Знаки препинания при сочинительных союзах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 2

Пунктуация

(задания 16-21)

ЗАДАНИЕ 16

Знаки препинания при сочинительных союзах

Однородные члены предложения

§ 1 Тренировочные задания

№1 Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания.

Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. 2. Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. 3. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. 4. Щеки румяны и полны и смуглы. 5. Океан словно замер и тихо и ласково рокочет. 6. В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич, да Владимир Петрович. 7. Буран крутит, швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем. 8. Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и распущенные власы, и капли слез. 9. В поле и в лесу и в роще звенели птичьи голоса. 10. Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. 11. Приготовлены были и пищали и ружья и сабли и камни и горячая смола. 12. Сугробы надвигались на окна наваливались на крыльцо припирали дверь. 13. Все это обменивалось у китайцев на шелка и бархат на чай и табак на ревень и сахар на фарфоровую посуду. 14. Здесь выступали не только признанные мастера но и молодые музыканты. 15. Он был причесан и одет безукоризненно и ослеплял свежестью лица белья перчаток и фрака. 16. Канонада слышалась и день и ночь. 17. На выставке была представлена как живопись так и графика известного художника. 18. И стар и млад шли твердо бодро. 19. Определенных правил здесь не может быть, потому что и река и барка и живая рабочая сила меняются для каждого сплава. 20. Теперь и спереди и сзади и вокруг была одна степь да небо небо да степь. 21. Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу. 22. Он ощущал во всем существе своем если не удовольствие то некоторую легкость. 23. Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или читал. 24. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат. 25. Эти озера пересыхали осенью и зимой и наполнялись водой весной и летом.

Знаки препинания в сложном предложении

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выб..лить (стены), р..внина, з..рница

2) п..ролон, трен..р, в..негрет

3) д..ректива, пр..спект, п..лисадник

4) д..легация, к..питан, к..мпания

5) д..ван, л..зурь, к..ламбур

     Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вд..гонку, з..копчённый, п.трескивает;

2) под..есаул, меж..ярусный, под..язычный;

3) пр..норовиться, пр..наряженный, пр..строенный;

4) ра..тревожить, и..бежать, ..двинуть;

5) п..мчаться, нер..сположение, ..тпраздновать.

     Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) передёрг..вая, холодн..нький

2) забол..вающий, нищ..нка

3) доходч..вость, стрем..ни

4) вздраг..вающий, потч..вать

5) сбивч..вый, имень..це

     Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плач..щий, скач..щий

2) выдерж..т, подытож..т

3) тревож..щийся, получ..нный

4) ропщ..т, (фермер) корм..т

5) люб..щая, пиш..щий

     Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

Он уже и сам был (не)рад такой встрече.

     Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то (ОТ)ТОГО делается, толкуют грамотные люди, что есть ГДЕ (ТО) близ моря гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки.

Душа моя тянулась к искусству, поэтому (С)НАЧАЛА нашего пребывания в Крыму я писала стихи и рисовала, а ЗА(ТЕМ) всерьёз увлеклась фотографией.

Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью.

Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД.

(НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.

     Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь.

2) Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов.

3) Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны.

4) На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари.

5)Погасли последние краски вечерней зари и исчезли недавно светившиеся над лесом удивительные облака.

 

ЗАДАНИЕ 17

Обособление обстоятельств

№1 Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

I 1. Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь сверкая на солнце. 2. Отдохнув он собрался уходить. 3. Отвязав мешок Морозка соскочил с лошади и пригибаясь к земле полез по грядкам. 4. При сих словах казак поскакал назад держась одной рукой за пазуху и через минуту скрылся. 5. Савельич дремля качался на облучке. 6. Стояли мокрые лошади понурив головы и ходили люди накрывшись мешками от дождя. 7. Под мышкой мальчик нес какой-то узел и повернув к пристани стал спускаться по узкой и крутой тропинке. 8. О революции он никогда не говорил, но как-то грозно улыбаясь молчал о ней.

     II 1. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее. 2. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. 3. Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка. 4. Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул ее. 6. Гости остались в столовой шепотом толкуя об этом неожиданном посещении и опасаясь быть нескромными вскоре разъехались не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

№2 Найдите одиночные обстоятельства, не требующие обособления. Выделите уточняющие обстоятельства.

1. Вдоль камышей под ветлами плыли лодки. 2. Встали мы очень поздно в девять часов. 3. После возвращения из лагеря для интернированных они обратились за психологической поддержкой. 4. Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью. 5. В покривившемся стогу уныло по-сиротски примостилась ворона. 6. В море у самой отмели поблескивают серебряные сельди. 7. Из далекого алтайского города привез он свою красавицу жену. 8. Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам, двигались люди, повозки. 9. Батарейцы спали тут же у орудий. 10. Погода несмотря на последнюю треть октября стояла отличная.

