Рабочая тетрадь по курсу «Психофизиология»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Факультет психологии, педагогики и дефектологии

Рабочая тетрадь по курсу «Психофизиология»

самостоятельной работы студентов

Преподаватели курса:

Канд.психол.н., доц. Скиртач И.А.

ФИО студента ___________________________________________

Курс_____ Группа_____

Работа сдана «______»_________________20____г.

Общий балл ________________

Тема 1: «МОЗГ»

Задание 1. Продолжите фразы:

ü Пространство между телами и отростками нервных клеток коры заполнено _________________________________________________________________________________________

ü Нейроны коры подразделяются на 3 основных типа: ________________________________

__________________________________________________________________________________ ____ ___

ü Среди новых классов нейронов, специфически связанных с различными психическими процессами выделяют следующие (не менее 5 классов): ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Медиаторы передают информацию на _____________________________________________

и по ____________________________________________________________________________________

Пептиды передают информацию на _______________________________________________

и по ____________________________________________________________________________________

Задание 2. Продолжите фразу:

В соответствии с развитием (стадии трех пузырей) к ПЕРЕДНЕМУ мозгу относят ______________

_________________________________________________________________________________________

к СРЕДНЕМУ - _________________________________________________ _____________________ ___ ,

к РОМБОВИДНОМУ – __________________________________________________________ ________ _

Задание 3. Подпишите обозначения на сагиттальном разрезе головного мозга:


1. _______________________________________

2. _______________________________________

3. _______________________________________

4. _______________________________________

5. _______________________________________

6. _______________________________________

7. _______________________________________

8. _______________________________________

9. _______________________________________

10. ______________________________________

11. ______________________________________

12. ______________________________________

13. ______________________________________

14. ______________________________________

15. ______________________________________

16. ______________________________________

17. ______________________________________

18. ______________________________________

19. ______________________________________

20. ______________________________________

21. ______________________________________

22. ______________________________________

23. ______________________________________

24. ______________________________________

25. ______________________________________

26. ______________________________________

27. ______________________________________

28. ______________________________________

29. ______________________________________

30. ______________________________________

31. ______________________________________


Задание 4. Подпишите обозначения к рисунку ствола мозга:

А. _____________________________________

В. _____________________________________

С. _____________________________________

1. __________________________________________

2. __________________________________________

3. __________________________________________

4. __________________________________________

5. __________________________________________

6. __________________________________________

7. __________________________________________

8. __________________________________________

9. __________________________________________

10. _________________________________________

Черепно-мозговые нервы (ЧМН):

V . ________________________________

VI . _______________________________

VII. _______________________________

VIII. ______________________________

IX . _______________________________

X . ________________________________

XI . _______________________________



Тема 2: «МЕТОДЫ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Задание 5. Ответьте на вопрос: «Где регистрируются перечисленные ритмы мозга?»

Альфа-ритм_____________________________________________________________________________

Бета-ритм_______________________________________________________________________________

Гамма-колебания________________________________________________________________________

Дельта-волны____________________________________________________________________________

Тета-волны______________________________________________________________________________

Каппа-колебания________________________________ лямбда-колебания_______________________

Задание 6. Ответьте на вопрос: «Какие и где в настоящее время выделяют эквиваленты альфа-ритма?» _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 7. Ответьте на вопрос: «Что позволяют определить стволовые потенциалы?» __________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 8. Продолжите фразы:

ü ЯМРИ позволяет получить информацию о _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü Изотопами при позитронно-эмиссионной томографии мозга являются ________________

_________________________________________________________________________________________

ü Опишите процедуру неинвазивного способа измерения локального мозгового кровотока

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü В основе электорокулографии лежит ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

ü Методы Фере и Тарханова различаются по ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Показателем по методу Фере является______________________________________________________

Показателем по методу Тарханова является_________________________________________________

Тема 3: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»

ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Задание 9. Дайте определение сенсорной системы.

Сенсорной системой называют_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Перечислите и опишите принципы организации сенсорных систем.

1) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Опишите типы, на которые делятся, по природе рецепторного аппарата, органы чувств и рецепторы (какие органы чувств к какому типу относятся и за счет чего осуществляется рецепция)

Тип 1 - __________________________________________________________________________________

К нему относятся: _________________________________________________________________

Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Тип 2 - __________________________________________________________________________________

К нему относятся: _________________________________________________________________

Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Тип 3 - __________________________________________________________________________________

К нему относятся: _________________________________________________________________

Рецепцию осуществляют ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 12. Продолжите фразы:

ü Субсенсорные реакции впервые были описаны_____________________________________

ü Дифференциальная сенсорная чувствительность основана на ________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

ü В сенсорной системе сигналы кодируются __________________________________________

ü Операция опознания образов заключается в ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Задание 13. Перечислите оболочки и компоненты внутреннего ядра глазного яблока.

