История развития менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделим основные этапы эволюции управленческой мысли. Развитие менеджмента – это эволюционный процесс, характеризующийся непрерывностью и отражающий континуум изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Как наука менеджмент сформировался лишь в последнее столетие, в основу формирования его как науки легли следующие научные школы, теории и подходы.

1. Классические школы управления

Эти школы разработали теорию «научного менеджмента» и «административного управления». Основателем школы научного менеджмента является Фредерик Тейлор. В основу школы научного менеджмента был положен математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж.

Методы школы научного менеджмента широко применяются в фармации для количественной оценки уровня организации труда. Методы изучения рабочего времени (хронометраж, фотография рабочего времени, фотохронометраж, метод моментных наблюдений) применяют для изучения длительности, цикличности повторяющихся элементов. В аптеках используют нормы нагрузки на одну штатную единицу и в соответствии со штатными нормативами формируют штаты аптек.

2. Административный управленческий подход

В 20-е годы прошлого столетия были пересмотрены, обобщены или развиты многие существующие в то время положения, возникла теория «административного управления». Основоположником этой школы является французский промышленник Анри Файоль.

Целью классической (административной) школы было создание универсальных принципов управления (ПУ). Основу теории Файоля составили 14 принципов управления. Умные и прогрессивные руководители аптечных организаций взяли на вооружение эти принципы, и они лежат в основе управления аптеками (табл. 1).

9
Таблица 1.

Основы управления аптеками

 

№ п.п. ПУ Содержание ПУ Влияние ПУ на деятельность аптек
1 Разделение труда Специализация функций (по приему рецептов, по изготовлению порошков, мазей, микстур, инъекционных растворов) Увеличивается сноровка, точность, уверенность, качество, выход продукции
2 Власть–ответственность Власть есть право отдавать распоряжение и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т.е. без санкций, награды или кары, сопровождающих ее действия Власть сочетает авторитет на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах
3 Дисциплина Повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения к достигнутым соглашениям между предприятиями и его служащими Состояние дисциплины существенно зависит от достоинств руководителя аптеки и повышает производительность труда
4 Единоначалие Служащему может давать приказания относительно какого- либо действия только один начальник Дуализм распорядительства является часто источником очень тяжелых конфликтов, наносит урон авторитету власти, подрывает дисциплину, нарушает порядок, стройность
5 Единство руководства Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель Необходимое условие-единство действия, координация сил приводит к своевременному выполнению дела
6 Подчинение частных интересов общим Интерес служащих или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия Работники, повышающие свою производительность труда, должны получать большую оплату в форме премий, увеличения заработной платы
7 Вознаграждение персонала Получать справедливую заработную плату за свой труд Директора (менеджеры) аптек должны обладать полной ответственностью, но в то же время они должны передать (делегировать) определенные полномочия подчиненным, разделив с ними некоторые руководящие функции
8 Централизация Проблемы централизации и децентрализации разрешаются нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность В аптеке каждому работнику отведено свое место и соблюдается строгий порядок в размещении лекарственных средств, вспомогательного материала, инструментов, посуды. Провизор-аналитик, провизор-технолог, ассистент и другие - каждый имеет свое оборудованное место
9 Иерархия (скалярная цепь) Ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими Директора аптек относятся к своим работникам как к равным и с уважением. Это уважение вдохновляет сотрудника аптеки к прилежанию и лояльности
10 Порядок (порядок материальный) Каждому предмету отведено определенное место, и чтобы каждый предмет находился на отведенном ему месте. Каждому работнику назначено определенное место, и чтобы каждый работник находился на назначенном ему месте Формирует дисциплинированность аптечных работников и необходимость соблюдения фармацевтического порядка
11 Справедливость Для того чтобы поощрять персонал к исполнению обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно, справедливость - есть результат сочетания благожелательности с правосудием Обеспечивается постоянство состава персонала, снижается текучесть кадров. Появляются стимулы для лучшей работы персонала
12 Постоянство состава персонала Излишняя текучесть кадров представляет собой одновременно и причину и следствие плохого управления, это дорого обходится предприятию Аптечные организации стремятся к достижению долговременных соглашений с работниками и менеджерами
13 Инициатива Инициатива всех, присоединенная к инициативе начальства и, по необходимости, ее дополняющая, - большая сила предприятия При прочих равных условиях, руководитель, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, намного превосходит руководителя, не умеющего это делать
14 Корпоративный дух (единение персонала) В единении – сила. В результате гармонии персонала аптеки повышается производительность труда и развивается благоприятный микроклимат в коллективе

 

Процессный подход

Процессный подход впервые был предложен приверженцами теории административного управления. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это серия взаимосвязанных непрерывных действий. Их называют управленческими функциями. Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация (рис. 1).

     
 
ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

 



Рис. 1. Функции управления

 

А. Планирование

Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование не является одноразовым событием, т.к. организация стремится продолжить свое существование. Если цель достигнута, то организация меняет цели.

Б. Организация

Организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или право использовать ресурсы организации.

В. Мотивация

Задачи и функции мотивации заключаются в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Мотивация - создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности влияния факторов, которые постоянно меняются.

Г. Контроль и координация

Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Контроль - это процесс обеспечения достижения целей в органиции.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 255.