Бессоюзное сложное предложение. Пунктуация в БСП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

БСП противопоставлены ССП и СПП на основании отсутствия союзов между их частями.

 

Смысловые отношения между частями передаются разными средствами: порядком следования частей, синтаксическими особенностями каждой из частей, лексико-грамматическим способом и, главное, интонация. В письменной речи смысловые отношения передаются при помощи знаков препинания.

 

Запятая – самый нейтральный знак препинания при бессоюзии.

 

Обычно он свидетельствует о равноправии частей, их независимости в БСП. Как правило, это недлинные предложения, с небольшим количеством других знаков. Чаще всего между частями БСП, разделенными запятой возникают перечисленные или присоединительные отношения (без резкой экспрессии).

 

Ребёнок обиделся, ему становится жаль себя, он начинает плакать.

 

Звёзды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облака подсвечены таинственным светом.

Хочется спорить, настаивать на своём, это оживляет любую беседу.

 

Независимым отношениям, переданным запятой, соответствует спокойная перечислительная интонация.

 

Двоеточие в БСП.

 

Двоеточие знак заведомой подчинённости второй части бессоюзного предложения.

 

Такие высказывания по смыслу приравниваются к СПП:

 

1) с придаточным изъяснительным (вторая часть раскрывает, поясняет смысл первой части)

 

Я понял: ничего из этого не выйдет. = Я понял, что ничего из этого не выйдет.

 

2) с придаточным причины (вторая часть даёт причинное обоснование тому, о чём

 

говорится в первой части)

 

Эту задачу в два счёта не решить: она требует особого подхода. = Эту задачу в два счёта не решить, потому что она требует особого подхода.

 

Двоеточию соответствует весьма специфическая интонация – резкое падение тона с выжидательной паузой.

Тире в БСП.

 

Тире в БСП может быть показателем как равноправных, так и зависимых отношений.

 

1) Равноправие частей при постановке тире обозначает:

- быструю смену событий, неожиданное присоединение;

- противопоставление или сопоставление.

 

Дверь открылась – на пороге стоял незнакомец. (Быстрая смена событий)

 

Он отправился засветло – мы прособирались дотемна. (Противопоставление)

 

Зависимые отношения в БСП при постановке тире обозначают, что подчинённой

 

Частью является первая (а не вторая, как при постановке двоеточия).

 

Такие высказывания по смыслу приравниваются к СПП:

 

1) с придаточным времени:

 

Приехали наши – стало веселее. (Время и причина)

 

2) с придаточным условия:

 

Скажи он мне об этом раньше – я бы не стала волноваться. (Условие)

 

3) с придаточным причины:

 

Повалил валом снег – пришлось остаться дома. (Причина)

 

4) с придаточным уступки:

 

Много раз к нему обращались разные люди – никого не стал слушать. (Уступка)

 

Из примеров видно, что отсутствие союзов делает смысловые отношения между частями БСП нежёсткими, неоднозначными. Многие смыслы наслаиваются друг на друга: противительные и уступительные, временные и условные, быстрая смена событий и неожиданность. Во многих предложениях с тире чувствуется причинно-следственное значение.

 

Интонация тире также прямо противопоставлена интонации двоеточия.

 

Вместо падения тона здесь обнаруживается резкий скачок, повышение интонации почти до вопросительной .

 

Точка с запятой в БСП.

 

Точка с запятой знак самостоятельности частей сложного предложения и при наличии, и при отсутствии союзов.

 

Когда предложение перегружено знаками препинания, точка с запятой более чётко определяет границу между частями, чем запятая. Точка с запятой также указывает на относительную смысловую самостоятельность частей.

 

Многослойные тучи наползали одна на другую, резкий ветер сдувал последнюю листву, лужи покрывались мелкой рябью; настроение падало с каждой минутой.

 

(БСП состоит из четырёх частей. Три из них передают состояние природы, а четвёртое выражает состояние человека, наблюдающего за природой. Большая смысловая близость первых трёх частей передаётся постановкой запятых, относительная самостоятельность четвёртой части передаётся постановкой точки с запятой).

Игра знаков препинания отражает развитие мысли в высказывании:

 

Учащийся сначала постигает азы предмета, много принимает на веру: ему ещё не видны горизонты самой науки; далее он движется вслепую, нащупывая новые факты, сопоставляя их, пытаясь выстроить в систему; впоследствии задаётся вопросами и ищет на них ответы – полное знание не приходит никогда.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.