формулирование вопросов, основу которых составляет некая уже существующая система знаний о объектах и процессах, которые включены тем или иным образом в проблемную ситуацию.

Проблема, сформулированная в форме вопроса, содержит указание на то, чего именно предположительно не хватает.  То есть любой проблемный вопрос характеризуется определенной мерой знания и определенной мерой незнания о той предметной области, к которой может быть отнесена проблемная ситуация. Знание представлено смыслами и значениями слов, входящих в вопрос. Сферу незнания образует то, что еще не известно, не определенно или проблематично для интересующей человека предметной области. Таким образом, проблема, сформулированная в форме вопроса – это всегда познавательная проблема, которую часто как «знание о незнании».[30]

Знание о незнании возникает тогда, когда появляются альтернативные предположения о качествах и свойствах познаваемых объектов и процессов или различные возможности организации познавательной деятельности, из которых необходимо выбрать одну или несколько. Познавательный вопрос ставится тогда, когда неизвестно, применение какой из альтернатив или возможностей позволит разрешить проблемную ситуацию.

Объективация неизвестного в проблеме  осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном как мыслительного процесса субъекта , так и научного исследования. Это особенность проблемного вопроса свидетельствует о том, что такого рода проблемы являются результатом определенного этапа научного исследования, в процессе которого определяется предмет и объект научного исследования. Вопросы формулируются таким образом, чтобы определить область поиска необходимого - предмет исследования

 

Актуальность любого научного исследования и оценка его результативности, как правило, обосновываются и определяются практической и теоретической значимостью его результатов – научных знаний, научных проектов. Теоретическая значимость исследования заключается в производстве новых научных знаний, обогащающих соответствующую науку - т.е. в решении научных проблем. Но научные знания необходимы для решения каких-либо практических проблем: научно-технических проблем, проблем жизни индивидов или общества. Поэтому, любое научное исследование начинается с описания проблем практики - практических проблем-ситуаций. Они могут заключаться, например, в необходимости лекарств от вновь появившихся болезней, новых материалов для строительства дорог, новых политических, управленческих  или образовательных технологий и т.п. 

    Практические проблемы-ситуации складываются как соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы людей, содержащее противоречие, не имеющее однозначного решения. Необходимость осознания практической проблемы-ситуации уже является познавательной проблемой.

    Для осознания практической проблемы-ситуации необходимо, во-первых, определить в какого типа отношениях, в какой области действительности возникла анализируемая практическая проблема-ситуация и какие типовые источники этой проблемы уже установлены. Осознание возникшего или имеющегося противоречия в каких-либо отношениях человека с миром и самим собой приводит к появлению потребности в знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить это противоречие. То есть, осознание и анализ практической проблемы-ситуации должен привести к выявлению познавательной проблемы-ситуации, когда определяются возможные области знаний, необходимые для решения проблем практики.

Например, практическая проблема-ситуация: недостаточность управленцев, способных самостоятельно организовать деятельность группы людей, работающих на предприятии, как результативную и эффективную.

Предполагаемые источники проблемы устанавливаются через поиск ответа на вопрос: «Почему……?» или  «Что именно не позволяет какому-то числу управленцам выполнять свою работу?». В качестве таких источников может быть:

· недостаточность образования у управленцев,

· недостаточность личной инициативы,

· нежелание взять на себя ответственность,

· применение недостаточно результативных и эффективных для конкретных условий технологии управления и т.п.

Приведенный пример показывает, как анализ практической проблемы-ситуация приводит к формулировки познавательного вопроса и возникновению для субъекта научно-исследовательской деятельности, познавательной проблемы-ситуации, которая заключается в установлении факта противоречивости знаний или их недостаточности для решения проблем практики. Познавательная проблема в приведенном примере может быть решена через обращение к таким областям научного знания как педагогика, психология или менеджмент.

Познавательная ситуация может быть выражена познавательным вопросом, отражающим осознанную практическую проблему-ситуацию («что это?», «почему?» «что именно…?») и рядом возможных ответов на него. Таким образом, познавательная проблема-ситуация отражает противоречие между необходимостью знаний о чем-либо для субъекта деятельности и наличием возможных вариантов ответа на познавательный вопрос.

    Познавательные вопросы, выражающие познавательную проблему-ситуацию, ставятся для того, чтобы связать разрешение познавательной проблемы-ситуации с определенной областью научных знаний и определить объект конкретного исследования.

