И ликвидации последствий стихийных бедствий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

_______________________________________________________

Академия гражданской защиты МЧС России

ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ В  РСЧС  и  ГО

Учебное пособие

Химки – 2017


Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

_______________________________________________________

Академия гражданской защиты МЧС России

Кафедра оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО

 

Кузьмин А.И., Говоров Д.Н., Кочелаев А.А.

 

ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ в РСЧС и ГО

Учебное пособие

 

«Допущено Министерством Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

в качестве учебного пособия

для высших образовательных учреждений МЧС России»

Химки – 2017


УДК 623.454.86

ББК 68.902

 

Основы оперативного управления в РСЧС и ГО (учебное пособие). – Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2017. - 232 с.

 

Авторы: Кузьмин А.И. - профессор кафедры оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО АГЗ МЧС России, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент.

Говоров Д.Н. - адъюнкт АГЗ МЧС России, подполковник.

Кочелаев А.А. - адъюнкт АГЗ МЧС России, полковник.

 

 

Рецензенты:

 

 

Учебное пособие соответствует дисциплине «Основы оперативного управления в РСЧС и ГО».

В учебном пособии изложен состав системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, общий порядок организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебное пособие предназначено для изучения основ организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и организации оперативного реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций слушателями магистратур очного и заочного обучения по специальностям: «Техносферная безопасность», «Государственное муниципальное управление», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика».

 

Компьютерный набор Кузьмин А.И.

 

Ó АГЗ МЧС России, 2017

 

Учебная дисциплина «Основы оперативного управления в РСЧС и ГО» является комплексной дисциплиной профессионального цикла, в которой изучается структура системы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), основы защиты населения и территорий от ЧС, организация управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС, а также порядок работы органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) города по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Изучение дисциплины осуществляется с учетом преемственности знаний и опыта слушателей, полученных ими ранее при обучении в ВУЗах и работе в территориальных органах и организациях МЧС Росси, а также при изучении других учебных дисциплин. Для освоения дисциплины слушатели используют знания, приобретенные в ходе изучения дисциплин: «Планирование мероприятий РСЧС и ГО», «Организация инженерной защиты населения и территорий», «Радиационная и химическая защита населения и территорий», «Социология управления». Изучение дисциплины является необходимой основой для последующего выполнения дипломной работы (дипломной задачи, дипломного проекта).

Цель изучения дисциплины: получение слушателями знаний и первичных навыков для организации управления ликвидацией ЧС в мирное время.

Задачи дисциплины: изучение слушателями структуры и организации функционирования системы защиты населения и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера, основ организации защиты населения и территорий от ЧС; освоение слушателями основ теории организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС природного и техногенного характера; овладение слушателями современными технологиями организации оперативного управления ликвидацией ЧС.

При изучении дисциплины особое внимание уделяется приобретению слушателями теоретических знаний организации работы органов управления РСЧС при ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Изучение дисциплины способствует формированию у слушателей логического мышления в области организации мероприятий по защите населения, управления проведением работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

Содержание дисциплины базируется на знаниях законов, закономерностей и принципов теории управления, организации и оснащения сил РСЧС и ГО и тактики действий сил ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС.

 





Оглавление

Введение ………………………………………………………………….

7

Основные понятия, термины и определения

10
Глава 1 Р С Ч С И Г О НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
1.1. Задачи и структура гражданской обороны 13
1.1.1. Основы организации гражданской обороны   13
1.1.2. Руководство и управление гражданской обороной   19
1.2. Задачи и структура РСЧС 30
1.2.1. Структура РСЧС   30
1.2.2. Управление единой системой   37
1.2.3. Пути развития РСЧС и ГО   39
  Контрольные вопросы   42
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 43
2.1. Основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 43
2.1.1. Характеристика принципов и способов защиты населения и территорий 44
2.1.2. Основные функции государственных систем по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 66
Контрольные вопросы   75
2.2. Организация оповещения, сбора и анализа информации при чрезвычайных ситуациях 76
2.2.1. Основы прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций   78
2.2.2. Разведка зон чрезвычайных ситуаций и очагов поражения   82
2.2.3. Организация оповещения населения и сил ГО и РСЧС   87
Контрольные вопросы ……………………………………...   93
2.3. Основы организации и проведения эвакомероприятий в чрезвычайных ситуациях 94
2.3.1. Общие положения по эвакуации населения   94
2.3.2. Организация и проведение эвакомероприятий   106
Контрольные вопросы   115
2.4. Порядок выполнения мероприятий по защите населения и ликвидации Ч С 116
2.4.1. Порядок организации выполнения мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях 116
2.4.2. Особенности организации защиты населения при некоторых чрезвычайных ситуациях 121
Контрольные вопросы   140
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО (ЭКСТРЕННОГО) РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 141
3.1. Особенности работы органов управления и сил РСЧС в различных условиях 141
3.1.1. Организация работы органов управления РСЧС в повседневном режиме функционирования 141
3.1.2. Особенности работы органов управления РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации 144
Контрольные вопросы   167
3.2. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций 168
3.2.1. Организация мероприятий по готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации 168
3.2.2. Организация и ведение АСДНР. Организация обеспечения АСДНР   176
Контрольные вопросы   185
3.3. Работа органов управления РСЧС по организации взаимодействия и всестороннего обеспечения при ликвидации ЧС 186
3.3.1. Общие положения по организации взаимодействия при выполнении задач РСЧС и ГО 186
3.3.2. Организация взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций 198
3.3.3. Организация обеспечения основных мероприятий и действий сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций 210
  Контрольные вопросы   224
Литература   225


Введение

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В условиях обострения угроз техногенного и природного характера, усиления террористических проявлений в Российской Федерации особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения и территорий страны на требуемом уровне.