Обособление определений

№3 Подчеркните определения, отметьте определяемые слова, расставьте знаки препинания.

Широко раскинувшийся пейзаж был чуть окрашен влажной лунной синевой. 2. Перед ним открывался город с чудесной мягкостью освещенный предвечерним солнцем. 3. Окруженный деловыми бумагами он сидел однажды в своем кабинете. 4. Кучер повернул лошадей в обсаженную пирамидальными тополями аллею ведущую к дому Хмыровых. 5. Дождь мелкий и липкий забирался под поднятую крышу экипажа. 6. Там росли рвущиеся к солнечному свету деревья прямые и мощные. 7. Ворота крепости выходившие на Фонтанку распахнулись, и сани запряженные тройкой понеслись стремительной рысью. 8. И снова отсеченная от танков огнем залегла на голом склоне пехота. 9. На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки.

№4 Подчеркните определения, отметьте исключения.

1. В полумраке можно было рассмотреть такие же иконы сплошь завесившие стены уложенные на полу книги и связки рукописей. 2. Ошеломленный нелюбезным приемом гость растерялся. 3. Показались виллы окруженные садами. 4. Взъерошенный, немытый Нежданов имел вид дикий и странный. 5. На крик его явился смотритель заспанный. 6. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей. 7. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со стонами и свистом. 8. Стрелы пущенные в него упали жалкие обратно на землю. 9. Пораженный страхом я иду за матушкой в спальню.

Обособление приложений

№6 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. А враги дурни думают, что мы смерти боимся. 2. Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. 3. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. 4. Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. 5. В дальнем углу светилось желтое пятно огонь в окне Серафимы. 6. У отца своего фермера он взял практические уроки в агрономии. 7. Один молодой человек местный уроженец очень возмущался этим. 8. Уроженец Южного Алтая Алеша любил такие горные речки. 9. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные, черные. 10. Борьба любимая забава племен славянских привлекает удальцов. 11. Я оборотился назад, но мальчик провожатый мой скрылся. 12. Большой любитель лошадей Костя пленил его своей фанатической приверженностью к коням, к быстрой езде.

№7 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 2. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне. 3. Полученный ответ рассматривается как согласие. 4. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 5. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 6. Как опытный турист Петров был выбран старшим. 7. Его молчание было расценено как невежливость.

 

§ 2 Тестовые задания

1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Аркадий встал и быстро удалился (1) как бы испугавшись (2) слов (3) сорвавшихся (4) у него с языка.

3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иван (1) сгорбившись (2) стоял с (3) ничего не выражающим (4) лицом и всё время держал трясущуюся руку у козырька фуражки.

4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.

5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу (4) господина, что оставил его одного и убежал за помощью.

6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец (1) не глядя на меня (2) и не отвечая на моё приветствие (3) указал на (4) стоящее у окна (5) кресло.

7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ночью пошёл дождь (1) ещё по-летнему тёплый (2) а уже к утру начали облетать (3) пожелтевшие за неделю (4) листья.

8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пространство напротив (1) находившегося между крыльцом и глухой стеной окна (2) было забрано высокими досками (3) позволявшими видеть (4) только небольшой клочок неба.

9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.

10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь ароматом.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестнадцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества художника.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Клён (1) зеленеющий (2) весной и летом (3) и сбрасывающий листву к осени (4) стал для героини романа символом вечного природного цикла.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поприветствовав гостей (1) прибывших на борт катера (2) коротким кивком (3) и попросив их надеть спасательные жилеты (4) молодой человек завёл двигатель.

 

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) с..мметрия, г..рбарий, г..ристый

2) бл..стающий, зад..рается, водор..сли

3) св..тает, нагром..ждать, пр..оритет

4) опл..тить, подгл..дывает, в..теринар

5) зам..рая, тв..рит, ур..вень

     Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..голосый, чере..чур, во..пламенеть;

2) д..ячок, кар..ера, п..едестал;

3) не..писуемый, поз..прошлый, п..рядок;

4) непр..миримый, пр..близить, пр..звание;

5) от..мстить, перер..спределение, р..сстрел.

     Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вышаг..вая, лист..к

2) разборч..во, завистл..вый

3) насмешл..вый, перебира..мый

4) затм..вающий, плать..це

5) накрахмал..вший, продл..вать

     Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) они улучш..т, смеш..нные (чувства)

2) они сдерж..т, выкруч..нный

3) он противореч..т, ремонтиру..мая (машина)

4) он перевяж..т, угнета..мый

5) он выдерж..т, подстёгива..мый

     Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется Вовсе (не)радостные лица.

Давно (не)спавший старик.

(Не)прекращавшийся в течение суток дождь.

(Не)взлюбила она меня с первого взгляда.

Роман (не)прочитан.

     Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

     Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачка(1)ых сапог, сафьянные красные, с серебря(2)ыми подковами; шаровары с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицепле(3)ы были дли(4)ые ремешки с кистями и прочими побрякушками.

Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.

2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.

3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.

4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.

5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.

Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Катя немного помолчала (1) глядя на пламя в камине (2) и (3) весело взглянув на меня (4) заговорила опять.

    

ЗАДАНИЕ 18

ВВОДНЫЕ СЛОВА

Уверенность или неуверенность конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю
Различные чувств и эмоции к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, бывало
Источник высказывания говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать
Порядок явлений или мыслей и связь между ними итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря)
Призыв к собеседнику видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

!!! Не являются вводными и не выделяются запятыми: тем не менее, поистине, якобы, (и)поэтому, притом, между тем, к тому же; как бы, как будто, будто, словно; просто, именно, даже, вот, ведь, все равно, все-таки, едва ли, вряд ли, как раз, то есть; вдруг, однажды, мало-помалу, с тех пор, в начале, в конечном счете, в довершение всего; исключительно, приблизительно, решительно; примерно, почти; по предложению, по постановлению, по предложению.

§ 1 Тренировочные задания

Обращение

№3 Расставьте знаки препинания.

1. Что же вы сердитесь Варя? 2. Прощай дом! Прощай старая жизнь! 3. Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты. 4. Я видел вас холмы и нивы… 5. Читатель друг я не нарушу условий дружбы дорогой… 6. Крепче конское бей копыто отчеканивая шаг. 7. Здравствуй солнце да утро веселое! 8. Отколе умная бредешь ты голова? 9. Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. 10. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и черных скал вершины. 11. Как хорошо ты о море ночное! 12. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса!

13. Кто(1) волны(2) вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

Чей жезл волшебный поразил

Во мне надежду, скорбь и радость

И душу бурную

Дремотой лени усыпил?

Взыграйте(3) ветры(4) взройте (5)воды,

Разрушьте (6)гибельный оплот!

Где ты(7) гроза — символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

 

§ 2 Тестовые задания

1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Морские чайки гнездятся с апреля по июль. Самка (1) как правило (2) откладывает два или три яйца в гнездо, построенное из растительного материала. Диаметр гнезда составляет (3) приблизительно (4) 70 см, а само оно расположено всегда вдали от чужих гнёзд.

2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Агрономы часто используют некоторые качества живых организмов в своих целях. Так (1) например (2) в сельском хозяйстве одни виды организмов служат для защиты урожая от вредного воздействия других (3) то есть (4) являются своеобразной биологической стражей.

3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Река (1) казалось (2) никогда не проснётся от зимней спячки (3) однако (4) громкий треск со всех сторон (5) вдруг (6) возвестил о начале ледохода.

4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Экскурсия (1) дорогие мои (2) была великолепной, а (3) значит (4) друзья (5) мы (6)непременно (7) съездим туда все вместе.

5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

"Добро(1) мой внук(2)

Добро, что не узнал ты деда!.."

"Ах(3)дедушка(4) ужели это ты?"

И полилась печальная беседа

Слезами теплыми на пыльные цветы.

"Тебе(5) пожалуй(6) скоро будет тридцать...

А мне (7)уж (8)девяносто...

Скоро в гроб.

Давно (9)пора бы (10) было воротиться".

Он говорит, а сам все морщит лоб.

6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я вас любил: любовь еще(1) быть может(2)

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть (3)она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас (4)ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как (5)дай вам бог(6) любимой быть другим.

7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Не спится(1)няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». —

«Что(2) Таня(3) что с тобой?» – «Мне скучно,

Поговорим о старине». —

«О чем же(4) Таня? Я(5) бывало(6)

Хранила в памяти не мало

Старинных былей, небылиц

Про злых духов и про девиц;

А нынче всё мне тёмно(7) Таня:

Что знала, то забыла. Да,

Пришла худая череда!