Решение познавательной проблемы происходит через обращение к уже имеющимся знаниям. Если таких знаний не находится, то познавательная проблема превращается в научно-познавательную. Познавательная проблема превращается в научную, если имеющиеся «знания обнаружили свою несостоятельность (например, в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений), а новое знание еще не приняло развитой формы».[31]

 

Исследователь может ограничиться изучением одного из возможных источников проблемы практики, и тогда его работа будет проводиться в рамках  одной из областей науки. Может быть организовано и междисциплинарное исследование, когда предметом исследования становятся все возможные источники проблем практики. В этом случае исследователь использует знания из разных областей науки, но в качестве единого основания решения проблемы практики он определяет одну область научных знаний – ту, которая позволяет найти способ комплексного решения этой проблемы. В нашем примере в качестве единого научного основания может выступать педагогика: через разработку определенной модели образования и внедрение её в педагогическую практику можно подготовить управленца, владеющего различными технологиями управления, способного проявить инициативу и взять на себя ответственность.

 

Объект конкретного научного исследования должен быть максимально соотнесен с предметом той области научных знаний, в рамках которой производится научное исследование. Например, предметом педагогики является образовательный процесс как педагогический. Это значит, что объектом педагогических исследований должен быть образовательный процесс, соотнесенный с проблемой педагогической практики, решаемой исследователем.

    Общий предмет конкретного научного исследования определяется на основе выявления тех знаний, которые уже имеются в соответствующей объекту исследования области науки. Это знания об объектах и явлениях, включенных в практическую проблему-ситуацию, об уже выявленных типовых источниках этой проблемы, о формах её проявления и имеющихся способах её решения.

В определении предмета исследования помогает паспорт специальности.

 

    Обобщенные результаты этого этапа исследования описываются во введении в диссертацию в разделе «Степень изученности проблемы исследования», который должен быть закончен формулировкой общего проблемного вопроса, выражающего общую научную проблему исследования, и комплекса тех проблемных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы решить общую научную проблему. Содержание этого этапа исследования описывается, как правило, в первом параграфе первой главы.

 

Определение предмета конкретного научного исследования происходит через выявление того, что науке еще неизвестно, то есть через выявление научной проблемы.  

    Научная проблема возникает через создание концепции о незнании.

С такого незнания, которое Н. Кузанский называл «ученым незнанием», начинается любое научное исследование.

1. Знание об ученом незнании:

«Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого» - Сократ

Н. Кузанский «…все, чего мы желаем познать, есть наше незнание.

Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание.» Николай Кузанский «Об ученом незнании».

 Имануил Кант: «Всякое неведение есть или незнание вещей, или незнание назначения и границ нашего познания» Кант об осознанном неведении

Установление пределов разума у Канта основывается на «неопределенном знании о никогда полностью неустранимом неведении» Кант Критика чистого разума. Сочинения: в.6 т.. М., 1964 . Т.3 с. 119, с. 630

 

 

Любое научное исследование проводится для преодоления проблемных ситуаций в науке, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач. Недостаточность научных знаний определяется их необходимостью как для решения проблем практики, так и для решения проблем получения самого научного знания.

 

Проблемные ситуации в науке возникают в следующих случаях:

1) когда обнаруживаются какие-либо явления, факты, не укладывающиеся в существующие в науке концептуальные схемы;

2) когда теория развивается быстрее, чем появляются подкрепляющие её данные, т.е. существует некоторый недостаток фактического материала, подтверждающего положения теории;

3) когда обнаруживаются, что применяемые эмпирические и теоретические методы познавательной деятельности не приводят к получению новых научных знаний;

4) в прикладных науках: когда существующие методы проектирования не позволяют создавать проекты деятельности, максимально включающие в себя действие всех факторов, определяющих результат проектируемой деятельности.

 

    Научной считается познавательная проблема, включенная в теоретический контекст определенной науки, т.е. сформулированная в форме вопроса или системы вопросов, которые обеспечивают репрезентацию (воспроизведение) проблемы с использованием языка определенно науки, её соотнесение с предметом этой науки и её некоторыми теоретическими положениями, создающими предпосылочном поле для некоторой исходной интерпретации проблемы».

Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом и предметом рассмотрения называется проблематикой.

 

Научная проблема – это суждение (или система суждений), содержащая в себе теоретически осознанный вопрос, для которого, с одной стороны, не существует известного алгоритма его разрешения, а с другой – решение этого вопроса имеет (должно иметь) существенную новизну. Научная проблема всегда результат теоретического осмысления действительности.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.