Социализация – усвоения опыта предшествующих поколений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=QvnuH8-tgXU

 

 

2. Бытие человека. Потребности и способности человека

 

Бытие – это существование чего‑либо вообще. Человек существует, значит, у него есть бытие.

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью понимается нужда или недостаток в чем‑либо.

Потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и идеальные = духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

1) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

2) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

1) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

2) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

3) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности.

От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес – это такая осознанная потребность, имеющая важное общественное значение, притягательность. Интересы зависят от положения человека в обществе. Интересы различаются по носителям интересов (индивидуальные, групповые, общественные), по содержанию (экономические, политические, социальные, духовные), по уровню действенности (активные и пассивные), по направленности (непосредственный – направлен на процесс, опосредованный – направлен на результат).

Все люди обладают задатками. Задатки – это врожденные особенности (физиологические, психические), необходимые условия для развития способностей.

Для удовлетворения потребностей у людей есть способности. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.

Выделяют три этапа развития способностей: одаренность, талант и гениальность.

Одаренность – это способность делать что-то лучше других. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

 

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=V-dePEPkn_Q

3. Мышление и деятельность.

 

Можно по-разному обдумывать действительность: от простейших житейских ситуаций до глобальных обобщений. Мышление, таким образом, пронизывает всю деятельность человека и всего человечества, предавая ей согласованность, упорядоченность, организованность.

Мышление–активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.


 

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

 

Процесс мышления проходит ряд этапов.

1 этап Наличие: потребности; интереса; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое. Формулирование задачи (вопроса)
2 этап Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс) с использованием методов: анализа и синтеза, путем классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации
3 этап Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

 

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Типы мышления

 

Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.)

 

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей.

Интернет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=iQ0uncQKewY

4. Свобода и ответственность человека.

Свобода – это возможность делать выбор и поступать так, как хочется. Существуют два понимания свободы: фатализм и волюнтаризм. Фатализм – концепция, которая считает, что все в мире предопределено свыше. От человека ничего не зависит. Волюнтаризм полагает, что все зависит только от воли человека.

Абсолютной свободы не существует. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 256.