На территории Российской Федерации расположено более 45 тысяч опасных объектов. В условиях непосредственной угрозы жизни и здоровью населения от ЧС проживает более половины населения страны.

Ввиду существенного обострения угрозы негативны воздействий природного, техногенного и террористического характера проблема обеспечения защищенности опасных объектов и населения от воздействия названных негативных факторов техногенного и природного характера, террористических проявлений выдвигается в число приоритетных задач строительства Российского государства, становится одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности и международного престижа Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности в ЧС достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Решение задач обеспечения национальной безопасности в ЧС достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий ЧС техногенного и природного характера.

Созданная в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.1992 № 261 Российская система предупреждения и действий в ЧС имела цель объединения усилий федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС.

С декабря 1994 года основополагающим документом, регламентирующим т определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Во исполнение его принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». Данным постановлением утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Положением определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, основные вопросы функционирования РСЧС. Дальнейшее развитие основные положения об РСЧС получили в положении о единой системе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.03 № 794, в других нормативных правовых актах, изменяющих и дополняющих Федеральный закон № 68-ФЗ и положение об РСЧС.

За прошедшие двадцать пять лет в стране создана достаточно эффективная система защиты населения и территорий от ЧС различной природы возникновения. Вместе с тем, в сложившихся условиях, характеризующихся, прежде всего, обострением угроз техногенного и природного характера, увеличением масштабов террористической деятельности, изменившимися социально-экономическими отношениями российского общества, на повестку дня весьма актуально встал вопрос повышения эффективности деятельности системы, направленной на решение задач по защите населения и территорий от ЧС.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них.

Реагирование на ЧС – это совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления, сил и средств РСЧС, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам и стихийным бедствиям. На региональном уровне при реагировании на ЧС задействуются органы управления и силы субъекта Российской Федерации, и оно осуществляется в соответствии с решениями КЧС. Реагирование на федеральном уровне осуществляется при федеральных и межрегиональных ЧС и начинается, как правило, с введения режима ЧС в МЧС России и подсистемах РСЧС, имеющих отношение к данной ситуации. Решение об оказании помощи в ликвидации ЧС федеральными силами и средствами или о принятии непосредственного руководства ее ликвидацией на федеральном уровне принимается Правительством Российской Федерации по представлению органа исполнительной власти, на территории которого возникла ЧС, и заключению МЧС России.

Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.

В настоящем учебном пособии в целях оказания помощи обучаемым с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Наставления по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 № 4 и согласованного с федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему РСЧС, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов управления и сил РСЧС в различных режимах функционирования, а также с учетом опыта работы МЧС России и других министерств и ведомств при их действиях в ЧС изложен материал, который должен стать базой для изучения порядка организации защиты населения и территорий от ЧС, организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС, а также порядка работы органов управления РСЧС по организации и проведению АСДНР.

Материал может быть использован в практической деятельности при планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера, а также для обучения специалистов РСЧС.


Основные понятия, термины и определения

Аварийно-спасательное формирование (далее - АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) - совокупность первоочередных работ в зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Аварийно-спасательные работы (далее - АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-восстановительные работы (далее - АВР) - первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.

Готовность органов управления РСЧС - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.

Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС.

Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась ЧС.

Ликвидация ЧС - это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС МЧС России) - орган повседневного управления РСЧС.

Нештатные АСФ - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах ЧС.

Общественные АСФ - объединения, подразделения, создаваемые общественными организациями для участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

Оперативная дежурная служба в системе МЧС России - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами в целях своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности; организации непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (далее – РФ) (соответствующего федерального округа, субъекта РФ); организации взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ (органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.

Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.

Организация связи - составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи РФ.

Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС.

Пункт управления РСЧС - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.

Режимы функционирования РСЧС - при различных обстоятельствах органы управления и силы РСЧС могут находиться в трех следующих режимах функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.

Силы и средства ликвидации ЧС РСЧС - силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. К ним относятся: военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф; формирования Россельхознадзора; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета; формирования гражданской обороны (далее – ГО) регионального, муниципального и объектового уровней; специально подготовленные силы и средства Минобороны России, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС, в том числе сил и средств Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи Федерального агентства специального строительства, спасательных воинских формирований; аварийно-технические центры Госкорпорации Росатом; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Росавиации; восстановительные и пожарные поезда Росжелдора; АСС и АСФ Росморречфлота (включая Государственный морской спасательный координационный центр и спасательные координационные центры); АСС и АСФ, нештатные АСФ субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и общественных объединений.

Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.

Территориальные органы МЧС Россиирегиональные це МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ.

Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.

Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 189.