Тема 9. Практическое занятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Цель занятия: определить внутренние закономерности композиционного строения романа, найти основной закон композиции, понять значение композиции как содержательно-организующего принципа романного повествования и идеи произведения в целом, разобраться в системных составляющих композиции.

 

Методы работы над темой : проблемный анализ текста по предложенной системе вопросов, вклю­чающий в себя фундаментальные основы историко-генетического, структур­но-эстетического, типологического и сравнительно-исторического иссле­дования; дискуссионная беседа, работа с монографиями.

 

Проблематика и план занятия

1. «Форма плана» «Евгения Онегина». Принцип троичности как основной композиционный эстетический закон произведения:

а) тройственное членение «плана» и принцип «троичного» построения романа;

б) три лика автора, три основных героя, троичность физического и духовного пространства;

в) тройственный объем художественного обобщения (тип, архетип, индивидуальность).

 

2. «Евгений Онегин» как роман-беседа:

а) диалог автора с читателем как основа повествовательной системы; обращения к читателю, авторский комментарий событий и поступков героев, завершающая роль читателя как судьи;

б) диалог автора с героями: непосредственное общение, реликвии памяти (письмо Татьяны, элегия Ленского); функция иронии;

в) «чужая речь», ее функции в композиции художественного образа (осмыслить в применении к пушкинскому роману положение Бахтина о диа­логической природе художественного слова);

в) отношения героев друг к другу как основа внутрироманного повествования, как диалог самостоятельных романных голосов;

г) субъектно-объектная сфера романа: художественные точки зрения автора, его ценностные ориентиры;  жизненные истины героев, характеристика соотношения художественных сфер автора и героев;

д) лирические отступления в произведении – «поэма о себе», обращенная к читателю.

 

    3. Другие композиционные принципы:

а) начало и конец романа как элементы художественной композиции (отсутствие начала – отсутствие конца);

б) литературные реминисценции к образам Онегина и Татьяны. Осмыс­лить проблему литературной традиции и эстетическую функцию познания жизни в новаторском произведении Пушкина;

в) принцип симметрии и «зеркальности» в построении романа;

г) связь характерологии и жанра, логика характеров и «открытый» роман;

д) связь композиции и жанра произведения.

 

Задания для контроля владения компетенциями:

Используя указанную литературу, составить реферат по одной из предлагаемых тем: «Композиционное и жанровое значение лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»; «Принцип троичности как структурообразующее и архетипическое начало романа «Евгений Онегин»; «Что значит «открытый роман», «свободный роман»?; «Диалогизм романа и его художественное выражение»; «Симметрия и зеркальность в сюжетном и характерологическом проявлении в романе «Евгений Онегин».

 

Основная терминология : композиция, жанр, роман, принцип симметрии, народность, лирические отс­тупления, сатира, ирония, «поэма о себе», саморазвивающаяся структура, жанр, принцип троичности в композиции, литературные реминисценции.

Литература:

2. Бахтин м.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования раз­ных лет. М., 1975. Он же. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8 и 9 // ПСС в XIII тт. Т.VII. М., АН СССР, 1955.

4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

5. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978.

6. Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете («Евгений Онегин») //Динамическая поэтика. От замысла к воплощению. М., 1990.

7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

8. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. Н., 1957.

9. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине // Избранные статьи. М., 1980 или в любом собрании сочинений Гоголя.

10. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине // Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973.

11. Жирмунский В. Байрон и Пушкин. Л., 1924.

12. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Но­вого времени) // Российский литературоведческий журнал, 1993, № 1.

13. Кошелев В.А. Евангельский «календарь» пушкинского «Онегина»: (К проблеме внутренней хронологии романа в стихах) // Евангельский текст в русской литературе XIX – XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр / Сб. науч. трудов под ред. В.Н.Захарова. – Петрозаводск: Изд. Петрозаводского ун-та, 1994.

14. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Го­голь. М.,  1980.

15. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

16. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина // Г.П. Макогоненко Избранные работы. Л., 1987.

17. Набоков В.В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». СПб., 1998.

18. Развитие реализма в русской литературе. Т. I. М., 1972.

19. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963.

20. Томашевский Б.В. X глава «Евгения Онегина» (история разгадки) // Б.В. Томашевский. Пушкин. Материалы к монографии (1824-1837). М.-Л., 1961.

21. Тынянов Ю.Н. Поэтика, история литературы, кино. М., 1977.

22. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1961.

23. Черная Т.К. Русская литература XIX века (ч. 1). Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе. Ставрополь, 2004.

Самостоятельная работа по изучению романа «Евгений Онегин»

Дата: 2019-02-25, просмотров: 404.