Основные подходы к пониманию общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человеческое общество - одно из самых сложных из известных науке явлений действительности. Вопрос, почему возникает общество, по каким законам он развивается, почему одно общество сменяет другое, волновали мыслителей всех времен и народов.

Термин "общество" - понятие многозначное. Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле он имеет такие значения:

1) общество как совокупность общественных отношений. Известно, что общественные отношения - это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество не просто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, развивается в определенной степени независимо от других социальных организмов;

2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное общество, информационное общество и т.п.);

3) отдельное, конкретное общество, является самостоятельным субъектом истории (украинское общество, американское общество и т. Д.).

Общество в широком смысле - это отделена от природы часть материального мира, представляет собой исторически развитую форму жизнедеятельности людей, основой которой является человеческий труд, общественное производство. Иначе говоря, это все человечество в целом, то есть вся совокупность общественных организмов, существовавших и существующих на нашей планете.

Общество изучает множество наук: социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждый из которых имеет свой аспект изучения общества. Имеет такой аспект и философия. Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностей развития общества, в целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса. Социологию же в основном интересует социальная структура общества, то есть способ организации и связи элементов общества в единый организм, история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в различные исторические периоды и тому подобное.

Социальная философия под понятием "общество" подразумевает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе общих интересов и договора. Понятие "общество" - шире, чем понятие общность, поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество имеет черты общности.

Понятие "народ" означает общность людей, связанных, прежде всего, происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием "нация" подразумевают форму организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных государственностью экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развитии человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все рассмотренные понятия, как это мы видим из данных определений, тесно связаны между собой и взаимно пересекаются.

Итак, когда возникло общество и оно собой представляет? Установлено, что общество на нашей планете не существовало испокон веков. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были первобытные племена, затем рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в конце ИУ тыс. До н. е. в плодородных долинах рек Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда и Ганга (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай). Отсюда можно сделать вывод, что переход человечества от общинной формы существования к обществу состоялся более 5000 лет назад. 216

Основные подходы к пониманию общества. Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует философских направлений в истории философской мысли. Все их рассмотреть достаточно сложно, однако, при определенном упрощении, их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей).

Одной из первых концепций понимания обществу и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в эпоху рабовладения. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривались в системе общего мирового (Божьего) порядке - космоса (Бога), что является источником и первоосновой всего сущего. Стихийная реализация исторической необходимости порождала и поддерживала в людей уверенность в существовании судьбы, Божий обусловленности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих. Поэтому Бог (космическое) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм - основная тема древних мифов. Историки и философы античности также рассматривали общество не как особое образование, развивается по своим законам, а как компонент космического бытия. Отсюда следует религиозно-мифологический характер их взглядов.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии, философии Средневековья. Античная философия, несмотря на различие во взглядах ее представителей на общество, имела космологический характер, поскольку тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (космос). Средневековое же мышление было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и в общественной жизни, для него была не природа, а Бог.

В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина, а позже Фомы Аквинского. Августин считал, что вся история определяется Божьей волей, а все недостатки объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей вечно принципу общественной жизни, а разделение на сословия установленный Богом.

В Новое время распространилась натуралистическая концепция общественной жизни, представителями которой были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., Хотя первые натуралистические идеи можно найти еще в произведениях древнегреческих философов. Так, например,

Демокрит высказывал мнение о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, Аристотель же выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

В чем же сущность данного подхода? Натурализм (от лат. Natura - природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т. Д. Согласно данному принципу тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географическим средой (географическая школа - Лев Мечников, Василий Ключевский и др.), Биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей (социальный дарвинизм: Мальтус, Гумплович, Уильям Самнер; расово-антропологическая школа: Жозеф Артур де Гобино и др.), космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, а человека - до уровня только природного существа. Главный недостаток данной концепции заключается в игнорировании качественного своеобразия человека, в унижении человеческой активности, в отрицании человеческой свободы.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодостаточную субстанцию. Такс идеалистическое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и находит свое отражение в принципе: "Идеи правят миром".

Вершиной объективно идеалистической модели понимания общества являются взгляды Гегеля, который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. По Гегелю, история движется вперед не как стихийный процесс. Она состоит из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности и эгоистические цели. Однако в результате действий людей, которые заботятся о своем интересе, возникает что-то новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этом, считает Гегель, и заключается "хитрость исторического разума", саморазвитие и самопознание которого и представляет собой собственно исторический процесс.

Таким образом, если с точки зрения натурализма развитие общества определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм), ничем не ограничена человеческая активность, прежде всего духовно-волевая (субъективный идеализм).

Недалеко натуралистической и идеалистической моделей пытались раскрыть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы, социологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В чем заключается сущность социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, основанной на работах Чарльза Дарвина, Льюиса Моргана, процесс формирования общества своим исходным пунктом имеет выделение человека из животного мира при формировании у предков человека социально-побудительных мотивов в поведении. Благодаря этому, помимо естественного отбора, вступает в силу и социальной отбор. В процессе такого "двойного" отбора выживали и считались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например, быть сплоченными, помогать друг другу, заботиться о судьбе потомков и т. Д. Так постепенно в ходе исторического развития человек, образно говоря, становилась на рейки социальных законов сходя с пути биологических закономерностей.

Процесс социализации человека осуществлялся в первую очередь в процессе труда, навыки к которой постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя таким образом вещественно-фиксированную "культурную" традицию. Работа, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловила возникновение и развитие различных видов общения, возникновения членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и производственные отношения, возникшие на ее основе, являются главными материальными силами, которые привели к появлению и совершенствованию собственно человеческой формы существования - общества.

К. Маркс, анализируя закономерности развития уже сформированного общества, значительно расширяет сферу действия материализма и распространяет ее на сферу общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стали называть материалистическим пониманием истории. Согласно этому подходу система производственных отношений составляет в обществе первооснову - базис, на котором формируются все другие отношения людей - правовые, политические, идеологические и т. Д.

Теперь несколько слов о современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из самых известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864-1920), называется интерпретацией социального действия. Главной идеей веберовской концепции, и всей его социологии, является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляется во всех сферах человеческих взаимоотношений. Согласно этой концепции социальное действие имеет смысл, которого она не имеет в природе. Для понимания этого содержания необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование содержания социальных действий людей. Необходимо добавить, что в социальной действием имеют в виду не какое-либо действие, а действие, "субъективный смысл которой относится к поведению других людей". Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто наследуемой, аффективной или когда она ориентируется на какое-либо природное явление.

Еще одна из известных современных концепций человека и общества-так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизму, неофрейдизма и социобиологизму, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902-1994), суть данной концепции заключается в том, что каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мнений отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно-товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-природно-товарно-социальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в его объединениях.

Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 251.