ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНОГО ОБМЕНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель занятия: Усвоить роль изменений состояния гидростатического, коллоидно-осмотического давления крови и тканей, проницаемости сосудистой стенки в патогенезе отека и уметь определять значение этих факторов в развитии отека при различных патологических процессах. Уметь определять форму нарушения водно-электролитного обмена и объяснять механизм ее развития, проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отека.

 

 

Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);

- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16),

- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).

 

В результате освоения материалами занятия студент должен:

Знать:

- Нарушения внешнего водного баланса и распределения воды во внутренней среде организма. Их классификация.

- Обезвоживание. Гипер-, изо- и гипоосмолярная дегидратация. Этиология. Патогенез.

- Избыточное накопление воды в организме.

- Отеки. Определение. Классификация.

- Патогенетические факторы отека. Значение градиентов гидродинамического, осмотического и онкотического давления в крови и тканях, состояния сосудисто-тканевых мембран. Роль нервно-гуморальных механизмов в развитииотеков.

- Этиология и патогенез сердечных отеков.

- Патогенез нефротических отеков.

- Патогенез отеков при остром нефрите.

- Патогенез отеков при циррозе печени.

- Особенности нарушений водного обмена у детей.

Уметь:

- определять роль изменений состояния гидростатического, коллоидно-осмотического давления крови и тканей, проницаемости сосудистой стенки в патогенезе отека

-  определять значение этих факторов в развитии отека при различных патологических процессах.

- определять форму нарушения водно-электролитного обмена и объяснять механизм ее развития,

- проводить сравнительный анализ патогенеза различных видов отека.

Владеть:

- навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;

- основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий

- навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы

1. Значение воды для организма. Факторы, определяющиеее распределение и перемещение в организме. Понятие о водном балансе.

2. Регуляция водно-солевого обмена. Строение и функции альдостерона и вазопрессина. Система ренин-ангиотензин-альдостерон.

3. Биохимические механизмы возникновения отеков и дегидратации.

4. Водный и минеральный обмен при работе в горячих цехах.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ

 

1. Гиперосмолярная гипогидратация возникает при:

1) ограничении поступления воды в организм;

2) потере жидкости через кожу;

3) гипервентиляции легких;

4) несахарном диабете;

5) I стадии острой кровопотери;

6) II стадии острой кровопотери;

7) сахарном диабете;

8) гипоальдостеронизме;

9) гиперальдостеронизме;

10) приеме салуретиков.

 

2. Изоосмолярная гипогидратация возникает при:

1) возмещении потерь жидкости питьем воды без соли;

2) гипервентиляции;

3) в 1 стадию острой кровопотери;

4) во II стадию острой кровопотери;

5) гипоальдостеронизме;

6) гиперальдостеронизме;

7) сахарном диабете;

8) несахарном диабете;

9) назначении салуретиков;

10) ограничении поступления жидкости в организм.

 

3. Гипоосмолярная гипогидратация возникает при:

1) возмещении потерь жидкости питьем воды без соли;

2) передозировке салуретиков;

3) несахарном диабете;

4) в 1 стадию острой кровопотери;

5) во II стадию острой кровопотери;

6) гиперальдостеронизме;

7) гипоальдостеронизме;

8) сахарном диабете;

9) гипервентиляции;

10) потере жидкости через кожу.

 

4. Гиперосмолярная гипогидратация характеризуется:

1) дефицитом воды без дефицита электролитов в крови;

2) дефицитом эквивалентного количества воды и электролитов в крови;

3) дефицитом электролитов в крови;

4) дефицитом воды без дефицита электролитов в клеточном секторе;

5) дефицитом электролитов в клеточном секторе.

 

5. Изоосмолярная гипогидратация характеризуется:

1) дефицитом воды без дефицита электролитов плазме крови;

2) дефицитом эквивалентного количества воды и электролитов плазме крови;

3) дефицитом электролитов в крови;

4) дефицитом воды без дефицита электролитов в клеточном секторе;

5) дефицитом электролитов в клеточном секторе.

 

6. Гипоосмолярная гипогидратация характеризуется:

1) дефицитом воды без дефицита электролитов плазме крови;

2) дефицитом эквивалентного количества воды и электролитов в плазме крови;

3) дефицитом электролитов в крови;

4) дефицитом воды без дефицита электролитов в клеточном секторе;

5) дефицитом электролитов в клеточном секторе.

 

7. Признаками гиперосмолярной дегидратации являются:

1) жажда;

2) повышение температуры тела;

3) делирий, кома;

4) гиперосмолярность крови (концентрация натрия более 145 ммоль/л);

5) отсутствие жажды;

6) мягкие глазные яблоки.

 

8. Признаками гипоосмолярной гипогидратации являются:

1) жажда;

2) мягкие глазные яблоки;

3) отек мозга, судороги, кома;

4) гипоосмолярность плазмы крови;

5) отсутствие жажды;

6) повышение температуры тела.

 

9. Гиперосмолярная гипергидратация развивается при:

1) остром гломерулонефрите;

2) избыточном введении гипертонических солевых растворов;

3) первичном гиперальдостеронизме;

4) нефротическом синдроме;

5) сердечной недостаточности;

6) циррозе печени.

 

10. Гипоосмолярная гипергидратация развивается при:

1) повышенной секреции антидиуретического гормона;

2) остром гломерулонефрите;

3) сердечной недостаточности;

4) острой почечной недостаточности;

5) сердечной недостаточности;

6) первичном гиперальдостеронизме;

7) циррозе печени;

8) передозировке салуретиков.

 

11. В патогенезе сердечных отеков играют роль:

1) повышение гидростатического давления в венозной части сосудистого русла;

2) повышение проницаемости клеточных мембран;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока.

 

12. Ведущими механизмами в патогенезе нефротических отеков является:

1) повышение гидростатического давления в венозной части сосудистого русла;

2) повышение проницаемости капилляров клубочков;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока.

6) нарушение реабсорбции белка в канальцах

 

13. Ведущими механизмами в развитии отеков при остром гломерулонефрите является:

1) повышение гидростатического давления в венозной части сосудистого русла;

2) повышение проницаемости капилляров клубочков;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока;

6) нарушение реабсорбции белка в канальцах.

 

14. В патогенезе асцита при циррозе печени играют роль:

1) повышение гидростатического давления в системе воротной вены;

2) повышение проницаемости капилляров;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока.

 

15. Ведущим механизмом в патогенезе отеков при аллергии является:

1) повышение гидростатического давления в венозной части сосудистого русла;

2) повышение проницаемости сосудистой стенки;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока.

 

16. Ведущим механизмом в патогенезе лимфогенных отеков является:

1) повышение гидростатического давления в венозной части сосудистого русла;

2) повышение проницаемости сосудистых стенок;

3) снижение онкотического давления плазмы крови;

4) активация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы;

5) нарушение лимфооттока.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1. 1, 2, 3, 4, 6, 7    7. 1, 2, 3, 4, 6        13. 2, 3, 4

2. 3                        8. 3, 4, 5                14. 1, 3, 4

3. 1, 2, 7                9. 1, 2, 3, 5, 6        15. 2

4. 1                        10. 1, 4                  16. 5

5. 2                        11. 1, 2, 3, 4

6. 3                        12. 3, 6

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дата: 2019-02-25, просмотров: 334.