Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом
субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта РФ представляет собойисовокупность стратегических и оперативных мер, связанных с использо-
ванием долговых отношений в процессе привлечения денежных |)есур-
сов, необходимых для устойчивого социально-экономического развития
региона.

Указанные меры включают регулирование объема и структуры долга,
определение порядка привлечения новых долговых обязательств, обслу-
живание и погашение долга, управление проблемными долгами, контроль
за целевым и эффективным использованием привлеченных средств.

Стратегическое управление государственным долгом субъекта РФ
является неотъемлемым элементом региональной бюджетной политики.
Оно реализуется законодательными и исполнительными органами вла-
сти субъекта РФ в рамках бюджетного процесса при разработке основных
направлений бюджетной и долговой политики субъектов РФ. подготовке
проектов, рассмотрении и утверждении законов о бюджете. В законе о бюд-
жете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период уста-
навливаются источники финансирования бюджетного дефицита, объемы
внутреннего и внешнего долга, заимствований, выпуска субфедеральных
ценных бумаг, расходов на обслуживание долга. Программы государствен-
ных внешних и внутренних заимствований, а также программа государстпснных гарантий субъекта РФ являются приложением к закону о регио-
нальном бюджете. При правовой регламентации долговых отношений
субъектом РФ учитываются предельные значения параметров субфедс-
рального долга, установленные действующим бюджетным законодатель-
ством1 (табл. 3). 1 До 1 января 2018 г. предельный объем государственного долга субъекта РФ может превысить установленные ограничения в пределах объема долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года н (или) в случае утверждения законом субъекта РФ
в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ бюджетных креди-тов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пре-делах указанных кредитов. С учетом этих условий устанавливается и верхний предел госу-
дарственного внутреннего долга субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъ-
екта РФ имеет право установить дополнительные ограничения по своему
долгу.

Таблицу 3

Параметры управления государственным долгом субъекта РФ,
установленные БК РФ

Параметр Ограничения
Предельный объем государственного долга субъекта РФ Не должен превышать общий годовой объем доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ. в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета превышала 40% в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет. 50% общего годового объема доходов регионального бюджета без учета объема безвозмездных поступлений
Предельный объем заимствований субъ- екта РФ Не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств субъекта РФ в текущем финансовом году
Предельные объемы выпуска ггосударствен- ных ценных бумаг субъекта РФ Устанавливаются в соответствии с верхним пределом госуда|ктненного долга субъекта РФ его высшим мспол ннтельным органом
Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ Не должен превышать 15% объема расходов регио- нального бюджета, за исключением расходов, осущест- вляемых за счет субвенций из федерального бюджета

Оперативное управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется его высшим исполнительным или финансовым органом.
В процессе этого управления определяются генеральные условия эмиссии
п обращения субфсдеральиых облигаций, организуются размещение ценных бумаг, привлечение и возврат кредитов, выплата доходов и погашение
долговых обязательств, предоставление и исполнение гарантий, прово-
дятся мониторинг показателей объема, структуры долга и расходов по его
обслуживанию по установленным предельным ограничениям, текущий
конт|юль эффективности и целевого использования средств, а также дру-
гие оперативные действия.

Управление субфедеральным долгом должно обеспечить лостижени
заданных целей |)егионалы1ой долговой политики при соблюдении прием
лемого уровня финансовых рисков и издержек привлечения средств. По,
эффективностью управления долгом понимается степень достижения еп
основных параметров (величины, структуры, стоимости обслуживали:
и пр.) п способность органов власти сохранять эти параметры на уровш
необходимом для обеспечения устойчивого социалыю-экономичсскоп
развития территории.

Наиболее общим показателем, используемым при анализе управле
ния субфедеральным долгом, является уровень долговой нагрузки субь
екта РФ
. измеряемый как отношение его государственного долга к объем;
валового регионального щюдукта. к общему объему доходов региональной
бюджета или к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджет
(т.е. к доходам без учета безвозмездных поступлений). В последние годы
когда совокупный объем государственного долга субъектов РФ устой
чиво рос и достиг к 1 января 2015 г. 2089 млрд руб. (на 20% выше уровш
2013 г.), уровень долговой нагрузки, рассчитанный по отношению к объем;
налоговых и неналоговых бюджетов регионов, в среднем по России соста
вил 35,4% (на 33,0% выше показателя 2013 г.).

Отдельные аспекты эффективности управления государственным дол-
гом можно оценить показателями:

отношения величины превышения поступлении средств от заимство-
ваний над величиной рас ходов но их привлечению к величине этих расходов;

отношения расходов на обслуживание и погашение государственного
долга субъекта РФ к объему валового регионального продукта, к доходам
или расходам регионального бюджета;

— доли расходов на обслуживание регионального долга в общем объеме
расходов бюджета субъекта РФ.

Стоимость обслуживания долга во многом зависит от его структуры;
поскольку рыночные заимствования (ценные бумаги, кредиты банков),
как правило, являются более дорогими, чем нерыночные (бюджетные кре-
диты, государственные гарантии). Анализ структуры государственного
долга субъектов РФ свидетельствует об увеличении в условиях
неблагоприятной экономической ситуации бюджетных кредитов из феде-
рального бюджета как инструментов замещения более дорогих рыночных
заимствований.

Высокая стоимость заимствований и их краткосрочный характер обу-
словливают необходимость сокращения доходности и удлинения сроков
новых заимствований. Это, в частности, достигается на основе реструктури-
зации долга, под которой согласно ст. 105 БК РФ понимается прекращение
долговых обязательств с их заменой другими долговыми обязательствами,
предусматривающими иные условия обслуживания и погашения. Реструкту-
ризация может проводиться с частичным списанием суммы основного долга.

Оптимизация структуры государственного долга субъектов РФ
па основе создания эффективной системы управления позволит обеспе-
чить предупреждение возможных долговых кризисов и приня тие действен-
ных мер но их преодолению.









































































Дата: 2019-02-25, просмотров: 188.