Зашибло…» – «Расскажи мне(8) няня(9)

Про ваши старые года:

Была ты (10)влюблена тогда?» —

8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь (1)друг прелестный—

Пора(2) красавица(3) проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу(4) северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор(5) ты помнишь(6) вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты(7) печальная сидела —

А нынче… погляди в окно

9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дождь (1) всё-таки (2) пошёл, но (3) к изумлению всех участников похода (4) прекратился уже через пятнадцать минут.

10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Теперь послушаем украдкой

Героев наших разговор:

– Ну что ж(1) Онегин? ты зеваешь. —

«Привычка(2) Ленский». – Но скучаешь

Ты как-то больше. – «Нет, равно.

Однако (3) в поле уж темно;

Скорей! пошел, пошел(4) Андрюшка!

Какие глупые места!

А кстати: Ларина проста,

Но очень ((5)милая старушка;

Боюсь: брусничная вода

Мне не наделала б вреда

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успокоилась.

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

— Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3)

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь(4) были ж схватки боевые,

Да(5)говорят(6) еще какие!

Недаром (7) помнит вся Россия

Про день Бородина!

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Глаза (1) наконец (2) привыкли к темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.

15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан (1)

Кто-то рискнуть собой.

Майор к себе вызвал (2)Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью (3)

Явился (4)товарищ (5) майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.         

 

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) спл..шной, ст..дион, осн..щать

2) эп..демия, п..литра, к..лесо

3) прец..дент, п..ртфель, д..кумент

4) бл..стать, подст..лить, подг..реть

5) переск..чить, б..говая, р..стение

     Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вз..скать, по..скать, вз..грать;

2) чере..чур, бе..болезненный, ра..крошить;

3) беспр..станно, пр..образование, пр..зидент;

4) п..полнять, поз..вчера, пр..образ;

5) по..бородок, по..ставка, по..мастерье.

     Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) находч..во, разве..ть

2) достра..вать, кле..вший

3) никел..вый, реша..мый

4) наде..лся, дешёв..нький

5) винов..н, талантл..вый

     Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) располож..нная, замета..мая

2) верт..тся, сожале..т

3) плыв..т (баржи), вид..т (глаза)

4) терп..щие, кол..щие

5) вынес..нный, страда..т

     Задание 13 Определите, какую букву, Е или И нужно вставить на место пропуска. Выпишите слово, в котором НИ является приставкой и пишется слитно.

У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был.

(...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи Мороз-воевода дозором обходит владенья свои

Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (...) любить оно (...) может

Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье.

     Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт.

Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое — НИ(ЗА)ЧТО не откушу.

Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо.

Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал.

(ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.

     Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Обойдя дом с другой стороны, я увидел небольшую каме(1)ую пристройку со стекля(2)ой дверью, окружё(3)ую густым боярышником; крыльцо и скамейка у входа были разруше(4)ы.

Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.

2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.

3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.

4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.

5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.

Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.

Задание 18  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете(1) верно(2)

Ее портрет: он очень мил,

Я (3)прежде (4)сам его любил,

Но надоел он мне (5)безмерно.

Позвольте мне(6) читатель мой(7)

Заняться старшею сестрой.

 

ЗАДАНИЕ 19

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ок..лдовать, г..лерея, д..легировать (полномочия)

2) скр..пучий, к..лючий, выр..внять (пол)

3) см..чить (водой), зар..стёт, (мороз) кр..пчал

4) к..мин, д..ректор, н..тариус

5) бл..готворительный, анн..тация, заб..ру (домой)

Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..горок, пр..тихнуть, пр..норовиться;

2) бе..конечный, ра..кроить, ра..чёт

3) зав..южить, об..ект, под..строй;

4) п..дбежать, пор..скрутить, д..лепить;

5) без..сходный, двух..гольный, под..скать.

 

Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, зелён..нький

2) отстёг..вавший, сем..ни

3) находч..вый, страдал..ц

4) щегол..ватый, тёт..нька

5) прислуш..ваться, талантл..вый

Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) накле..вший, предъяв..т (прокурор)

2) рассмотр..шь, вынужда..шь

3) задремл..шь, задрапиру..шь

4) завис..мый, нянч..щая

5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)

Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Нужная книга (не)прочитана.

Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.

Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

(Не)грустная, а веселая мелодия звучала во дворе.

Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа разговор не смолкал: говорили в основном (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия.

А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.

И КАК(БЫ) вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.

(В)СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов, и всё пространство (ВО)КРУГ было покрыто водой.

(НЕ)ЧТО изменилось в его облике, хотя одет он был ТАК(ЖЕ), как и прежде.

Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

 

 

Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Текст может состоять из двух-трёх предложений или из нескольких абзацев.

2) На буграх и проталинах появились подснежники и цветы мать-и-мачехи.

