Экономические отношения исторически сформировались в рамках общественного производства, международного разделения труда. Их наличие свидетельствует о том, что производительные силы общества не только преобразуют природу, используют ее в технологических целях, но и активно обсуждают вопросы оптимальной организации труда, собственности, социальной справедливости. Экономическую теорию начали разрабатывать философы начиная с Аристотеля. Затем эту работу продолжили А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Хайек. Производительные силы общества – это человеческий капитал, техника и технологии, природные ресурсы. В человеческом капитале отражаются факторы инновационности, предприимчивости, дисциплины, квалификации, компетентности. В промышленности и сельском хозяйстве важную роль играют производственные отношения, поскольку они связаны с организацией, технологиями, юридическими вопросами форм собственности. Значительное место в структуре экономической философии занимает этика деловых отношений, конфликтология, философия безопасности, философия управления, философия рисков, методология управления знаниями.
Экономическая философия изучает выработанные человечеством исторические модели хозяйствования, связанные с либерализмом, либерал-реформизмом, этатизмом.
Этатистская экономическая философия отводит ключевую роль в экономике государству развития. В Республике Беларусь с момента создания государства за основу экономических отношений была принята этатистская методология. Она позволила сохранить при поддержке и контроле государства собственность, созданную белорусским народом, модернизировать крупные предприятия и отрасли, агропромышленный комплекс.
Философия изучает не только проблемы реальной экономики, но и специфику экономических исследований и экономической теории.
Культура и цивилизация.
Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек».
Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Т. е в узком смысле слова, культура – это сфера духовной жизни людей.
Структура культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей; 2) материальные и духовные ценности; 3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.
Особенности культуры:
1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его
сущностные силы. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Достоевский, Соловьев). 2) Культура – мера развития человечности. 3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4) Культура выполняет образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции.
Можно выделить три этапа развития общества: 1) дикость, 2) варварство,3) цивилизация.
Определения цивилизации:
1. Синоним культуры. 2. Общество на определённой стадии развития. 3. Уровень развития общества в целом. 4. Совокупность технологических достижений человечества.
Этап цивилизации включает в себя:
а) рабовладельческое общество, б) аграрно-феодальная цивилизация, в) цивилизация буржуазного типа.
Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:
1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская.
6. Византийско-арабская. 7. Майя. 8. Русско-сибирская.
Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:
1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий
образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.
2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.
3) 40–50-е гг. ХХ века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации («обществу знания»). На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.