ЗАДАЧИ ПО ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАДАЧИ ПО ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Рентабельность (RO – returnon) – общий показатель экономической эффективности деятельности предприятия или использования капитала/ресурсов (материальных, финансовых и т.д.). Данный показатель необходим для анализа хозяйственной деятельности и для сравнения с другими предприятиями.

Рентабельность, в отличие от прибыли, является относительным показателем, поэтому рентабельности нескольких предприятий возможно сравнивать между собой.

Прибыль, выручка и объем продаж являются абсолютными показателями или экономическим эффектом и сравнивать эти данные нескольких предприятий некорректно, потому что подобное сравнение не покажет истинное положение дел.

Возможно предприятие с меньшим объемом продаж будет более эффективным и устойчивым, то есть обойдет другое предприятие по относительным показателям, что важнее. Рентабельность также сравнивают с КПД (коэффициентом полезного действия).

В общем виде рентабельность показывает сколько рублей (копеек) прибыли принесет один рубль, вложенный в активы или ресурсы. Для рентабельности продаж формула читается следующим образом: сколько копеек прибыли содержится в одном рубле выручки. Измеренный в процентах, данный показатель отражает эффективность деятельности.

 

Существуют несколько основных видов рентабельности:

  1. рентабельность продукции/продаж (ROTR/ROS – totalrevenue/sale),
  2. рентабельность себестоимости (ROTC – totalcost),
  3. рентабельность активов (ROA – assets)
  4. рентабельность инвестиций (ROI – invested capital)
  5. рентабельность персонала (ROL – labour)

Универсальная формула для расчета рентабельности выглядит следующим образом:

RO = (Вид прибыли/Показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать)*100%

В числителе вид прибыли – чаще всего используется прибыль от продаж (от реализации) и чистая прибыль, но возможен расчет на основе валовой прибыли, балансовой прибыли и операционной прибыли. Все виды прибыли можно найти в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать. Показатель всегда в стоимостном выражении. Например, найти рентабельность продаж (ROTR), то есть в знаменателе должен стоять показатель объема продаж в стоимостном выражении – это выручка (TR – totalrevenue). Выручка находится как произведение цены (P – price) на объем продаж (Q – quantity). TR=P*Q.

 

Пример расчета рентабельности производства

Для расчета рентабельности производства необходимы следующие показатели: полная себестоимость (TC) и прибыль от реализации (ПР).

Данные представлены в таблице.

 

Показатель Предприятие 1 Предприятие 2
 

Величина, руб.

Выручка (TR) 1 500 000 2 400 000
Полная себестоимость (TC) 500 000 1 200 000

 

Прибыль от реализации можно рассчитать как разницу между выручкой и полной себестоимостью.

ПР1=TR-TC=1500000-500000=1 000 000 рублей

ПР2=TR-TC=2400000-1200000=1 200 000 рублей

Очевидно, что выручка и прибыль от реализации у второго предприятия выше. В измерении абсолютных показателей эффект второго предприятия выше. Но значит ли это, что второе предприятие эффективней?

Для ответа на данный вопрос необходимо рассчитать рентабельность производства.

 

ROTC1=(ПР/TC)*100%=(1000000/500000)*100%=200%

 

ROTC2=(ПР/TC)*100%=(1200000/1200000)*100%=100%

 

Рентабельность производства первого предприятия в 2 раза выше рентабельности производства второго предприятия. Можно уверенно говорить, что производство первого предприятия в 2 раза эффективней, чем у второго.

Рентабельность, как показатель эффективности деятельности предприятия, более точно отражает реальное положении дел на производстве, в сфере продаж или инвестиций предприятия, позволяя правильно среагировать на текущую ситуацию, в отличие от использования абсолютных показателей, которые не дают полной картины.

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИВОВ

 

Используют прибыль до налогообложения и отражают насколько эффективно используется основное имущество организации и показывают какое количество прибыли принесет рубль основных и оборотных средств или общей величины активов предприятия:

3. основных средств (ROFA – return on fixed assets);

4. оборотных средств (ROС A – return on currency assets);

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА

За основу берут чистую прибыль и характеризуют эффективность использования капитала в целях деятельности компании. Также эта подгруппа может рассчитываться при планировании и позволяет оценить, выгодно ли инвестировать или брать взаймы:

Рентабельность собственного капитала (ROE – return on equity) отражает эффективность использования собственных средств в деятельности предприятия;

Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC – return on invested capital) показывает, сколько копеек чистой прибыли организация получит, вложив в инвестиции один рубль;

Рентабельность заемного капитала (ROBC – return on borrowed capital) описывает целесообразность взятия кредита. Он показывает, сколько копеек чистой прибыли организация получит, вложив в один рубль кредитный;

Если показатель выше стоимости заемных средств, то их брать выгодно, если ниже, то организация понесет убытки.