3) Лишь немногие мхи являются исключением из правила и встречаются в сухих и даже засушливых местах.

4)Ветер стихал и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках.

5) Язык отражает в своих словах как общечеловеческие понятия так и национально-специфические явления культуры народа.

Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал (1) и (2) отойдя на несколько шагов (3) смотрел на своё полотно (4) постепенно (5) приобретавшее черты художественной завершённости.

Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фотография (1) с точки зрения специалистов (2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы (3) однако (4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

ЗАДАНИЕ 20

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур

2) оз..риться, прост..раться, г..рит

3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка

4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)

5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)

Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;

2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский;

3) об..скать, под..грать, без..нициативный;

4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;

5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выносл..вый, рис..вать

2) подразум..вать, намер..ваться

3) раскра..вать, студенч..ство

4) милост..вый, юрод..вый

5) подмарг..вающий, дел..вой

Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) хоч..шь, поднима..мый

2) (родители) беспоко..тся, замес..шь

3) руб..щий, зна..щий

4) вышл..т, ран..мый

5) дыш..щий, слыш..вший

Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Синий рассвет заглянул в (не)занавешенное с вечера окно.

Давно ему (не)дышалось так легко.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное — это внутренняя свобода человека.

Знать и уметь — это (ВО)ВСЕ не одно и ТО(ЖЕ).

(В)ДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.

Мне (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ, ЗА(ТО) товарищ мой был бодр и весел.

Рабочие снимали грунт, ЧТО(БЫ) удобнее было катить камень (В)ГОРУ.

Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.

Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.

2) Было сыро холодно и сумрачно.

3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.

4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

5)В небе носились как ласточки так и стрижи.

Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Экскурсия (1) дорогие мои (2) была великолепной, а (3) значит (4) друзья (5) мы (6)непременно (7) съездим туда все вместе.

Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.

ЗАДАНИЕ 21

Функции знаков препинания

§ 1 Тренировочные задания

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

№2 Расставьте знаки препинания

1. Он был плохой художник. Его деревянные львы были похожи на толстых собак, а нереиды на торговок рыбой. 2. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник другой кран самовара. 3. За окнами снега степная гладь и ширь, на переплётах рам следы ночной пурги. 4. За шоссе берёзовый лесок. 5. У войны короткий путь у любви далёкий.

Повторение

Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.


1) с..мметрия, г..рбарий

2) бл..стающий, зад..рается

3) св..тает, нагром..ждать

4) опл..тить, подгл..дывает

5) зам..рая, тв..рит


Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) под..брать, н..дорвать, с..действие;

2) р..яный, валер..яна, л..ёт;

3) пр..равнять, пр..брежный, пр..стегнуть;

4) бе..характерный, ра..бросанный, ра..трёпа;

5) нао..рез, на..кусывать, по..ставлять.


Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) талантл..вый, гном..к

2) запечатл..вающий, сем..чко

3) июль..кий, рыба..кий

4) се..щий, мам..нька

5) заноч..вать, па..нька


Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) стро..тся (дом), подозрева..мый

2) труд..тся (электрики), броса..т (игроки)

3) леле..щая, пар..т (облака)

4) кат..тся (шар), вид..мый

5) лет..щий, постав..т (архитекторы)


Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Дымились еще (не)очищенные от снега скаты крыш.

(Не)даром Пушкин награждает свою героиню прекрасным характером.

Поэт прославляет любовь, (не)позволяющую человеку пасть духом.

Он никому (не)давал покоя.

Во всех дворах шумели детские голоса, (не)смолкавшие ни на минуту.


Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.

Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.


Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.


На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.


Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую


1) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3)Темы войны и мира всепрощения и ненависти актуальны во все времена.

4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

5) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.


Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.


Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


— Я предчувствую, — сказал доктор, — что (1) бедный Грушницкий (2) будет вашей жертвой...

— Дальше (3) доктор...

— Княгиня сказала, что ваше лицо ей знакомо. Я ей заметил, что (4) верно (5) она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете... я сказал ваше имя... Оно было ей известно. Кажется (6) ваша история там наделала много шума... Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях, прибавляя (7) вероятно (8) к светским сплетням свои замечания... <…>Если (9) вы хотите, я вас представлю...


Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.


Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2) если не заменить электрические столбы (3) то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.


Задание 21 Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нельзя забывать о разумном вмешательстве в природу и почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

 


 


























Раздел 2

Пунктуация

(задания 16-21)

ЗАДАНИЕ 16

Знаки препинания при сочинительных союзах

Дата: 2019-02-25, просмотров: 795.