Оболочки:_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Компоненты внутреннего ядра____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 14. Сравните скотопическое и фотопическое зрение

скотопическое зрение фотопическое зрение

Задание 15. Подпишите обозначения к схемам рефракции и оптической коррекции

К схеме рефракции относятся рисунки _______________

К схеме оптической коррекции относятся рисунки _______________

а - _____________________________________

б – _____________________________________

в – _____________________________________

г – _____________________________________

д – _____________________________________

е – _____________________________________

Задание 16. Опишите суть и разновидности дальтонизма ____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Подпишите обозначения к рисунку среднего уха

3 – ___________________________________________

4 – ___________________________________________

5 – ___________________________________________

5А – __________________________________________

5Б – __________________________________________

5В – ___________________________________________

7 – ____________________________________________

8 – ____________________________________________

9 – ____________________________________________

10 – ___________________________________________

Задание 18. Заполните квадраты в соответствии с последовательностью прохождения акустических колебаний в кортиевом органе

Задание 19. Заполните таблицу

Наименование элемента За восприятие чего отвечает
Спиральный (кортиев) орган
Пятно эллиптического мешочка
Пятно сферического мешочка
Ампулы полукружных каналов

СОМАТОСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

Задание 20. Подпишите обозначения к рисунку

1 -___________________________________________________

___________________________________________________

2 – ___________________________________________________

___________________________________________________

3 – ___________________________________________________

___________________________________________________

4 – ___________________________________________________

___________________________________________________

5 – ___________________________________________________

___________________________________________________

6 – ___________________________________________________

___________________________________________________

7 – ___________________________________________________

___________________________________________________

8 – ___________________________________________________

___________________________________________________

9 – ___________________________________________________

___________________________________________________

Задание 21. Сравните в таблице лемнисковый и спиноталамический пути

Лемнисковый путь Спиноталамический путь

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Задание 22. Ответьте на вопрос: «Что представляет собой якобсонов орган?» __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВИСЦЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Задание 23. Укажите места локализации в организме человека терморецепторов ______________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 24. Опишите механизм первичной активации болевых рецепторов ___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 25. Дайте определение и опишите этиологию каузалгии _____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 26. Заполните таблицу

Структура Функция, выполняемая изолированной структурой
Подкорковые и корковые мотивационные зоны   
Ассоциативные зоны коры     
Базальные ганглии мозжечок
Таламус (Двигательная кора) 
Ствол мозга
Спинномозговые нейроны      
Моторные единицы

Задание 27. Ответьте на вопрос: «Как проявляется в ЭЭГ намерение выполнить определенное движение?» _____________________________________________________________________________

Задание 28. Ответьте на вопрос: «На каких принципах строится управление двигательными актами?» ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 29. Укажите локализацию патологии при:

кинестетической апраксии ______________________________________________________________ и пространственной апраксии ______________________________________________________________

Задание 30. Раскройте суть исследований А.С. Батуева в изучении программирования движения руки обезьяны (что он обнаружил и где) ____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 31. Раскройте подход П. Гольдман-Ракич и ее коллег к пониманию префронтальной коры и ее функций _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 32. Ответьте на вопрос: «Какие функции в управлении движениями выполняет мозжечок?» _____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Задание 33. Раскройте суть исследований А.Р. Лурии и его сотрудников о взаимосвязи речи и двигательного поведения у ребенка (что было установлено) __________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 34. Ответьте на вопрос: «В чем суть геминеглекта?» _______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 36. Ответьте на вопрос: «В чем различия между теориями ранней и поздней селекции?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 37. Ответьте на вопрос: «Как определяет ориентировочный рефлекс А.С. Бернстайн?»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 38. Опишите, в чем заключается суть мозговой волны, названной негативностью рассогласования _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 39. Ответьте на вопрос: «Какие компоненты выделяются в процессной негативности?»

_________________________________________________________________________________________

Задание 40. Ответьте на вопрос: «Что входит в моделирующую структуру мозга?» _____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 41. Раскройте суть концепции «специфичности неспецифической активации» П.К. Анохина ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 42. Раскройте суть двух типов энграмм, выделенных Е.Н. Соколовым ________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 43. Сравните два типа пейсмекерных нейронов: с плавающей и постоянной частотой __

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 Тема 6: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»

Задание 44. Ответьте на вопрос: «Какой класс эмоций и какие подгруппы в нем, выделяет В.К. Вилюнас в ситуативных эмоциях?» ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 45. Опишите, каким образом выразил Ж. Годфруа воспроизвел зависимость эмоции от количества информации __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 46. Опишите суть нейрокультурной теории эмоций П. Экмана _______________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 47. Ответьте на вопрос: «Согласно теории Джемса-Ланге, что причина, а что является следствием в ситуации испуг-бегство?»_____________________________________________________

Задание 48. Раскройте суть правила Геллера _______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 49. Ответьте на вопрос: «Что входит в систему положительного подкрепления?» ______

Задание 50. Укажите структуры мозга и их последовательность, входящие в систему управления эмоциями, согласно Д. Пейпецу ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 51. Ответьте на вопрос: «С какой частью ОФК (орбито-фронтальная кора) обнаружена связь «системы наказания», а с какой «системы поощрения»?» _______________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 52. Укажите места группировки в головном мозге и с какими структурами мозга связаны своими аксонами (места проекции аксонов)

дофаминергические нейроны _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

серотонинергические нейроны ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 53. Опишите пятую версию теста М. Закермана (какие шкалы и что они отражают) ____

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 54. Опишите кратко действие стимуляторов (амфетамин, кокаин) и опиатов (морфин, героин) на мозг __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 61. Ответьте на вопрос: «К нарушениям каких видов памяти приводит раздражение перечисленных ниже элементов мозга?»