 

В общем виде формула рентабельности представляет собой отношение прибыли к части имущества предприятия, выручке или себестоимости:

Рентабельность = Прибыль / Показатель, рентабельность которого необходимо найти

Например, если нужна эффективность основного капитала, то в числителе будет прибыль от реализации, а в знаменателе – средняя стоимость основных средств. В случае с рентабельностью продаж в знаменатель подставляется выручка как показатель продаж.

Рентабельность активов обычно находится по балансовой прибыли, производства и продаж – по прибыли от реализации, капитала – по чистой прибыли. Данные для расчета берутся из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.



РАСЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

АКТИВОВ:

 

ROFA = БН / Cвна,

где

РАСЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ:

 

ROM = ПР / TC,

где

ROM – рентабельность продукции;

ПР – прибыль от реализации, руб.;

TC – совокупная себестоимость;

 

ROS = ПР / TR,

где

ROS – рентабельность продаж;

ПР – чистая прибыль от основной деятельности, руб.;

TR – выручка от продаж, руб.

ROL = ПР / ССЧ,

где

ROL – рентабельность персонала;

ПР – прибыль от основной деятельности, руб.;

ССЧ – среднесписочная численность персонала.

 

 

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА:

 

ROE = ЧП / СК,

где

ROE – рентабельность собственного капитала;

ЧП – чистая прибыль, руб.;

СК – собственный капитал, руб.;

ROBC = ЧП / ЗК,

где

ROBC – рентабельность заемного капитала;

ЧП – чистая прибыль, руб.;

ЗК – заемный капитал;

 

ROIC = ЧП / СК + ДО,

где

ROIC – рентабельность инвестированного (постоянного) капитала;

ЧП – чистая прибыль, руб.;

СК + ДО – сумма собственного капитала и долгосрочной задолженности, руб.



ПРИМЕР РАСЧЕТА ПО БАЛАНСУ

 

Предприятие ООО «Экран» закончило период со следующими финансовыми показателями. Необходимо вывести эффективность деятельности организации за 2017 год. Среднесписочная численность персонала 25 человек. Величина собственного капитала составляет 120 000 рублей.

 

БАЛАНС

Наименование показателя Код На 31 декабря 2016 На 31 декабря 2017
АКТИВ      
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Итого по разделу I 1100 100000 150000
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Итого по разделу II 1200 50000 60000
ПАССИВ    
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ    
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 1370 20000 40000
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 1410    
Заемные средства   10000 15000

 

ЗАДАЧИ ПО ОЦЕНКЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Рентабельность (RO – returnon) – общий показатель экономической эффективности деятельности предприятия или использования капитала/ресурсов (материальных, финансовых и т.д.). Данный показатель необходим для анализа хозяйственной деятельности и для сравнения с другими предприятиями.

Рентабельность, в отличие от прибыли, является относительным показателем, поэтому рентабельности нескольких предприятий возможно сравнивать между собой.

Прибыль, выручка и объем продаж являются абсолютными показателями или экономическим эффектом и сравнивать эти данные нескольких предприятий некорректно, потому что подобное сравнение не покажет истинное положение дел.

Возможно предприятие с меньшим объемом продаж будет более эффективным и устойчивым, то есть обойдет другое предприятие по относительным показателям, что важнее. Рентабельность также сравнивают с КПД (коэффициентом полезного действия).

В общем виде рентабельность показывает сколько рублей (копеек) прибыли принесет один рубль, вложенный в активы или ресурсы. Для рентабельности продаж формула читается следующим образом: сколько копеек прибыли содержится в одном рубле выручки. Измеренный в процентах, данный показатель отражает эффективность деятельности.

 

Существуют несколько основных видов рентабельности:

  1. рентабельность продукции/продаж (ROTR/ROS – totalrevenue/sale),
  2. рентабельность себестоимости (ROTC – totalcost),
  3. рентабельность активов (ROA – assets)
  4. рентабельность инвестиций (ROI – invested capital)
  5. рентабельность персонала (ROL – labour)

Универсальная формула для расчета рентабельности выглядит следующим образом:

RO = (Вид прибыли/Показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать)*100%

В числителе вид прибыли – чаще всего используется прибыль от продаж (от реализации) и чистая прибыль, но возможен расчет на основе валовой прибыли, балансовой прибыли и операционной прибыли. Все виды прибыли можно найти в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

В знаменателе показатель, рентабельность которого необходимо рассчитать. Показатель всегда в стоимостном выражении. Например, найти рентабельность продаж (ROTR), то есть в знаменателе должен стоять показатель объема продаж в стоимостном выражении – это выручка (TR – totalrevenue). Выручка находится как произведение цены (P – price) на объем продаж (Q – quantity). TR=P*Q.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.