Ретикулярной формации - ________________________________________________________________

Хвостатого ядра – ________________________________________________________________________

Миндалины и гиппокампа - ______________________________________________________________

Задание 62. Ответьте на вопросы: «Какую связь увидел Г. Бергер?» __________________________

_________________________________________________________________________________________

«Что показал в своих исследованиях М.Н. Ливанов?» _______________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 65. Укажите преобладающие медиаторы

в левом полушарии ______________________________________________________________________

в правом полушарии _____________________________________________________________________

Задание 66. Ответьте на вопрос: «С преобладанием какого типа запоминания была выявлена связь у невербального интеллекта?» _______________________________________________________

Задание 67. Ответьте на вопрос: «Как проявляется активированность нервной системы в ЭЭГ при доминировании информационно-энергетических ресурсов?» _____________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 68. Продолжите фразы:

ü Информация при суккцессивном способе обрабатывается __________________________

ü Информация при симультанном способе обрабатывается ___________________________

ü Психофизиологическая хронометрия это - ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

ü Волна Р3 может рассматриваться как психофизиологический коррелят таких когнитивных процессов, как _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 69. Раскройте содержание гипотезы нейрональной активности _____________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 70. Продолжите фразу: «В основу теоретической модели Эрлангенской школы легло известное положение о том, что ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 71.  Ответьте на вопрос: «Какие результаты были получены В. Бастендорфом в его исследованиях?» ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 72. Ответьте на вопрос: «В чем заключалась гипотеза Е. Шафера?» _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 73. Ответьте на вопрос: «Где находится и как называется слухоречевая зона коры больших полушарий?» ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 74. Опишите три важнейших для речевой функции сенсорных поля в коре больших полушарий, место их нахождения и номера полей по Бродману ______________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 75. Продолжите фразы:

ü динамическая афазия возникает в результате поражения следующих отделов ___________

_________________________________________________________________________________________

ü сенсорная афазия возникает в результате поражения следующих отделов _______________

_________________________________________________________________________________________

ü с поражением задних отделов речевых зон коры связывают следующие виды афазий_____

_________________________________________________________________________________________

ü поражения левого полушария вблизи сильвиевой борозды препятствуют правильному

образованию ____________________________________________________________________________

Задание 76. Ответьте на вопрос: «Где находятся очаги возбуждения при восприятии написанных слов?» __________________________________________________________________________________

Задание 77. Ответьте на вопрос: «Что принято называть фонемами?» ________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание 78. Опишите различия в локализации организации речи и связанных с ней двигательных функций у мужчин _________________________________________________________

у женщин _______________________________________________________________________________

Задание 94. Закончите предложение:

В зависимости от осознаваемости или неосознаваемости стимула с помощью механизма обратной связи на кору действуют разные восходящие неспецифические влияния: при осознании -
__________________________________________________________________ из ____________________

при неосознании стимула - ________________________________________________________________ из __________________________________________________________.


Литература:

1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995, № 1. С. 111-129

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.

4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.

5. Беленков Н.Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. М.: Медицина, 1980.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

7. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мзг человека. Л.: Наука, 1980.

8. Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 1977.

9. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.

10. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 1991.

11. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.

12. Варуха Э.А. Анатомия и эволюция нервной системы. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростовский ун-т, 1992.

13. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог: ТГТУ, 1997.

14. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. М.: МГУ, 1992.

15. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998.

16. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 6. С. 3-15.

17. Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978.

18. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

19. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

20. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.

21. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.: Питер, 2004.

22. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.

23. Лебедев А.Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейронной активности // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А.Н. Лебедев. М.: Наука, 1985.

24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

25. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

26. Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 1987.

27. Методы исследований в психофизиологии / Под ред. А.С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994.

28. Нейрокомпьютер как основа мыслящих ЭВМ. М.: Наука, 1993.

29. Основы психофизиологии / Под ред. Ю.И. Александрова. М., 1998.

30. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.

31. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2007.

32. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.

33. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.

34. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

35. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.

36. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.

37. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.

38. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

39. Шмидт Р., Тевс Г. (Ред.). Физиология человека. М.: Мир. 1996. Т.2.

40. Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.

 

Факультет психологии, педагогики и дефектологии

Рабочая тетрадь по курсу «Психофизиология»

самостоятельной работы студентов

Преподаватели курса:

Дата: 2019-02-25, просмотров: 960.